Решение по делу № 33-1347/2020 от 28.02.2020

г.Сыктывкар Дело № 2-2/2020 (33-1347/2020г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Буткиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании 12 марта 2020 года дело по апелляционной жалобе Власова И.А. на решение Удорского районного суда Республики Коми от 14 января 2020 года, которым исковые требования Власова И.А. к АО «Коми тепловая компания» о признании действий Удорского филиала АО «Коми тепловая компания» незаконными, об обязании произвести перерасчет по услуге «отопление» оставлены без удовлетворения

Заслушав доклад судьи Ус Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Власов И.А. обратился в суд с иском к АО «Коми тепловая компания» с учетом изменений исковых требования и отказа от заявленных требований, в соответствии с определением суда от 10.12.2019, истец просил суд: признать действия ответчика по начислению услуги «отопление» из расчета 58,1 кв.м. с 01.03.2019 г. незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет за отопление с марта 2019 года, согласно расчетных значений утвержденных Удорским филиалом АО «Коми тепловая компания» из расчета 35,7 кв.м.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Власов И.А. не согласен с постановленным решением и просит отменить его, вынести новое, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с положениями ч.ч. 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения и отмены по доводам апелляционной жалобы решения суда не находит.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 19.12.2000 собственником 1/3 доли <Адрес обезличен> является Власов И.А., <Дата обезличена> г.р., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению жильцам указанного многоквартирного жилого дома, в том числе и по квартире истца, оказывает Удорский филиал АО «Коми тепловая компания».

Как следует из лицевого счета и расчета истцу выставлен счет за оказанные с марта 2019 года по май 2019 года включительно коммунальные услуги по отоплению в размере 9 938, 76 руб., с учетом площади жилого помещения 58, 10 кв.м.

Согласно сведениям миграционного пункта ОМВД России по Удорскому району Власов И.А., зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен>.

Определением Удорского районного суда от 24.10.2019 производство по гражданскому делу № 2-184/2019 по иску Власова И.А. к АО «Коми тепловая компания» о признании действий незаконными и возложении обязанности по выдаче технических условий для установки приборов учета тепловой энергии, прекращено, в связи с отказом заявителя от иска. Определение вступило в законную силу.

Актом обследования жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> с целью изменения расчетных значений по оплате за теплоснабжение от 29.06.2012 г., составленного работниками Удорского филиала АО «КТК», в присутствии квартиросъемщика Власова И.А., установлено: - в жилой комнате № 3 площадью 15,6 кв.м. снят отопительный прибор, состоящий из 7 секций марки М-140-АО с установкой резьбовой заглушки. В комнату поступает попутное тепло от одного стояка квартирной разводки диаметром 20 мм, длиной 2,6 м. В кухне площадью 7,3 кв.м., снят отопительный прибор, состоящий из 3 секций марки М-140-АО с установкой резьбовой заглушки. В кухню поступает попутное тепло от одного стояка диаметром 20 мм, длиной 2,6 м. В комнате № 1 площадью 7,3 кв.м. снят отопительный прибор, состоящий из 8 секций марки М-140-АО. В комнату поступает попутное тепло от одного стояка внутриквартирной разводки диаметром 20 мм, длиной 2,6 м. В комнате № 2 площадью 10,3 м.кв. имеется действующий отопительный прибор, состоящий из 6 секций марки М-140-АО. В комнату поступает попутное тепло от одного стояка внутриквартирной разводки диаметром 20 мм, длиной 2,6 м.

Данные сведения также подтверждаются актом осмотра указанной кв. <Адрес обезличен> от 18.04.2019, согласно которому в зале, кухне, спальне №1, спальне №2, имеются обогревающие элементы марки М-140-АО, состоящие из количества вышеуказанных секций (в соответствии с актом обследования от 29.06.2012), стояки условным диаметром 20 мм. По всей квартире установлены электрические обогревающие элементы.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд исходил из того, что отключение внутриквартирной системы отопления в квартире истца произведено в отсутствие установленного законом порядка, а именно, в отсутствие надлежащего согласования с органом местного самоуправления.

Согласно ст. ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст.153 Жилищного кодекса РФ, «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, потребитель коммунальных услуг обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги, в том числе плату за тепловую энергию (ч.ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ).

Исходя из системного толкования указанных норм, следует, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме не вправе произвольно отказаться от исполнения своих обязательств по оплате за тепловую энергию.

Как верно указано судом, действующим законодательством Российской Федерации определены обязательные нормы для принятия решения потребителями о смене способа обеспечения теплоснабжением принадлежащего им жилого помещения, в том числе требования к индивидуальным автономным источникам тепловой энергии, которые допускается использовать в многоквартирных жилых домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.

Установив, что демонтаж системы централизованного отопления в квартире истца произведен в нарушение требований законодательства, в отсутствие согласования с органом местного самоуправления, cуд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований.

В соответствии со ст. 25, 26 Жилищного кодекса РФ, установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования являются переустройством жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения, собственник данного помещения или уполномоченное им лицо, обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов.

Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Согласно подп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

В силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Следовательно, система внутридомового отопления является общим имуществом всех собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома.

Статьей 539 Гражданского кодекса РФ установлена обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

При этом самовольное переоборудование помещений, демонтаж радиаторов отопления и установка альтернативных источников обогрева, не освобождают ответчика от оплаты тепловой энергии.

На основании ст. 546 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Радиаторы отопления энергопринимающим устройством не являются.

Из приведенных выше правовых норм следует, что демонтаж радиаторов системы центрального отопления без соответствующего разрешения, не может свидетельствовать о расторжении договора энергоснабжения и не освобождает ответчика от обязанности производить оплату услуг, независимо от причин демонтажа.

Согласно Ведомственным строительным нормам «Правила оценки физического износа жилых зданий» ВСН 53-86 (р), утвержденным приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446, центральное отопление является инженерным оборудованием как всего дома в целом, так и жилого помещения, в частности. Элементами системы отопления являются магистрали, стояки, отопительные приборы, запорная арматура, калориферы. Сам термин «система» предполагает взаимосвязанность и взаимозависимость ее элементов, поэтому демонтаж одного из элементов фактически означает демонтаж всей системы. Система центрального отопления не только греет воздух в жилом помещении, но частично передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения (здания), предупреждая его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Жилое помещение, лишенное системы центрального отопления, утрачивает качественные квалифицирующие характеристики жилого помещения.

Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.), принимая во внимание, что при отсутствии радиаторов отопления обогрев помещения в многоквартирном доме не прекращается, демонтаж приборов отопления (радиаторов) не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиком не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом.

В соответствии с подп. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 40 Правил от 06.05.2011 № 354, установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, начисление истцу платы за услугу отопление предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома. В этой связи освобождение собственника жилого помещения от платежей за услугу отопления противоречит жилищному законодательству, нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе собственников иных жилых помещений. Кроме того, указанными Правилами какой-либо иной порядок расчетов с отдельными собственниками помещений в многоквартирном доме, отключивших свои помещения от централизованной системы отопления, не предусмотрен, поскольку в потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Плата за коммунальную услугу тепловая энергия в многоквартирном доме начисляется всем потребителям в одинаковом порядке и зависит только от общей площади занимаемых помещений.

Отсутствие радиаторов отопления в квартире не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, так как одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме, на что правильно указал суд первой инстанции. Потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений.

По смыслу приведенных правовых норм проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления. При этом переход на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения городского округа, предусматривающей такую возможность.

Вместе с тем, указанные требования закона истцом не соблюдены, что установлено в ходе судебного разбирательства. По указанным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы жалобы истца о том, что отключение от центрального отопления было произведено с согласия управляющей компании.

Исходя из смысла указанных норм права, у собственника помещения в многоквартирном доме, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома, оплате коммунальных услуг той организации, которая эти услуги оказывает.

Выводы суда в решении мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, оснований считать их не правильными не имеется.

Потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений.

Таким образом, право потребителей на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности заявленного иска.

Доводы апелляционной жалобы в целом направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку доказательств, исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, сводятся к несогласию с правильными выводами суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Удорского районного суда Республики Коми от 14 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Власова И.А. – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

33-1347/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Власов Иван Андреевич
Ответчики
АО КТК Удорский филиал
Другие
ООО Жилстрой
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ус Е.А.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
12.03.2020Судебное заседание
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Передано в экспедицию
12.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее