Дело № 2-2841/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 19 июля 2019 г.
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Маркиной Г.В.,
при секретаре Гараниной Е.В.,
с участием помощника прокурора Павловой Ю.А.,
истца Беляева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Беляева Алексея Сергеевича к Асатрян Тиграну Левони о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Беляев А.С. обратился в суд с иском о взыскании с Асатряна Т.Л. 150000 рублей компенсации морального вреда, ссылаясь на причинение вреда его здоровью в результате преступных действий ответчика, противодействовавшего исполнению должностных обязанностей представителями власти.
В судебном заседании Беляев А.С. требования поддержал.
Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке, в суд не явился, ходатайств не поступило.
Суд, заслушав истца, изучив письменные доказательства, заключение прокурора, считающего разумным размером компенсации морального вреда, подлежащим взысканию с ответчика в пользу потерпевшего, исходя из обстоятельств дела и требований закона, сумму <данные изъяты> рублей, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Установлено, что приговором судьи Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ). Асатрян Т.Л. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>, с назначением наказания в виде штрафа. Из приговора следует, что (ДД.ММ.ГГГГ) (ФИО)12 (после регистрации брака с (ФИО)3 (ДД.ММ.ГГГГ). (ФИО)11) Ю.С., (ФИО)3 и (ФИО)6 прибыли для проведения исполнительских действий, а именно ареста автомобиля должника (ФИО)7, по адресу: <адрес>, <адрес>, и при изъятии находящегося во дворе автомобиля Асатрян Т.Л., явившийся вместе с должником, осознающий, что перед ним находятся сотрудники <адрес> <адрес> УФССП России по <адрес> при исполнении своих служебных обязанностей, и желающий воспрепятствовать изъятию автомобиля, при наличии единого преступного умысла, направленного на применение насилия, осознавая общественно опасный характер действий, предвидя наступление общественно опасных последствий, и желая этого, применил в отношении <данные изъяты> насилие, нанеся руками (ФИО)10 не менее 8 травматических воздействий, (ФИО)3 и (ФИО)8 не менее одного травматического воздействия. Указанными действиями (ФИО)3 были причинены телесные повреждения в виде <данные изъяты>, которые квалифицируются как не причинившие вреда здоровью человека, что подтверждается заключением эксперта БУЗ ВО «Воронежское областное бюро СМЭ» (№).18.
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. Поскольку вступившим в законную силу приговором суда установлен факт совершения ответчиком умышленного преступления, повлекшего причинение телесных повреждений истцу, требования о компенсации морального вреда заявлены правомерно.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2007г. №522 утверждены Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в которых под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды. Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека (п.9 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда здоровью человека, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 №194н).
Отсутствие факта причинения вреда здоровью определенной степени (легкого, среднего, тяжкого) не препятствует взысканию компенсации морального вреда, вызванного претерпеванием физической боли и нравственных страданий, переживаниями за будущее здоровье, нарушением психологического состояния.
Принимая во внимание обстоятельства совершенного преступления – умышленное применение насилия к сотрудникам власти при исполнении ими служебных обязанностей, личности обеих сторон, их возраст, характер повреждений, полученных истцом – не связанный с вредом жизни, и учитывая, что помимо физической боли действиями ответчика Беляеву А.С. были причинены нравственные страдания, связанные с переживанием за свою честь и достоинство, как сотрудника, поскольку было оказано публично неповиновение представителю <данные изъяты> в присутствии посторонних лиц, суд приходит к выводу о возможности определения общей суммы компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей, что будет соответствовать требованиям разумности и справедливости, глубине нравственных страданий истца.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
От уплаты госпошлины Беляев А.С. при подаче иска на основании ст. 333.36 НК РФ был освобожден как истец по иску о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, поэтому с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина на основании ст.98 ГПК РФ в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 56, 103, 194-199, 237-238 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Беляева Алексея Сергеевича удовлетворить.
Взыскать в пользу Беляева Алексея Сергеевича с Асатряна Тиграна Левони компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Взыскать с Асатряна Тиграна Левони государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а если такое заявление подано, то в течение месяца со дня отказа в удовлетворении такого заявления.
Судья Г.В. Маркина
Дело № 2-2841/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 19 июля 2019 г.
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Маркиной Г.В.,
при секретаре Гараниной Е.В.,
с участием помощника прокурора Павловой Ю.А.,
истца Беляева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Беляева Алексея Сергеевича к Асатрян Тиграну Левони о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Беляев А.С. обратился в суд с иском о взыскании с Асатряна Т.Л. 150000 рублей компенсации морального вреда, ссылаясь на причинение вреда его здоровью в результате преступных действий ответчика, противодействовавшего исполнению должностных обязанностей представителями власти.
В судебном заседании Беляев А.С. требования поддержал.
Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке, в суд не явился, ходатайств не поступило.
Суд, заслушав истца, изучив письменные доказательства, заключение прокурора, считающего разумным размером компенсации морального вреда, подлежащим взысканию с ответчика в пользу потерпевшего, исходя из обстоятельств дела и требований закона, сумму <данные изъяты> рублей, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Установлено, что приговором судьи Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ). Асатрян Т.Л. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>, с назначением наказания в виде штрафа. Из приговора следует, что (ДД.ММ.ГГГГ) (ФИО)12 (после регистрации брака с (ФИО)3 (ДД.ММ.ГГГГ). (ФИО)11) Ю.С., (ФИО)3 и (ФИО)6 прибыли для проведения исполнительских действий, а именно ареста автомобиля должника (ФИО)7, по адресу: <адрес>, <адрес>, и при изъятии находящегося во дворе автомобиля Асатрян Т.Л., явившийся вместе с должником, осознающий, что перед ним находятся сотрудники <адрес> <адрес> УФССП России по <адрес> при исполнении своих служебных обязанностей, и желающий воспрепятствовать изъятию автомобиля, при наличии единого преступного умысла, направленного на применение насилия, осознавая общественно опасный характер действий, предвидя наступление общественно опасных последствий, и желая этого, применил в отношении <данные изъяты> насилие, нанеся руками (ФИО)10 не менее 8 травматических воздействий, (ФИО)3 и (ФИО)8 не менее одного травматического воздействия. Указанными действиями (ФИО)3 были причинены телесные повреждения в виде <данные изъяты>, которые квалифицируются как не причинившие вреда здоровью человека, что подтверждается заключением эксперта БУЗ ВО «Воронежское областное бюро СМЭ» (№).18.
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. Поскольку вступившим в законную силу приговором суда установлен факт совершения ответчиком умышленного преступления, повлекшего причинение телесных повреждений истцу, требования о компенсации морального вреда заявлены правомерно.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2007г. №522 утверждены Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в которых под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды. Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека (п.9 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда здоровью человека, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 №194н).
Отсутствие факта причинения вреда здоровью определенной степени (легкого, среднего, тяжкого) не препятствует взысканию компенсации морального вреда, вызванного претерпеванием физической боли и нравственных страданий, переживаниями за будущее здоровье, нарушением психологического состояния.
Принимая во внимание обстоятельства совершенного преступления – умышленное применение насилия к сотрудникам власти при исполнении ими служебных обязанностей, личности обеих сторон, их возраст, характер повреждений, полученных истцом – не связанный с вредом жизни, и учитывая, что помимо физической боли действиями ответчика Беляеву А.С. были причинены нравственные страдания, связанные с переживанием за свою честь и достоинство, как сотрудника, поскольку было оказано публично неповиновение представителю <данные изъяты> в присутствии посторонних лиц, суд приходит к выводу о возможности определения общей суммы компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей, что будет соответствовать требованиям разумности и справедливости, глубине нравственных страданий истца.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
От уплаты госпошлины Беляев А.С. при подаче иска на основании ст. 333.36 НК РФ был освобожден как истец по иску о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, поэтому с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина на основании ст.98 ГПК РФ в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 56, 103, 194-199, 237-238 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Беляева Алексея Сергеевича удовлетворить.
Взыскать в пользу Беляева Алексея Сергеевича с Асатряна Тиграна Левони компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Взыскать с Асатряна Тиграна Левони государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а если такое заявление подано, то в течение месяца со дня отказа в удовлетворении такого заявления.
Судья Г.В. Маркина