Решение по делу № 2-2011/2014 ~ М-91540/2014 от 30.07.2014

01 октября 2014 года г. Луга

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданское дело № 2-2011/2014

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при секретаре Рой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Лужский водоканал» о признании незаконными действий по добыче полезных ископаемых (подземных вод) без лицензии и приостановлении деятельности по добыче полезных ископаемых (подземных вод) до получения лицензии на добычу полезных ископаемых (подземных вод),

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Лужский водоканал» о признании незаконными действий по добыче полезных ископаемых (подземных вод) без лицензии и приостановлении деятельности по добыче полезных ископаемых подземных вод до получения лицензии на добычу полезных ископаемых (подземных вод).

В обоснование заявленных требований Лужский городской прокурор указал, что в результате проведения проверки в части соблюдения федерального законодательства в сфере лицензирования деятельности по недропользованию, установлен факт пользования ответчиком недрами с целью добычи подземных вод через скважины и без соответствующей лицензии, чем нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Из Устава ОАО «Лужский водоканал» следует, что предприятие, помимо всего прочего, осуществляет деятельность по распределению воды, а также может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законодательством о лицензировании, только на основании лицензии.

В нарушение Федеральных законов РФ «О недрах» и «Об охране окружающей среды» ОАО «Лужский водоканал» деятельность по добыче подземных вод в целях водоснабжения населения осуществляется без соответствующей лицензии.

Указанные действия ОАО «Лужский водоканал» нарушают права как Российской Федерации, являющейся собственником недр, так и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, связанной с добычей подземных вод.

Первоначально ответчик просил суд признать действия ответчика по добыче полезных ископаемых (подземных вод) без лицензии незаконными и обязать ответчика получить в установленном законом порядке лицензию на недропользование.

В судебном заседании Лужский городской прокурор изменил требования и просит суд признать действия ответчика по добыче полезных ископаемых (подземных вод) без лицензии незаконными и приостановить деятельность ответчика по добыче полезных ископаемых (подземных вод) до получения лицензии на добычу полезных ископаемых (подземных вод).

Участвующий в судебном заседании прокурор Виноградова Т.С. поддерживает заявленные требования, считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик ОАО «Лужский водоканал» в лице представителя Шабалиной А.А., действующей на основании доверенности от 05 августа 2014 года, с заявленными требования не согласен. Поясняет, что скважины № переданы в собственность предприятия, используются для водоснабжения. Не оспаривает факт отсутствия лицензий в отношении заявленных скважин и необходимость получения лицензий. При этом поясняет, что для получения лицензии нужна справка Роспотребнадзора о том, что качество воды соответствует санитарным нормам. Вместе с тем, такую справку им не выдают, поскольку вода не соответствует санитарным требованиям, из-за чего предприятие не может получить лицензию. Номера скважин, указанные в актах приема-передачи имущества соответствуют техническим паспортам. При этом, номера скважин, указанные прокурором в исках, соответствуют данным номерам. Вместе с тем, скважины в актах приемки-передачи указаны под инвентарными номерами. Поясняет также, что их предприятием принимаются меры к получению лицензий на данные скважины.

Третье лицо Администрация Оредежского сельского поселения, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направила, об отложении слушания дела не просила. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области, будучи надлежащим образом уведомленное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении слушания дела не просило. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ОАО «Лужский водоканал», исследовав материалы дела, находит, требования истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

При этом в силу ст. 22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Принимая во внимание, что лицензия на добычу полезных ископаемых (подземных вод) является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий, а обеспечение права на благоприятную окружающую среду затрагивает интересы граждан, проживающих на территории Лужского муниципального района, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 45 ГПК РФ.

В соответствии с преамбулой Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации,.. . включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Согласно ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 19 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В силу п.3 ст.9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно п.1 ст.5 Водного кодекса РФ к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

Пунктом 1 ст.8 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч.2 настоящей статьи.

Статьей 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.

Из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что лицензия на пользование участками недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности в строго установленном порядке.

ОАО «Лужский водоканал» использует для добычи подземных вод скважины и в <адрес>

Как следует из Устава ОАО «Лужский водоканал», основными видами деятельности данного юридического лица являются обеспечение населения, всех потребителей различных форм собственности питьевой водой, прием сточных вод для очистки и обеззараживания, эксплуатация сетей водопровода и канализации, насосных станций, канализационных очистных сооружений, артезианских скважин и водонапорных башен в надлежащем состоянии и так далее.

В соответствии с актами приема-передачи от <дата> к имуществу ОАО «Лужский водоканал» относятся скважины по адресу: <адрес> с инвентарными номерами и .

Факт передачи скважины в пользование ОАО «Водоканал» подтверждается ответом Администрации Оредежского сельского поселения на запрос суда № 390 от 01 октября 2014 года.

Из ответа Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Лужском районе на запрос прокурора № 47-12-2135 от 25 сентября 2014 года следует, что обе скважины находятся в фактическом пользовании ОАО «Водоканал».

Лужской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере лицензирования деятельности по недропользованию на территории Лужского муниципального района, в ходе которой выявлено нарушение – использование ОАО «Лужский водоканал» скважин и в <адрес> для добычи полезных ископаемых (подземных вод) без соответствующей лицензии.

Ответчиком не оспаривается факт отсутствия лицензий на право пользования недрами на данные скважины.

Рассматривая дело, суд установил, что добыча подземных вод из скважин, расположенных в <адрес>, осуществляется ответчиком в отсутствие лицензии на пользование недрами, содержащей все условия и требования, установленные в нормах действующего законодательства и разрешающей осуществлять добычу подземных вод, то есть использование скважин осуществляется в отсутствие документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, самовольно.

Отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование является нарушением требований в области охраны окружающей среды.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Учитывая, что эксплуатация недр в отсутствие лицензии на такую деятельность противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, суд полагает, что деятельность ОАО «Лужский водоканал» по добыче подземных вод через перечисленные скважины является незаконной.

Поскольку в силу положений статьи 1 и 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» недра в целом, а также поверхностные и подземные воды в частности, являются компонентами природной среды и представляют собой объекты охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, то в силу ч. 2 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области их охраны влечет за собой приостановление по решению суда деятельности по эксплуатации подземного водного объекта.

Ссылки ответчика на то, что вода является основным ресурсом, необходимым для нормального функционирования предприятия и жизнедеятельности населения, а также на то, что прекращение по пользованию недрами создаст неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, правового значения при разрешении данного спора, не имеют.

Суд пришел к выводу, что требования Лужского городского прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Лужского городского прокурора о признании незаконными действий по добыче полезных ископаемых (подземных вод) без лицензии и приостановлении деятельности по добыче полезных ископаемых (подземных вод) до получения лицензии на добычу полезных ископаемых (подземных вод) удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Лужский водоканал» по добыче полезных ископаемых (подземных вод) без лицензии через скважины и в <адрес>

Приостановить деятельность Открытое акционерное общество «Лужский водоканал» по добыче полезных ископаемых (подземных вод) через скважины и в <адрес> до получения лицензии на добычу полезных ископаемых (подземных вод).

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.

Председательствующий         подпись

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2014 года.

    

    

2-2011/2014 ~ М-91540/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лужский городской прокурор
Ответчики
ОАО "Лужский водоканал"
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области
Администрация Оредежского сельского поселения
Суд
Лужский городской суд Ленинградской области
Судья
Киселева Светлана Николаевна
Дело на странице суда
lugasud--lo.sudrf.ru
30.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2014Передача материалов судье
04.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2014Подготовка дела (собеседование)
25.08.2014Подготовка дела (собеседование)
25.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2014Судебное заседание
23.09.2014Судебное заседание
01.10.2014Судебное заседание
06.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2016Дело оформлено
25.11.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее