Дело №2-563/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2017 года г. Нарьян-Мар
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Яровицыной Д.А.,
при секретаре Лиходед Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой Татьяны Игоревны к Казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» о возложении обязанности поставить на учет в качестве безработного и начисления пособия по безработице,
установил:
Данилова Т.И. обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» (далее по тексту – КУ НАО «ЦЗН») о возложении обязанности поставить на учет в качестве безработного и начисления пособия по безработице.
В обоснование заявленных требований указала, что 16.01.2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении прав признания ее в качестве безработной с выплатой соответствующего пособия, на которое ДД.ММ.ГГГГ получила ответ, в котором ответчиком было указано на отсутствие у нее права о признании безработной со ссылкой на п.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ», согласно которого решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Полагает, что отказ является необоснованным, в связи с тем, что согласно нормам действующего законодательства местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, тогда как она проживает и зарегистрирована по месту пребыванию в г. Нарьян – Маре. В связи с чем просит обязать ответчика зарегистрировать её в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по день подачи искового заявления в суд в сумме 33 075 руб.
В судебном заседании Данилова Т.И. уточнила требования в части возложения на ответчика обязанности выплаты ей пособия без указания суммы пособия, остальные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик КУ НАО «ЦЗН» в судебное заседание своего представителя не направил, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом. Согласно представленного отзыва указывает на не согласие с заявленными требованиями, ссылаясь на отсутствие оснований для признания истца безработной с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что последняя с заявлением о поставке на учет в качестве безработного не обращалась. Кроме того, полагает, что не имеется оснований для признания истца безработной по причине отсутствия у нее регистрации по месту жительства в Ненецком автономном округе.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав истца, оценив и исследовав представленные доказательства приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления устанавливаются законом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Данилова Т.И. обратилась в КУ НАО «ЦЗН» с заявлением, в котором просила разъяснить о наличии у нее права встать на учет в качестве безработной с выплатой соответствующего пособия. Согласно указанному заявлению истец на момент его подачи была зарегистрирована по адресу: <адрес>, имела временную регистрацию по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, а фактически проживала по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>.
Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснено, что она может получить в установленном порядке государственную услугу «Содействие граждан в поиске подходящей работы», написав заявление и представить имеющиеся документы, при этом также указано, что Данилова Т.И. не может быть признана безработной с выплатой соответствующего пособия по причине того, что последняя проживает в Ненецком автономном округе на условиях временной регистрации.
ДД.ММ.ГГГГ Данилова Т.И. вновь обратилась к ответчику с письмом, в котором указала на не согласие с выводом об отсутствии у нее правовых оснований в получении пособия в связи с наличием у регистрации по месту пребывания на территории Ненецком автономном округе и на основании изложенной позиции просила рассмотреть свое обращение.
ДД.ММ.ГГГГ КУ НАО «ЦЗН» Даниловой Т.И. был дан ответ аналогичный письму от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с разъяснениями ответчика об отсутствии оснований в присвоении статуса безработного, Данилова Т.И. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы регулируются Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 9 апреля 1991 года N 1032-1 (далее по тексту - Закон).
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В соответствии с п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (далее по тексту – Правила) при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.
Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными (п.3 Правил).
В силу п. 4 Правил постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (п. 7 Правил).
Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. Право гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует предоставления гражданином установленного законом перечня документов и обязанность указанных органов после получения перечисленных документов вынести решение о регистрации гражданина в качестве лица, ищущего работу и признании гражданина безработным.
Иными словами регистрация гражданина в качестве безработного носит заявительный характер.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Данилова Т.И. обратилась к ответчику для регистрации ее в целях поиска подходящей работы, представила все необходимые для этого документы, что подтверждается заявлением, карточкой персонального учета, сведениями личного дела и в тот же день истец была зарегистрирована КУ НАО «ЦЗН» в целях поиска подходящей работы.
Вместе с тем, судом установлено, и данное обстоятельство истец в судебном заседании не оспаривала, что при обращении в КУ НАО «ЦЗН» ДД.ММ.ГГГГ она надлежаще оформленного заявления о регистрации в статусе безработной и необходимые документы не предъявляла.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что надлежаще оформленного заявления о регистрации в статусе безработной с предъявлением необходимых документов истец в центр занятости населения не предоставляла, решения об отказе в постановке на учет от ответчика не получала.
Фактически заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и последующим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истец просила ей разъяснить о наличии у нее права в регистрации ее в качестве безработной и на которые КУ НАО «ЦЗН» были даны разъяснения.
Анализируя представленные доказательства, в их совокупности, дав им оценку применительно к требованиям статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Даниловой Т.И., при обращении к ответчику ДД.ММ.ГГГГ не был соблюден заявительный характер обращения о регистрации ее в качестве безработной, иного как того требует ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Согласно частей 1, 2, 3 ст. 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Даниловой Т.И. заявлено требование о возложении на ответчика обязанности признать ее безработной с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пособие по безработице, на данных требованиях истец настаивала в судебном заседании.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Возможность выхода суда за пределы заявленных требований в данном случае федеральным законом не предусмотрена.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку в данном случае оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на КУ НАО «ЦЗН» обязанности поставить на учет в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, в связи не соблюдением истцом установленного законом порядка, то как следствие не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности выплатить пособие по безработице с указанной даты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Даниловой Татьяны Игоревны к Казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» о возложении обязанности поставить на учет в качестве безработного и начисления пособия по безработице оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий Д.А.Яровицына
Копия верна
Судья Д.А.Яровицына
Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2017 года