Судья Домникова М.В. |
Дело № 33а-12181/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 17 декабря 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В.,
судей Терентьевой Н.А., Хожаиновой О.В.,
при секретаре Оплачко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1087/2019 по административному иску ФИО13 Натальи Викторовны к Федеральной таможенной службе Крымская таможня, ФИО14 Ольге Викторовне, ФИО15 Евгению Евгеньевичу о признании незаконным решения о неразрешении на въезд на территорию РФ, признании незаконным и отмене требования об уплате таможенных платежей,
по апелляционной жалобе Крымской таможни на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 сентября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
17 апреля 2019 года административный истец ФИО16 Н.В. обратилась в суд к Федеральной таможенной службе Крымская таможня, в котором с учётом уточнённых требований просила признать незаконным решение о неразрешении на въезд на территорию РФ № от 28 сентября 2018 года в отношении ФИО17 Н.В.
7 августа 2019 года ФИО18 Н.В. обратилась в суд исковым заявлением к Федеральной таможенной службе Крымская таможня, в котором просила признать незаконным и отменить требование об уплате таможенных платежей № от 23 июля 2018 года.
Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 августа 2019 года административные дела по указанным исковым заявлениям объединены в одно производство с присвоением делу номера № 2а-1087/2019.
Требования исковых заявлений мотивированы тем, что 8 апреля 2019 года административным истцом в пункте пропуска Чонгар ФТС Крымская таможня получено уведомление о принятии решения Федеральной таможенной службой Крымской таможней о неразрешении въезда в РФ в отношении ФИО19 Н.В. В качестве основания принятия указанного решения явилось неисполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, в связи с не вывозом временно ввезенного на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортного средства для личного пользования в соответствии с решением по результатам таможенного контроля. Крымская таможня предъявила ФИО20 Н.В. требование об уплате таможенных платежей №/№ от 23 июля 2018 года, в связи с невывозом временно ввезенного на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортного средства для личного пользования. Истец считает его незаконным, указывая, что транспортное средство было ввезено на таможенную территорию Евразийского экономического союза 18 июня 2015 года, акт обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей № составлен 16 июля 2018 года, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов направлено 24 июля 2018 года и 27 августа 2018 года, то есть за пределами трёхлетнего пресекательного срока, кроме того, принудительное взыскание таможенных пошлин административным ответчиком также не осуществлялось. По мнению истца, принятое решение является незаконным, нарушающим её конституционные права, свободы и законные интересы.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 сентября 2019 года исковые требования ФИО21 Н.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Крымской таможни № от 28 сентября 2018 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина ФИО22 Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В удовлетворении исковых требований ФИО23 Н.В. отказано.
Не согласившись с решением суда, Крымская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда изменить, отказать ФИО24 Н.В. в части признания незаконным решения Крымской таможни № от 28 сентября 2018 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина ФИО25 Н.В. В остальной части решение суда от 26 сентября 2019 года по делу № 2а-1087/2019 оставить без изменений. Указывает на то, что обстоятельствам дела относительно решения о неразрешении въезда судом дана ненадлежащая оценка, спор разрешён с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО26 Н.В. – ФИО27 А.С. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного ответчика Федеральной таможенной службе Крымская таможня – ФИО28 А.В. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объёме, просила решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом, согласно пассажирской таможенной декларации от 30 января 2015 года №/№ гражданкой Украины ФИО29 Н.В. временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство – автомобиль марки «ЗАЗ - DAEWOO» модель «№», 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN № объём двигателя 1299 см 3, свидетельство о регистрации транспортного средства САР №.
Срок временного ввоза указанного транспортного средства был определён до 18 июня 2015 года.
В установленный таможенным органом срок гражданка Украины ФИО30 Н.В. автомобиль марки «ЗАЗ - DAEWOO» за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывезла.
Крымской таможней проведена таможенная проверка, и составлен Акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого в нарушение ст. 264 ТКЕЭС выявлен факт невывоза временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС транспортного средства – автомобиль марки «ЗАЗ - DAEWOO» модель «№», 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN № объём двигателя 1299 см 3.
23 июля 2018 года в адрес ФИО31 Н.В. направлено Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени №
28 сентября 2018 года Крымской таможней принято решение № о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении ФИО32 Н.В., основанием для принятия которого, послужило нарушение иностранным физическим лицом установленного таможенным органом срока вывоза временно ввезённого транспортного средства, невыполнение ФИО33 Н.В. обязанности по оплате в установленный срок причитающихся сумм таможенных платежей в размере 322438 рубля 82 копейки.
В силу Федерального закона от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на въезд в Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом (статья 2).
В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 № 12 утверждены Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию решений о неразрешении въезда и их отмене непосредственно и (или) через свои территориальные органы (подразделения) (пункт 4 Правил).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомляются об этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принявшим решение о неразрешении въезда, в срок не более 3 рабочих дней со дня принятия решения о неразрешении въезда. Указанное уведомление направляется либо вручается под роспись иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, по месту их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации либо по месту их фактического местонахождения на территории Российской Федерации (пункт 5 вышеуказанных Правил).
В случае невозможности установления фактического местонахождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомление о принятом в отношении них решении о неразрешении въезда не направляется (не вручается). В названный выше перечень включена также Федеральная таможенная служба (ФТС).
Приказом Федеральной таможенной службы России от 8 августа 2017 года № 1288 утверждён Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основаниями для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию ( далее – Порядок № 1288).
Из подпункта 1 пункта 2 вышеуказанного Порядка № 1288 следует, что материалы, содержащие обстоятельства, являющиеся основанием для принятия либо отмены Решения (далее - материалы для принятия Решения), подготавливает подразделение (должностное лицо) таможенного органа: осуществляющее взыскание таможенных платежей и пеней, - после истечения срока, установленного требованием об уплате таможенных платежей, и подтверждения факта неуплаты таможенных платежей.
Как установлено судом, Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № от 23 июля 2018 года было направлено ФИО34 Н.В. по адресу: <адрес>., конверт вернулся в отметкой «истёк срок хранения» (л.д. 56).
При этом отсутствуют доказательства направления вышеуказанного уведомления по адресу регистрации ФИО35 Н.В. <адрес>), что свидетельствует о том, что административный истец не знал о принятии таможенным органом Уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени №/Ув2018/0000086, в связи с чем решение №/З-00050 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении ФИО3 не может быть признано законным, к какому выводу обоснованно пришёл суд первой инстанции.
Признавая незаконным оспариваемое решение Крымской таможни № от 28 сентября 2018 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию ФИО36 Н.В., суд первой инстанции также принял во внимание, что при принятии решения административным ответчиком не были учтены нормы международного права, в частности положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года о недопустимости вмешательства в право на уважение семейной жизни, и существенные обстоятельства, что на территории Российской Федерации Cевастьянова Н.В. проживает в г. Ялта совместно с дочерью, которая обучается в школе, а также супругом, осуществляет трудовую деятельность на основании патента, что свидетельствует об осуществлении ФИО37 Н.В. трудовой деятельности на территории Республики Крым.
Так, Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьёй 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемым решением нарушены права истца на уважение частной и семейной жизни, созданы препятствия на проживание со своим ребёнком, кроме того административным ответчиком не представлено доказательств, что принятие оспариваемого решения оправдано крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка и является адекватной мерой государственного реагирования на совершённые административным истцом административные правонарушения.
О том, что требование ФИО38 Н.В. о признании незаконным уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, социальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № от 23 июля 2018 года не подлежит удовлетворению суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
В силу части 1 статьи 270 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено законодательством государств-членов, или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения указанных в нем требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов (часть 4 статьи 270 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Следовательно, направление уведомления в случае установления факта нарушения таможенного законодательства является формой реагирования на выявленные правонарушения и является обязанностью таможенного органа.
Согласно части 4 статьи 74 Закона № 289-ФЗ расчёт таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и расчёт таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, заполняются не позднее десяти рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля и (или) иного решения в сфере таможенного дела, фиксирующего факт нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, который влечёт за собой наступление срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, если иной срок заполнения не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
В результате проведённой таможенной проверки административным ответчиком установлен факт невывоза ФИО39 Н.В. временно ввезённого транспортного средства - автомобиля марки «ЗАЗ - DAEWOO» модель «№», 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN № объём двигателя 1299 см 3.
23 июля 2018 года в адрес ФИО40 Н.В. направлено Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени №
Уведомление № от 23 июля 2018 года, вынесенное таможенным органом соответствует форме и содержанию, предусмотренной статьёй 73 Закона № 289-ФЗ.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции, оценив причины пропуска срока на обращение в суд ФИО41 Н.В., учитывая, что административному истцу стало известно о наличии оспариваемого решения и уведомления только 8 апреля 2019 года, пришёл к обоснованному выводу о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, не опровергают его выводов.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Крымской таможни – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: Н.А. Терентьева
О.В. Хожаинова