Дело № 3а-83/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.
при секретаре Пономаревой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 марта 2019 года в г. Кургане Курганской области административное дело по административному иску И.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Правительству Курганской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной,
УСТАНОВИЛ:
И.Н. 27 февраля 2019 г. обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> (далее также – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по <адрес>), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее также – Управление Росреестра по Курганской области), Правительству Курганской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной.
В обоснование административного иска указывал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, площадью <...> кв.м, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес>
Кадастровая стоимость земельного участка согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 16 января 2014 г. составляет 2228051,92 руб.
Согласно отчету от 4 февраля 2019 г. №, подготовленному оценщиком ИП К, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 16 января 2014 г. составила 349 900 руб.
Ссылаясь на положения земельного законодательства, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, И.Н. считает свои права нарушенными, поскольку ему приходится нести бремя повышенной налоговой нагрузки, находящейся в прямой зависимости от величины кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
В судебное заседание административный истец И.Н. не явился. О месте и времени рассмотрения административного дела уведомлен надлежаще; его представитель Е.Р., действующая на основании доверенности, заявленные требования административного иска поддержала по доводам, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности М.В., не возражала по существу административного иска, оставив разрешение вопроса на усмотрение суда, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности Я.В., разрешение заявленных требований оставлял на усмотрение суда, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по <адрес> Д.В., действующий на оснвоании доверенности, разрешение вопроса по административному иску оставил на усмотрение суда, поддержав ранее представленный письменный отзыв на административный иск представителя по доверенности И.В., которая возражала против участия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по <адрес> в процессуальном статусе административного соответчика и просила исключить филиал из числа административных соответчиков по делу.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Из материалов дела следует, что И.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного использования, площадью <...> кв.м, расположенный по почтовому адресу ориентира: <адрес>
Право собственности И.Н. на указанный объект зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Росреестра по <адрес> (запись регистрации №) и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 17 декабря 2014 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области от 19 октября 2018 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 16 января 2014 г. составляет 2228051,92 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Курганской области от 9 декабря 2014 г. № 479 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Курганской области, за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений» утверждены результаты государственной кадастровой оценки указанной категории земельных участков и земель (их удельные показатели) по состоянию на 1 января 2014 г.
Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка непосредственно данным нормативным правовым актом (приложением 1 к постановлению Правительства Курганской области от 9 декабря 2014 г. № 479) не определялась.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» закреплен порядок определения кадастровой стоимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Как следует из сведений, представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № был образован в 2014 г., поставлен на государственный кадастровый учет 16 января 2014 г., что подтверждается, актом от 6 мая 2015 г. определения кадастровой стоимости земельных участков б/н, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, утвержденным должностным лицом филиала ФГБУ «ФКП «Росреестра» по <адрес> - <...> А.В.
На основании изложенного, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, как вновь образованного земельного участка, может быть определена по состоянию именно на указанную дату – 16 января 2014 г.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно отчету ИП К от 4 февраля 2019 г. №, положенного И.Н. в основу заявленных требований, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная оценщиком по состоянию на 16 января 2014 г., составила 349 900 руб.
Отчет оценщика содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик, составивший отчет, руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки.
Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком на правильную дату оценки – дату, по состоянию на которую в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» подлежит установлению кадастровая стоимость объекта оценки.
Достоверность выводов указанного отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено, доказательств, опровергающих обоснованность заявленных И.Н. требований, представителями государственных органов власти суду представлено не было (ч. 5 ст. 247 КАС РФ).
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных И.Н. административных исковых требований об установлении по состоянию на 16 января 2014 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету ИП К от 4 февраля 2019 г. №, в сумме 349 900 руб.
Судом отказывается в удовлетворении ходатайства представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по <адрес> об исключении учреждения из числа административных соответчиков по делу, поскольку удовлетворение настоящим судебным решением административных требований И.Н. каких-либо последствий, в том числе финансовых, определяемых процессуальным положением лица в административном судопроизводстве, непосредственно для ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по <адрес>, формально выступающим по настоящему административному делу в процессуальном статусе административного соответчика, не влечет.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 247, 249, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление И.Н., обратившегося в Курганский областной суд 27 февраля 2019 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по почтовому адресу ориентира: №, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного использования, кадастровый №, площадью <...> кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 349 900 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья Д.В. Пшеничников