ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 мая 2016 года г. Тула
Судья Пролетарского районного суда г.Тулы Пугаева И.И., изучив ходатайство осужденного Шмакова А.Ю. о признании права на реабилитацию,
установил:
осужденный Шмаков А.Ю. обратился в Пролетарский районный суд г.Тулы с ходатайством о признании права на реабилитацию. В обоснование ходатайства указал, что по приговору <данные изъяты> от 10 марта 2015 признан виновным по ч. 3 ст. 232 УК РФ. Данный приговор 7 декабря 2015 года <данные изъяты> в части осуждения его (Шмакова А.Ю.) по ч. 3 ст. 232 УК РФ отменен, производство по делу в этой части было прекращено.
Изучив ходатайство осужденного, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, частичная реабилитация имеет место тогда, когда было вынесено постановление о прекращении уголовного преследования по реабилитирующему основанию в отношении некоторых преступлений при одновременном признании лица виновным в совершении какого-либо преступления.
В соответствии с ч. 1 ст. 397 УПК РФ суд рассматривает вопросы, связанные с исполнением приговора, в частности о возмещении вреда реабилитированному, восстановлении его трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав в соответствии с ч. 5 ст. 135 УПК РФ, ч. 1 ст. 138 УПК РФ.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 УПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 134 УПК РФ суд в приговоре, определении, постановлении, а следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 135 УПК РФ возмещение реабилитированному имущественного вреда включает в себя возмещение: заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования; конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества; штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда; сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи; иных расходов.
В течение сроков исковой давности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, со дня получения копии документов, указанных в части первой статьи 134 УПК РФ, реабилитированный вправе обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда в суд, постановивший приговор, вынесший постановление, определение о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования, либо в суд по месту жительства реабилитированного, либо в суд по месту нахождения органа, вынесшего постановление о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования либо об отмене или изменении незаконных или необоснованных решений. Если уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, то требование о возмещении вреда направляется в суд, постановивший приговор, либо в суд по месту жительства реабилитированного.
Требование о возмещении имущественного вреда разрешается судьей в порядке, установленном статьей 399 УПК РФ для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.
Согласно нормам ч. 2 ст. 136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года N 17 «О практике применения судами норм главы 18 УПК РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» основанием для возникновения у лица права на реабилитацию является постановленный в отношении его оправдательный приговор или вынесенное постановление (определение) о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 133 УПК РФ.
Шмаков А.Ю. подал в суд ходатайство о признании за ним права на реабилитацию, в котором просил о рассмотрении данного ходатайства с его личным участием для изложения им в ходе судебного заседания фактов о необоснованном привлечении к уголовной ответственности.
Однако, согласно апелляционному определению <данные изъяты> от 7 декабря 2015 года в части осуждения Шмакова А.Ю. по ч. 3 ст. 232 УК РФ приговор <данные изъяты> от 10 марта 2015 года отменен, производство по делу в этой части было прекращено. На основании п. 4 ч. 2 ст. 133 УПК РФ в связи с отменой приговора и прекращением производства по делу в части его (Шмакова А.Ю.) осуждения по ч. 3 ст. 232 УК РФ за Шмаковым А.Ю. признано право на реабилитацию.
Таким образом, данным апелляционным определением в соответствии с ч. 1 ст. 134 УПК РФ за Шмаковым А.Ю. признано право на реабилитацию.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, ходатайство осужденного Шмакова А.Ю. о признании права на реабилитацию подлежит возвращению заявителю.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 134, 256, 397 УПК РФ, судья,
постановил:
отказать осужденному Шмакову А.Ю. в принятии ходатайства о признании права на реабилитацию и возвратить ходатайство заявителю.
Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение 10 суток.
Судья