№ 2-728/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Гагарин
Смоленской области 19 июля 2021 года
Гагаринский районный суд Смоленской области, в составе председательствующего судьи Федоровой Е.И., при помощнике судьи Макаренковой Л.В., с участием истицы Трифоновой Л.Г., представителя ответчика Мохова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифоновой Ларисы Гелиевны к администрации Кармановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области об обязании перенести контейнерную площадку,
установил:
Трифонова Л.Г. обратилась в суд с иском к администрации Гагаринского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области об обязании перенести контейнерную площадку для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, расположенную около 3 метров от границ ее участка, в нарушение Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 и 2.2.3 СанПиН 42-128-469088, а также п. 2.2 Постановления Главного санитарного врача РФ от 05.12.2019 №20 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований"». В обосновании иска указала, что на площадке стоит невыносимый запах, бегают бродячие животные, ветер разносит мусор, в том числе на территорию ее земельного участка, площадка является местом обитания грызунов. Неоднократно обращалась с заявлениями об устранении ее прав, на что получены ответы об отсутствии нарушений, однако место расположения контейнерной площадки не соответствует санитарно-эпидемиологические требованиям, не согласовано с районным архитектором и санэпидстанциями. Просит также взыскать судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в сумме 2396 рублей.
В судебное заседание истица требования поддержала, по доводам иска, указав, что контейнерная площадка не огорожена, не имеет крыши, расположена в близи ее строения, которое частично используется для проживания, которое хотя на настоящее время и не зарегистрировано, но используется для проживания в нем, было построено в пределах имевшегося ограждения, в связи с чем произошел захват части земельного участка, ею принимаются меры к его получению.
Представители ответчика Мохов Е.В. возражая против иска, указал, истица приобрела земельный участок 11.02.2019 года, который ранее предоставлялся как огород, вблизи многоквартирного дома. Контейнерная площадка и туалет для многоквартирного дома существовал со времени строительства этого дома, то есть с 80-х годов, построены предприятием, обслуживающим Вазусскую гидросистему. При приобретении истицей земельного участка, контейнерная площадка уже существовала, внесена в реестр с 2018 году постановлением №77 от 26.12.2018. Истица возвела капитальное строение вблизи контейнерной площадки в нарушении действующих норм и правил, без отступа от границ земельного участка, произведя самозахват части земель, неразграниченных в собственность, разместив его в том числе частично не на своем земельном участке. В связи с отказом администрации в перераспределении земель, истица стала обращаться в различные организации в целях получения земельного участка под контейнерной площадкой и туалетом. В настоящее время проводятся работы по формированию территории под многоквартирным домом.
Несоответствие контейнерной площадки санитарным нормам установлено решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 10.03.2021 года, которым администрация обязана устранить допущенные нарушения, путем контейнерной площадки приведения в соответствие СанПин 2.1.3684-21. Истица ссылается на нарушение санитарных норм, которые в настоящее время являются недействующими. При этом у истицы в собственности находится земельный участок с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства, а не для ИЖС, на котором она возвела строение с нарушением установленных норм и правил.
Третье лицо - Администрация МО "Гагаринский район" Смоленской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, возражений по иску не представило.
Третье лицо - ООО "Спецавтохозяйство", просило о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, указав об отсутствии заинтересованности в деле.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 11.02.2019 Трифонова Л.Г. является собственником земельного участка площадью 220+/-10 кв. м с кадастровым номером №67:03:0750101:496 по адресу: Смоленская область, Гагаринский район. с.Карманово, ул. Августовская, с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 12-14).
Как следует определения от 15.03.2021 года, вынесенного государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, вынесенного по результатам рассмотрения сообщения Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области о наличии в действиях Трифоновой Л.Г. признаков события правонарушения, Трифонова Л.Г. является собственником земельного участка, границы которого установлены, по фактическому пользованию площадь земельного участка составляет 295,37 кв.м., что превышает площадь в соответствии с данными в ЕГРН на 75,37 кв.м. Земельный участок площадью 75,37 кв.м. относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, администрацией МО «Гагаринский район» Смоленской области (лицом, уполномоченным распоряжаться указанным земельным участком) Трифоновой Л.Г. не предоставлялся, используется последней самовольно, в том числе на нем располагается строение: гаража и бани (л.д. 85-90).
Как усматривается из постановления главы администрации Кармановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области от 26.12.2018 года № 77 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кармановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области» ответчиком утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кармановского сельского поселения, в числе которых указано место нахождение спорной контейнерной площадки.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (в редакции от 27.12.2010) «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10», установлены требования к удалению бытовых отходов и мусора, согласно которым для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (п. 8.2.5).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21» утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», вступившие в силу с 01.03.2021, в соответствии с которыми контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение отходов за пределы контейнерной площадки, с трех сторон высотой не менее 1 метра. Расстояние от контейнерных площадок до индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 м.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на момент утверждения 26.12.2018 администрацией Кармановского сельского поселения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кармановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области, куда вошла спорная контейнерная площадка, администрацией были соблюдены действующие на тот период санитарные правила и нормы, регламентирующие место расположение таких площадок.
Доводы Трифоновой Л.Г. о нарушении ее прав и охраняемых законом интересов, в том числе на благоприятную среду расположение контейнерной площадки, являются несостоятельными, поскольку размещение контейнеров на расстоянии менее 20 м от границ ее земельного участка не является безусловным основанием для переноса, как и не подтверждает фактор, оказывающий вредное воздействие на человека, поскольку земельный участок, как на момент приобретения, так и в настоящее время имеет разрешенное использования для ведения личного подсобного хозяйства, строение в виде жилого дома на нем отсутствует, в связи с чем права истца ничем не нарушены.
Кроме того, суд полагает учесть тот факт, что расположение контейнерной площадки имело место задолго до приобретения истицей своего земельного участка, при этом она не могла не знать о ее расположении, при покупке земельного участка не проявила должной предусмотрительности, не была лишена права приобрести иной земельный участок.
Довод истицы на несоответствие контейнерной площадки требованиям санитарных норм, регламентирующих оборудование таких площадок, не может рассматриваться как основание для переноса включенной в реестр спорной контейнерной площадки, а требований об обязании ответчика оборудовать спорную контейнерную площадку в соответствии с нормами действующего законодательства истицей не заявлено, указанные требования были предметом рассмотрения по иску прокурора к тому же ответчику.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Трифоновой Ларисы Гелиевны к администрации Кармановского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области об обязании перенести контейнерную площадку отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области.
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2021 года.
Судья: Е.И. Федорова