Дело № 5-1164/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
**.**.** 2021 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Васильева И.В.,
рассмотрев в отношении Шмакова Евгения Владимировича, <данные изъяты> ранее привлекаемого к административной ответственности,
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
**.**.** 2021 года в 15 часов 10 минут Шмаков Е.В., находясь в месте скопления людей, двигался вдоль проезжей части по Октябрьскому проспекту города Пскова, улице К. Маркса, около драматического театра имени А.С.Пушкина по адресу: г. Псков, ул. Пушкина, д. 13, выкрикивал слова: «Свободу Навальному!», тем самым принял участие в публичном мероприятии в форме митинга (шествии), проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти, чем нарушил требования п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; на законные требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии не реагировал, совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Шмаков Е.В., будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени судебного заседания, в суд не явился; о наличии причин, препятствующих явке, не сообщил; ходатайство об отложении дела от него не поступило. С учётом изложенного в силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ настоящее дело рассмотрено без его участия.
Исследовав письменные материалы дела, видеозапись, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами, вещественными доказательствами.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей, и не нарушать установленные для участников запреты.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, **.**.** 2021 года в 15 часов 10 минут Шмаков Е.В., находясь на Октябрьском проспекте, двигаясь по ул. К.Маркса, ул. Пушкина, принял участие в публичном мероприятии, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти, выкрикивал слова: «Свободу Навальному!», законное требование сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии проигнорировал, тем самым нарушил требования п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
Эти действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Шмакова Е.В. в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении № *, в котором отражены обстоятельства правонарушения и объяснения Шмакова Е.В. о его неосведомленности о несогласованности мероприятии;
- рапортом сотрудника полиции В.А. от **.**.**2021;
- письменными объяснениями Шмакова Е.В.от **.**.**2021, из которых следует, что в начале недели он с помощью приложения «В.» на странице социальной сети «В.» группы «Ш.» узнал о том, что **.**.**2021 года в 14 часов в г. Пскове планируется шествие в поддержку политика Навального А.А., решил поддержать указанного политика и принять участие в планируемом шествии. В указанную дату и время пришел к памятнику Княгине Ольге в г. Пскове для того, чтобы принять участие в шествие в поддержку Навального А.А. Был одет в куртку синего цвета с черными вставками, на спине знакомый белым маркером с его согласия написал «Свободу Навальному». В ходе шествия находился в сквере около драматического театра имени А.С. Пушкина у дома 13 по ул. Пушкина г. Пскова, неоднократно выкрикивал слово «Свободу». О том, что шествие не согласовано, узнал от сотрудников полиции. Вину признал, в содеянном раскаялся;
-видеозаписью, на котором зафиксировано шествие людей по г. Пскову, среди которых молодой мужчина в куртке синего цвета с надписью на спине «Свободу Навальному», выкрикивание им неоднократно: «Свободу!», «Свободу Навальному!».
На основании ст. 26.1 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Протокол об административном правонарушении в отношении Шмакова Е.В. составлен надлежащим должностным лицом полиции, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28.3 КоАП РФ, в протоколе имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст. 28.2 КоАП РФ, вследствие чего правовых оснований для признания данного доказательства недостоверным не усматриваю.
Не доверять перечисленным выше данным доказательствам оснований не имеется, поскольку изложенные обстоятельства в рапорте и письменных объяснениях согласуются с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.
Рапорт сотрудника полиции отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ, так как содержит необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное.
Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанного лица, составившего рапорт, материалы дела не содержат, а исполнение сотрудниками правоохранительных органов своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Шмаковым Е.В. административного правонарушения.
Из анализа рапорта, письменных объяснений, видеозаписи следует, что **.**.** 2021 года в 15 часов 10 минут Шмаков Е.В. участвовал в группе граждан в несогласованном публичном мероприятии в г. Пскове, на законное требование сотрудников полиции прекратить противоправные действия не реагировал, в связи с чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Разрешая вопрос о виде и размере наказания, судья учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении вида и размера наказания судья учитывает конкретные фактические обстоятельства совершения правонарушения, его характер и общественную опасность, личность виновного, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В данном случае характер совершенного правонарушения по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, объектом посягательства которого является общественный порядок и общественная безопасность, необходимость соблюдения и охраны которых вытекают из обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Учитывая конкретные фактические обстоятельства совершения правонарушения, его характер и общественную опасность в условиях установленных запретов, связанных с существующей угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что создавало угрозу жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, личность Шмакова Е.В., наличие по делу отягчающего обстоятельства в виде совершения однородного правонарушения и отсутствия сведений об уплате назначенного штрафа в установленный законом срок, суд полагает необходимым назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 20.2, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Шмакова Евгения Владимировича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Псковской области (ОП № 2 по г. Пскову) в Отделение по Псковской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка России отделение Псков, ИНН: 602 703 45 76, КПП: 602701001, ОКТМО: 58701000, БИК: 045805001, р/с 401 01 81040000 101 0002, КБК 18811601201010601140, УИН *.
Наименование платежа - штраф по КоАП, постановление № 5-1164/2021.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В указанный срок документ об уплате штрафа должен быть представлен в Псковский городской суд (каб.14, 1 этаж). При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в установленный Кодекса РФ об административных правонарушениях срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья И.В.Васильева