Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Астрахань 21 февраля 2017 года
Советский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.,
при секретаре Кабаковой Э.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерофеев В.В. к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включении в данный список.УСТАНОВИЛ:
Ерофеев В.В. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включении в данный список. В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории лиц из числа, оставшихся без попечения родителей. Решением Советского районного суда <адрес> от <дата> мать истца Ерофеева Н.Т. лишена родительских прав в отношении него, место нахождения отца неизвестно (числился в розыске). Постановлением администрации <адрес> <номер> от <дата> истец признан оставшимся без попечения родителей, и над ним установлено попечительство в лице Попова Т.С. Ерофеев В.В. проживал с бабушкой Попова Т.С. сначала в доме ее родителей по адресу: <адрес>, а потом в <адрес>. С 1997 года по 2001 года истец обучался в МБОУ <адрес> «СОШ <номер>», затем в «ООШ <номер>». С 2005 года по 2006 год истец обучался в ПТУ <номер>, откуда был отчислен в связи с осуждением. С <дата> по 2008 год истец отбывал наказание в местах лишения свободы. В 2008 году освободился и поехал обратно к бабушке, так как жить ему было негде. Ерофеев В.В. указывает, что не знал что относится к льготной категории граждан. Лишь в 2015 году узнал, что детям-сиротам предоставляются квартиры. <дата> Ерофеев В.В. обратился в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявление о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако распоряжением центра <номер>-С от <дата> ему было отказано во включении в указанный список по причине того, что истцом пропущен срок постановки на учет, то есть 23 года.
Просит суд признать распоряжение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от <дата> <номер>-с об отказе во включении Ерофеев В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным. Восстановить Ерофеев В.В. срок для подачи заявления о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения; обязать ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» включить Ерофеев В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании истец Ерофеев В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» Калемагин А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме и возражал против их удовлетворения.
Представители третьих лиц Министерства социального развития и труда <адрес>, Жилищного управления администрации <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Суд, выслушав мнение сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до <дата>) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда российской Федерации <дата>, несмотря на то, что с <дата> установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от <дата> № 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В связи с приведенными изменениями в Законе, изменено содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу положений ст. 4 Федерального закона РФ от <дата> № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий Закон вступил в силу с <дата>. Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона РФ от <дата> № 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в частности, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела, Ерофеев В.В., <дата> года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Решением Советского районного суда <адрес> от <дата> мать истца Ерофеева Н.Т. лишена родительских прав в отношении него, место нахождения отца неизвестно (числился в розыске). Постановлением администрации <адрес> <номер> от <дата> Ерофеев В.В. признан оставшимся без попечения родителей, и над ним установлено попечительство в лице Попова Т.С.
Согласно пояснениям истца Ерофеев В.В., последний проживал с бабушкой Попова Т.С. сначала в доме ее родителей по адресу: <адрес>, а потом в <адрес>. С 1997 года по 2001 года истец обучался в МБОУ <адрес> «СОШ <номер>», затем в «ООШ <номер>». С 2005 года по 2006 год истец обучался в ПТУ <номер>, откуда был отчислен в связи с осуждением. С <дата> по 2008 год истец отбывал наказание в местах лишения свободы. В 2008 году освободился и поехал обратно к бабушке, так как жить ему было негде. Ерофеев В.В. указывает, что не знал что относится к льготной категории граждан. Лишь в 2015 году узнал, что детям-сиротам предоставляются квартиры.
Как следует из справки руководителя МБОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа <номер> имени Габдуллы Тукая» Ерофеев В.В., <дата> года рождения, обучался в МОУ «СОШ <номер>» с <дата> по <дата>, выбыл из 6 класса на основании приказа <номер> от <дата> в «СОШ <номер>».
Согласно справке директора ГБПОУ АО «АГКПТ» от <дата> <номер>, Ерофеев В.В. действительно обучался в НПО «Профессионально-техническом училище <номер>» <адрес> по профессии «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования» с <дата> (приказ <номер>-К от <дата>) и был отчислен <дата> (приказ <номер>-К от <дата>) в связи с осуждением.
Решением Икрянинского районного суда <адрес> от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, установлен юридический факт постоянного проживания Ерофеев В.В. на территории Российской Федерации с <дата>, на период <дата> и по настоящее время.
Решением Икрянинского районного суда <адрес> от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, Попова Т.С., <дата> года рождения, Ерофеев В.В., <дата> года рождения, Ерофеева О.В., <дата> года рождения, Ерофеев В.В., 24.07,2012 года рождения, Ерофеев В.В., <дата> года рождения, признаны прекратившими право пользования квартирой <номер> <адрес> <адрес>.
По сведениям Жилищного управления администрации МО «<адрес>» Ерофеев В.В. на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, по <адрес> не состоит.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до <дата>), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до <дата>) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <дата> №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Истец Ерофеев В.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что Ерофеев В.В. не было известно о его праве подать заявление о включении его в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Попова Т.С. пояснила, что приходится истцу бабушкой, являлась опекуном внука. Жили в <адрес>, собственником которого являлась на тот момент она. Решила продать дом, отдала все необходимые документы покупатели, а сама не следила за процессом продажи и переоформления жилого помещения. После продажи дома, уехала жить в <адрес>, прожила 5 лет. В указанном жилом помещении была зарегистрирована сама, а также ее внук Ерофеев В.В. со своей супругой и детьми. Решением суда признаны прекратившими право пользования указанным жилым помещением. В настоящее время своего жилья не имеет.
Суд учитывает, что исполнение законным представителем возложенной на него законом обязанности действовать в интересах несовершеннолетнего ребенка не должно отрицательно сказываться на правах и интересах этого ребенка.
Узнав о нарушении своего законного права на предоставление жилой площади, и возможности предоставления такого жилого помещения, Ерофеев В.В. обратился в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с соответствующим заявлением.
Распоряжением <номер>-С от <дата> ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» отказало Ерофеев В.В. во включении в такой список в связи с отсутствием оснований и возрастным критерием.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что Ерофеев В.В., будучи лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет в собственности жилья, равно как и не имеет закрепленного жилого помещения, пригодного для проживания.
Анализируя представленные в судебном заседании доказательства, учитывая, что на момент обращения Ерофеев В.В. в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с соответствующим заявлением и принятии данного решения Ерофеев В.В. достиг 26 лет, суд находит причины пропуска срока для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, уважительными.
Поскольку требования Ерофеев В.В. о восстановлении срока на подачу заявления о включении в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением удовлетворены, суд считает необходимым возложить на ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» обязанность включить Ерофеев В.В. в такой список.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Ерофеев В.В. к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включении в данный список - удовлетворить.
Признать распоряжение Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» <номер>-С от <дата> об отказе во включении Ерофеев В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным.
Восстановить Ерофеев В.В. срок для подачи заявления о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Обязать Государственное казенное учреждение <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» включить Ерофеев В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца с момента изготовления его полного текста через Советский районный суд <адрес>.
Полный текст решения изготовлен <дата>.
Судья Иноземцева Э.В.