Дело № 2-725/1/2015
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
Калужский районный суд <адрес> в составе
Председательствующего судьи Колчиной Л.М.
При секретаре ФИО3
Рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в городе Калуге гражданское дело по иску Министерства культуры и туризма <адрес> к ФИО2 об изъятии объекта культурного наследия, встречному иску ФИО2 к Министерства культуры и туризма <адрес> о внесении представления об исключении объекта культурного наследия из реестра,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Министерство культуры и туризма <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО2 об изъятии принадлежащего ответчику на праве собственности объекта недвижимости: «Усадьба, дом жилой, сер. ХVIII в., 1800 г.», расположенного по адресу: <адрес>, указав, что принадлежащий ответчику объект культурного наследия не используется и находится в аварийном состоянии.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в суд со встречным иском, просила обязать ответчика Министерство культуры и туризма <адрес> внести представление об исключении объекта культурного наследия «Усадьба, дом жилой, сер. ХVIII в., 1800 г.» из реестра в связи с полной физической утратой жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель Министерства культуры и туризма по доверенности ФИО4 поддержал первоначальные исковые требования, возражал против удовлетворения встречного иска.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещалась надлежащим образом. Ее представители ФИО5 и ФИО6 возражали против первоначального иска, просили удовлетворить встречные исковые требования.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с преамбулой Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России" объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ.
Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен ст. 45 названного Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 48 данного Закона особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями указанной статьи собственник культурного наследия принимает на себя охранное обязательство в отношении объектов наследия регионального значения, которое оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 4 ст. 48 Федерального закона РФ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России" установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия, собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно ст. 54 указанного выше закона - в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются:
региональный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в реестр (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Обращаясь в суд с иском, истец Министерство культуры и туризма указал на то, что бездействие собственника по поддержанию указанного имущества в надлежащем техническом состоянии – непроведение работ по его сохранению, создает реальную угрозу полной утраты объекта культурного наследия регионального значения - «Усадьба, дом жилой, сер. ХVIII в., 1800 г.». При этом в обоснование своих требований истец ссылался на предписание № –вп от ДД.ММ.ГГГГ (в иске допущена опечатка реквизитов предписания), которым собственнику предписывалось: заключить охранное обязательство с составлением акта технического состояния объекта культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГГГ; провести противоаварийные работы, связанные с укреплением разрушающих деталей фасадов, расчисткой обваливающихся элементов, обустройству временной кровли (укрытия от осадков) в срок до ДД.ММ.ГГГГ).
При рассмотрении дела судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), при этом ФИО2 является его правообладателем (собственником) на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г.
Министерство культуры и туризма <адрес> на основании соответствующего заявления заключило с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ охранные обязательства №№ 118, 74-01 (последнее - на основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ г.) соответственно на пользование недвижимом памятником истории и культуры «Усадьба, дом жилой, сер. ХVIII в., 1800 г.», расположенным по указанному выше адресу. При этом из акта технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от ДД.ММ.ГГГГ г., являющегося приложением к охранному обязательству от ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что общее состояние объекта аварийное.
В соответствии с разделом 2 указанного выше обязательства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обязалась обеспечить режим содержания памятника, проводить ремонтно-реставрационные работы, консервационные и реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния, содержать памятник в надлежащем санитарном, противопожарном порядке, а также содержать необходимый для обслуживания памятника и его территории штат работников, сторожей-хранителей. Пользователь обязан своевременно производить текущий ремонт используемого памятника и других строений, независимо от сезона.
Весь текущий ремонт Пользователь проводит за свой счет и своими материалами, предварительно получив письменное разрешение "Госоргана" на производство таковых.
Пунктом 2.2 определены сроки проведения ремонтно-реставрационных работ - не реже 1 раза в 5 лет.
Согласно акту осмотра состояния объекта культурного наследия (здания, сооружения, постройки) «Усадьба, дом жилой, сер. ХVIII в.» от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемыми фотоснимками, в ходе осмотра спорного объекта установлено его аварийное состояние, наблюдаются значительные утраты штукатурного и окрасочного слоев, значительные утраты элементов кирпичной кладки, а также глубокие трещины, очаги замокания и значительные очаги биопоражения, отмостка с главного фасада – асфальтовая, с дворового фасада полностью отсутствует; наблюдается почти полная утрата окрасочного и штукатурного слоев, наблюдается утрата фрагмента стены восточного фасада, глубокие трещины по всей высоте фасадов (наиболее глубокие на северном фасаде), а также проседания северной стены, наблюдаются значительные утраты элементов кладки, присутствуют значительные очаги замокания и очаги биопоражения; обрешетка и покрытие кровли почти полностью утрачены или обрушены, оставшиеся фрагменты значительно повреждены очагами биопоражения, организованный водосток отсутствует; внешнее декоративное убранство сильно разрушено, состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов аварийное, частично руинированное.
Согласно плану ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника проведение противоаварийных работ, связанных с укреплением разрушающих деталей фасадов, расчисткой обвалившихся элементов, обустройство временной кровли запланировано до марта 2015 г.: составление проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ по внутренним помещениям – 2014 – 2015 г; составление проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ по фасадам и общедомовому имуществу – 2014 – 2015 г., проведение ремонтно-реставрационных работ по внутренним помещениям – 2014-2017 г., проведение ремонтно-реставрационных работ по фасадам и общедомовому имуществу – 2014 – 2016 г.
План ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника подписан начальником отдела государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия управления культурного наследия Министерства культуры и туризма <адрес>, директором ГАУК КО «Центр наследия» и собственником ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Министерство за разрешением на проведение противоаварийных работ, в том числе по уборке мусора, сгоревших конструкций, укреплению фасада, стен. На что письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерством ФИО2 дано разрешение на проведение указанных работ и порядок их согласования и проведения.
Территория разобрана от мусора и пожарища, что не оспаривал представитель Министерства культуры и туризма в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ проектной группой ООО «Реставратор-1» ФИО2 выдан проект задания на проведение работ по сохранения объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) – «Усадьба, дом жилой, сер. ХVIII в., 1800 г.», которым предусмотрены этапы реставрации (п. 8*), определен состав и содержание проектной документации (п. 15).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Министерство с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Как результат обращения - Задание № 1-р согласовано Министерством культуры и туризма ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО «Реставратор-1» заключен Договор № 218-НП на выполнение научно-проектных работ по спорному объекту. Согласно п. 2 Договора срок выполнения работ по настоящему Договору – март – декабрь 2015 <адрес> предварительная смета-калькуляция № и № 2.
Согласно ответа ООО «Реставратор-1» от ДД.ММ.ГГГГ г., представленному в материалы дела, работа ООО «Реставратор-1» по данному объекту начата, окончательное решение по реставрации или замене конструкций стен и фасадов может быть дано Проектировщиком после проведения необходимого объема исследовательских работ (устройства шурфов), выполнение которых возможно только в теплый период времени после оттаивания грунта и при отсутствии паводковых вод.
Таким образом, после издания Предписания, ФИО7 приняты меры по его исполнению и по сохранению объекта культурного наследия.
На основании вышеизложенного, при установленных по конкретному делу обстоятельствах, суд не усматривает оснований, предусмотренных ст. 54 ФЗ № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", для изъятия объекта культурного наследия, поскольку считает данную санкцию крайней мере, которая не подлежит применению по рассматриваемому делу. Более того, изъятие объекта культурного наследия в данном случае не направлено на улучшение сохранности объекта, а приведет только к тому, что срок проведения противоаварийных работ будет отодвинут.
На основании изложенного суд отказываетМинистерству культуры и туризма <адрес> в иске к ФИО2
Не основаны на законе и не подлежат удовлетворению требования ФИО2 к Министерству культуры и туризма о внесении представления об исключении спорного объекта культурного наследия из реестра.
Как установлено судом решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры утверждены дополнительные списки памятников истории и культуры <адрес>, рекомендованных на государственную охрану как памятники местного значения, согласно приложениям N 1, 2 и 3.
Приложением N 1 к названному Решению является Список вновь выявленных объектов, памятников архитектуры местного значения.
Под N 2 Списка значится объект - «Усадьба, дом жилой, сер. ХVIII в., 1800 г.»
Обращаясь в суд, истец просит ответчика совершить определенные действия, направленные на исключение жилого дома из Списка вновь выявленных памятников истории и культуры, из реестра объектов культурного наследия регионального значения, в связи с полной физической утратой жилого дома, уничтоженного в том числе пожаром в 2013 году.
Исковые требования фактически направлены на преодоление установленного порядка исключения из реестра объекта культурного наследия, что в силу закона осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации (ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ).
При таких обстоятельствах, требования истцов нельзя признать обоснованными и подлежащими удовлетворению, а потому во встречному иске ФИО2 надлежит отказать.
Руководствуясь статьи 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░