Постановление по делу № 5-993/2021 от 16.07.2021

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Судья Коломенского городского суда Московской области Буколова Н.А., при секретаре ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, со средним специальным образованием, женатого, несовершеннолетних детей не имеющего, работающего в должности огнеупорщика в <данные изъяты>», зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 в нарушение положений ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» совершил сделку с археологическими предметами, при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ гр.ФИО8 на интернет-сайте «<данные изъяты>» в группе «ФИО1» (<данные изъяты>), был обнаружен ФИО5 пользователя «ФИО3» (<данные изъяты>) с описанием «<данные изъяты> в котором продавалась ФИО4 с начальной ценой 100 рублей, которую она решила купить и приняла участие в ФИО5, который выиграла с конечной ценой 450 рублей. Путем личной переписки с пользователем под ником «ФИО3» между ними была установлена договоренность о купле-продажи указанной ФИО4, за которую она перечислила продавцу – ФИО3 сумму покупки в размере 450 рублей на банковскую карту, реквизиты которой были представлены последним, после чего, ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ минут вблизи авторынка по адресу: <адрес>, ФИО8 получила от ФИО3 указанную ФИО4, которая согласно заключение эксперта является археологическим предметом, свободный оборот которой запрещен в Российской Федерации и на реализацию которого права у ФИО3 отсутствовали.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав мнение ФИО3, суд приходит к следующему.

Согласно статье 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

В силу статьи 3 Закона об объектах культурного наследия под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Согласно пункту 11 статьи 36 Закона об объектах культурного наследия археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3 статьи 49 Закона об объектах культурного наследия).

Статьей 8 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии" (далее - Закон N 245-ФЗ) физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи (часть 1). Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 данной статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 г. в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (часть 3).

Согласно статье 19 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее также Закон о Музейном фонде) музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

В силу статьи 25 названного закона при совершении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, сторона, у которой возникают гражданские права и обязанности в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, принимает на себя обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. При совершении сделок, направленных на отчуждение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, государство имеет преимущественное право приобретения указанных музейных предметов и музейных коллекций. Порядок приобретения государством музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 37 Закона о Музейном фонде).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр страницы в социальной сети «Вконтакте» пользователя «ФИО3» (<данные изъяты>). Среди фотографий, размещенных пользователем, обнаружены фотографии пользователя в полевых условиях с металлоискателем, фотографии металлоискателя и монеты на разрытой земле, фотографии предположительно археологических предметов. Под фотографией «<данные изъяты>» о деятельности ФИО3 в качестве продавца. К некоторым комментариям пользователей прикреплены фотографии почтовых конвертов, на которых отправителем значится ФИО3, адрес: <адрес>7. Также осмотрен профиль группы «ФИО1» (www.<данные изъяты>). На главной странице группы в качестве одного из владельцев группы указан вышеуказанный пользователь «ФИО3». На стене указанной группы был найден ФИО5 с описанием «<данные изъяты> в котором продавалась ФИО4, с начальной ценой 100 рублей. В комментариях состоялся ФИО5 победителем которого с конечной ценой в 450 рублей стал пользователь «<данные изъяты>» (протокол осмотра б/н от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 в установленном законом порядке проведено изъятие 60 предположительно археологических предмета, выданных им добровольно.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ изъятый у ФИО8 предмет – ФИО4 из белого металла, приобретенная у ФИО3, представляющая собой Денгу времени ФИО2 Темного (<данные изъяты> в.) является археологическим предметом.

Проведенном в ходе производства по делу об административном правонарушении заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что изъятые у ФИО3 предметы в количестве 52 из 60 также являются археологическими и соответствуют формулировке ст.3 Закона №73-ФЗ.

Указанные сведения свидетельствуют об умысле ФИО3 на продажу предмета, который, согласно заключению специалиста относится к археологическим. Данные интернет-страницы свидетельствую однозначно о размещении ФИО3 информации о продаже принадлежащего ему археологического предмета и совершении сделки ДД.ММ.ГГГГ в ходе которой он продал ФИО8 археологический предмет – ФИО4 из белого металла, представляющая собой Денгу времени <данные изъяты>.), который был размещен на ФИО5.

Помимо признание вины, факт совершения ФИО3 вмененного ему административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных доказательств: протоколом об административном правонарушении; объяснениями ФИО3; обращением ФИО8; аудиозаписью; объяснениями ФИО8; протоколом изъястия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; стенограммой; протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; заключениями эксперта, а также иными доказательствами по делу.

У суда нет оснований не доверять представленным доказательствам, в том числе заключениям эксперта, что рассматриваемые предметы являются археологическими. Предметы исследованы им непосредственно путем их осмотра, эксперт обладает специальными познаниями в области археологии, имеет опыт исследования аналогичных предметов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, составляет один год.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ. - день, когда ФИО3 передан проданной ФИО8 археологический предмет - ФИО4 из белого металла, представляющая собой <данные изъяты>

Следовательно, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начал исчисляться ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время не истек.

Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Верховного Суда РФ от 02.09.2020 N 4-АД20-11.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Указанные обстоятельства по настоящему делу установлены, ФИО3 должен быть признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.15.1 КоАП РФ.

Кроме того, суд отмечает, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен указанной нормой ФЗ от 23.07.2013 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», который в этой части вступил в силу с 24.07.2014 г.

При этом статьей 8 названного закона установлено, что физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.

Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу данного Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Сведений о том, что изъятые по настоящему делу археологические предметы, принадлежащие ФИО3 были внесены в соответствующий реестр материалы дела не содержат, не представлено таких сведений и самим лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Проверив процедуру производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3, суд констатирует, что нарушений закона при этом не допущено.

В соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Признание вины, совершение административного правонарушения впервые, суд расценивает как обстоятельства смягчающие административную ответственность. Отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.

Согласно ч.3 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Согласно п.2 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

ФИО4 из белого металла, представляющая собой <данные изъяты> заключению эксперта, является археологическим предметом. В ходе производства по делу также были изъяты предметы в количестве 60 шт., 52 из которых, согласно заключению эксперта является археологическими предметами и соответствуют формулировке ст.3 Закона №73-ФЗ. Данные заключения являются допустимым доказательством по делу об административном правонарушении в соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 4 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», поскольку получено в рамках проверки по факту незаконного оборота археологических предметов в отношении ФИО3

Как указано выше, в соответствии со ст.36 ФЗ от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, земляных и иных работ, подлежат обязательной передаче государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации изъятые предметы не включены, а в соответствии со ст. 8 ФЗ от 23.07.2013 года № 245-ФЗ, сделки с археологическими предметами запрещены, доказательств законности приобретения и времени приобретения изъятых у ФИО3 предметов, не представлено.

Положения ч.3 ст. 3.7 КоАП РФ, предусматривают, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, что в рассматриваемом случае согласуется с приведенными выше положениями ч.11 ст.36 и пункта 3 статьи 49 Федерального закона об объектах культурного наследия.

Суд, разрешая судьбу изъятой у ФИО8, переданной ей ФИО3 предмета - ФИО4 из белого металла, представляющая собой <данные изъяты> а также изъятых у ФИО3 в ходе производства по делу предметов в количестве 52 штук, являющихся археологическими предметами, исходит из незаконности владения, как ФИО8, так и ФИО3 данными предметами, имеющими статус изъятых из незаконного оборота, судьба которых решается на основании вышеприведенных положений ст.3.7 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 3.7 КоАП РФ, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.15.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией археологических предметов.

Штраф подлежит перечислению на расчетный счет
ГУ Банка <данные изъяты> РФ.

Изъятый у ФИО8 археологический предмет: ФИО4 из белого металла, представляющая собой <данные изъяты>

Изъятые у ФИО3 по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ археологические предметы, указанные в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ., обратить в собственность Российской Федерации, передав их в <данные изъяты>

Изъятые в ходе производства по делу предметы, не являющиеся археологическими предметами, согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты>) – вернуть по принадлежности.

Копию постановления направить ФИО3 для сведения, в <данные изъяты> <данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

<данные изъяты>

<данные изъяты> Судья Буколова Н.А.

5-993/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
БЕЛОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Суд
Коломенский городской суд Московской области
Судья
Буколова Наталья Александровна
Статьи

ст.7.15.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
kolomna--mo.sudrf.ru
19.07.2021Передача дела судье
20.07.2021Подготовка дела к рассмотрению
29.07.2021Рассмотрение дела по существу
29.07.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
19.08.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
04.10.2021Направленная копия постановления (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
15.10.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
Постановление

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее