РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2023 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кремневой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Дорогойченковой О.Д.,
с участием помощника прокурора <адрес> Синцовой Г.К.,
административного ответчика Козлова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном по средствам видеоконференцсвязи заседании административное дело №а-449/2023 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении осужденного Козлова В. А., <дата> года рождения,
УСТАНОВИЛ:
Временно исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Козлова В.А., осужденного приговором Октябрьского городского суда <адрес> от <дата> по ст.157 ч.1 УК РФ сроком на 6 месяцев условно, с испытательным сроком 1 год. На основании постановления Октябрьского городского суда <адрес> от <дата> условное осуждение отменено, Козлов В.А. направлен в колонию строгого режима на 6 месяцев.
<дата> осужденный Козлов В.А. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> и следует к месту жительства по адресу: <адрес>, имея неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления в период условного осуждения установленного решением Октябрьского городского суда от <дата> с исправительным сроком на 1 год.
За время отбывания наказания Козлов В.А. нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, поощрений от администрации учреждения не имеет, находится на обычных условиях отбывания наказания, на профилактическом учете не состоит, к исполнению режимных требований учреждения относится не всегда добросовестно.
Административный истец в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить в отношении Козлова В.А. административный надзор сроком на 3 года, и запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 до 07.00 часов; запретить посещение питейных заведений, кафе, баров, ресторанов, осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителями на розлив; обязать явкой 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил. Неявка стороны истца не препятствует рассмотрению дела.
Административный ответчик Козлов В.А. в судебном заседании полагал заявленные ограничения необоснованными, просил в этой части отказать.
Выслушав административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административные требования подлежащими частичному удовлетворению, изучив и проверив материалы дела, личного дела осужденного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от <дата> №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью первой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона
№64-ФЗ административный надзор прекращается в связи с осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона).
Статья 3 Федерального закона № 64-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор. В соответствии с названной статьей осужденные, которые имеют неснятую и не погашенную судимость за совершение преступления в период условного осуждения, не относятся к числу лиц, в отношении которых требуется установление административного надзора.
Вместе с тем, согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением Октябрьского городского суда <адрес> от <дата> Козлову В.А. был установлен административной надзор на срок 3 года исчисляя данный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу <дата>.
Решением Октябрьского городского суда <адрес> от <дата> Козлову В.А. дополнены ранее установленные на основании решения суда от <дата> ограничения.
В период нахождения под административным надзором <дата> Октябрьском городским судом <адрес> Козлов В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 157 ч.1 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 месяцев, в соответствии с ч.1 ст.73 УК РФ назначенное наказание условное с испытательным сроком 1 год.
Постановлением Октябрьского городского суда <адрес> от <дата> условное осуждение отменено, Козлов В.А. направлен для отбывания уголовного наказания, назначенного приговором от <дата>, в исправительную колонию строгого режима на 6 месяцев.
Согласно характеристике, утвержденной начальником ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, осужденный Козлов В.А. характеризуется посредственно, за время отбывания наказания установленный порядок отбывания наказания не нарушал, поощрений от администрации учреждения не имеет, находится на обычных условиях отбывания наказания, мероприятия культурно-массового и спортивного посещает, но от ценностей криминальной субкультуры не отказался, в колонии не обучался, не трудоустроен, работу по благоустройству согласно ст.106 УИК РФ выполняет под контролем администрации, отношения с родственниками не поддерживает.
<дата> осужденный Козлов В.А. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> по отбытию срока. Административный ответчик имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Установлено, что административный надзор в отношении Козлова В.А., установленный решением суда от <дата> прекращен в связи с осуждением лица и направлением в места лишения свободы.
При таких обстоятельствах, Козлов В.А., имеющий непогашенную и неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, подпадает под категорию лиц, в отношении которых подлежит установлению административный надзор.
Определяя срок установления административного надзора, в целях предупреждения совершения административным ответчиком новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов пришел к выводу о том, что он подлежит установлению на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Октябрьского городского суда <адрес> от <дата> указав, что указанный срок подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
По смыслу данной нормы, являющейся императивной, то есть не допускающей выбора, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, на срок меньший, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, неправомерно.
В соответствии со ст. 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений небольшой тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, установленные судом обстоятельства, личность осужденного, суд считает необходимым установить в отношении Козлова В.А. административный надзор на срок погашения судимости (3 года), за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п.2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
По мнению суда, установление административного надзора будет способствовать предупреждению совершения Козловым В.А. преступлений, административных правонарушений, антиобщественного поведения, то есть для оказания на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации.
В силу требований ч. 2 ст. 4 Федерального закона РФ от <дата>
№ 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы <данные изъяты>, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии с ч.8 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
С учетом данных характеризующих личность Козлова В.А., обстоятельств совершенного преступления, за которое он отбывает наказание, поведения в местах лишения свободы, требований закона, суд приходит к выводу о необходимости установления ответчику обязательной явки одни раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в целях недопущения совершения новых преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения.
При этом суд не находит оснований для установления Козлову В.А. запрета на посещение мест общественного питания, осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции на розлив, а также запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 23.00 до 06.00 часов следующих суток, поскольку преступление, совершенное Козловым В.А. совершено не в ночное время суток, состояние алкогольного опьянения не установлено.
Также судом не усматривается необходимость ограничивать Козлова В.А. выезда за пределы территории, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные п.2 и п. 3 ч.3 ст. 4 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ. Так, ответчик не имеет судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы <данные изъяты>, с <дата> имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, что следует из паспорта гражданина Российской Федерации, установлено приговором суда от <дата> и подтверждено сведениями ОАСР УФМС России по <адрес>.
Установленные в отношении Козлова В.А. обязанности являются временным ограничением права и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, последний не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм статьи 9 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также ставить вопрос о частичной отмене административных ограничений.
Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, Федеральным законом от <дата> № 64-ФЗ «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении осужденного Козлова В. А., <дата> года рождения, удовлетворить частично.
Установить в отношении осужденного Козлова В. А., <дата> года рождения, административный надзор на срок погашения судимости (3 года), но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Октябрьского городского суда <адрес> от <дата>, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Козлова В. А., <дата> года рождения, административные ограничения:
- обязательная явка поднадзорного лица 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации,
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Т.Н. Кремнева
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Председательствующий Т.Н. Кремнева