Решение по делу № 2-242/2017 ~ М-7/2017 от 09.01.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2017 года                              г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Анисимовой У.С.,

при секретаре судебного заседания Загоскиной Е.А.,

с участием истца Зарубиной Т.А.,

представителя ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска Николаевой И.В.,

третьего лица Зарубиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-242/2017 по иску Зарубиной Т.А. к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований истец указала, что по договору социального найма ей было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>. Она и ее дочь Зарубина К.А. занимали жилую комнату площадью 16,2 кв.м. Жилой дом ** **.2016 уничтожен огнем. Со ссылкой на положения статей 57, 87, 89 ЖК РФ истец просила суд обязать Департамент жилищной политики и городскго хозяйства Администрации города Усть-Илимска предоставить Зарубиной Т.А., Зарубиной К.А. изолированное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Усть-Илимска, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 16,6 кв.м. и находящееся в черте населенного пункта г. Усть-Илимск.

В судебном заседании истец Зарубина Т.А., третье лицо Зарубина К.А. поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска Николаева И.В. по существу иска возражала. В письменных возражениях указала, что отсутствуют основания для предоставления истцам жилого помещения взамен сгоревшего, поскольку истцы на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Администрации города Усть-Илимска не состоят, жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> в установленном законом порядке не признан аварийным, непригодным для проживания. Просила в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 23-24).

Заслушав объяснения сторон, третьего лица, исследовав и оценив их в совокупности с представленными в ходе судебного разбирательства письменными доказательствами в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Положениями части 5 статьи 57 ЖК РФ, предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).

Из указанного следует, что предоставление гражданам, в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В судебном заседании установлено, что наниматель Зарубина Т.А. и член ее семьи Зарубина К.А. (дочь) занимали одну жилую комнату, жилой площадью 12,5 кв.м. в общежитии, расположенном по адресу: <данные изъяты>, на условиях договора найма жилого помещения, что подтверждено соответствующим договором от ** ** (л.д. 7-8), справками о зарегистрированных от ** ** (л.д. 6), от ** ** (л.д. 11).

Постановлением главы Администрации г. Усть-Илимска от ** ** муниципальное общежитие, расположенное по адресу: <данные изъяты>, переведено в статус жилого дома, что подтверждено письменными пояснениями представителя ответчика.

Из справки от ** **, выданной начальником территориального отдела ОНД и ПР по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району, следует, что в доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, ** **.2016 произошел пожар, в результате которого строение многоквартирного дома огнем уничтожено полностью (л.д. 9).

При указанных обстоятельствах, суд признает требования истца Зарубиной Т.А. законными и обоснованными.

Суд не признает состоятельными и не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что у истца отсутствует право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку ни она, ни член ее семьи Зарубина К.А. не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом суд принимает во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определениях (от 05.03.2009 N 376-О-П, от 03.11.2009 N 1368-О-О, от 19.10.2010 N 1328-О-О, от 26.05.2011 N 643-О-О, от 21.12.2011 N 1655-О-О), где указано, что для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В Определении 376-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что реализуя конституционную обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

В данном определении также отмечено, что ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.

В представленных стороной ответчика списках граждан, состоящих на учете в Администрации города Усть-Илимска в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 2015г. истец Зарубина Т.А. не значится, также как и в списках малоимущих граждан и списках граждан, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений (л.д. 54-63).

По смыслу части 2 статьи 57 ЖК РФ предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в связи с отсутствием решения по вопросу о признании ранее занимаемого истцами жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным.

Приведенные представителем ответчика доводы не свидетельствует об отсутствии у истца и члена ее семьи права на обеспечение жилым помещением в соответствии с требованиями статьи 89 ЖК РФ.

Указанные доводы основаны на неверном токовании норм Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.

Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

Пунктом 38 указанного Положения предусмотрены ситуации, когда жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получили повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений. Жилые помещений следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома в этом случае признаются аварийными и подлежащими сносу.

Исходя из анализа данной нормы, гибель (полное уничтожение) жилого помещения не позволяет считать его непригодным для проживания. Пригодность - это признак жилого помещения, а раз нет объекта, значит, говорить о его непригодности (или пригодности) невозможно.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что многоквартирный дом, в котором находилось спорное жилое помещение, занимаемое истцом, уничтожен огнем полностью, следовательно нет необходимости в признании указанного дома непригодным для проживания.

Таким образом, истец и член ее семьи Зарубина К.А. имеют право на внеочередное предоставление другого равнозначного жилого помещения по договору социального найма в пределах, установленных статьей 89 ЖК РФ, то есть равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Проверяя размер площади, занимаемой истцом жилой комнаты, судом установлено, что в договоре социального найма жилая площадь комнаты указана в размере 16,2 кв.м., общая – 16,6 кв.м. (л.д. 7).

Согласно технической документации, истец Зарубина Т.А. занимала комнату общей полезной площадью с учетом жилой площади 12,5 кв.м., вспомогательной площади 0,8 кв.м. в размере 13,3 кв.м. (12,5+0,8).

Суд полагает правильным принять как достоверную площадь спорной комнаты в размере 12,5 кв.м., поскольку именно такая площадь указана в поэтажном плане, экспликации к поэтажному плану (л.д. 15-19).

При указанных обстоятельствах, поскольку объектом найма является комната в общежитии, при определении общей площади предоставляемого Зарубиной Т.А. и члену ее семьи в силу статьи 89 ЖК РФ другого жилого помещения необходимо учитывать жилую площадь самой комнаты, которой пользовалась истец, и площадь вспомогательных помещений.

Указанное разъяснение содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014.

Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире по договору социального найма.

Суд полагает, что в данном случае в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ подлежат применению по аналогии положения статей 15, 16, 42 ЖК РФ.

Видами жилых помещений в силу статьи 16 ЖК РФ являются, в частности, квартира и комната как часть квартиры.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 ЖК РФ).

Согласно части 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии со статьей 7 (части 1) ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире регламентирует часть 1 статьи 42 ЖК РФ, согласно которой доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру площади указанной комнаты.

Таким образом, исходя из содержания положений статей 15, 16, 42 ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в общую подлежащего предоставлению жилого помещения подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всего дома в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Из анализа поэтажных планов 1 и 2 этажей жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> и экспликаций к ним, видно, что жилой дом является двухэтажным, комната истца находится на 2 этаже дома.

Занимаемое истцом жилое помещение состоит из отдельной жилой комнаты площадью 12,5 кв.м. и помещения вспомогательного характера площадью 0,8 кв.м.

Помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, расположены как на 1, так и на 2 этаже дома, в том числе и для всех других имеющихся в доме комнат. Так, душевые, подсобные, туалеты, кухня находились на первом и втором этажах.

Поскольку в данном случае однозначно выделить конкретные помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения бытовых и иных нужд, именно истца невозможно, несмотря на устные пояснения, точного закрепления вспомогательных помещений за истцом не было, как пояснила истец, она могла воспользоваться и другими вспомогательными помещениями, суд полагает возможным определить общую площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, в следующем порядке: жилая площадь комнаты истцов плюс вспомогательное помещение, расположенное в их комнате, плюс общая площадь всех вспомогательных помещений дома, приходящихся на долю комнаты истца.

Чтобы определить общую площадь вспомогательных помещений, причитающуюся на комнату истца, суд применяет по аналогии права положения части 2 статьи 42 ЖК РФ, то есть отношение площади всех комнат к площади вспомогательных помещений, используемых для удовлетворения бытовых и иных нужд всех комнат. При этом суд полагает правильным из общей площади всех вспомогательных помещений, расположенных на первом этаже (107,7 кв.м.) исключить площадь тамбуров (3,5 и 2,3 кв.м.), коридоров , 17 площадью 8,7 и 41,9 кв.м. соответственно. Из общей площади всех вспомогательных помещений, расположенных на втором этаже дома (84 кв.м.) исключить площадь коридора площадью 43,6 кв.м.

Итого площадь вспомогательных помещений, используемых для удовлетворения бытовых и иных нужд всех комнат, составит 91,7 кв.м. ((107,7-56,4)+(84-43,6)).

Всего жилая площадь по дому составляет 300,4 кв.м.

Жилая площадь комнаты, занимаемой истцом, составляет 12,5 кв.м.

Расчет: 91,7:300,4х12,5=3,8 кв.м. – размер общей площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд, согласно доли, приходящейся на занимаемую истцом комнату.

Следовательно, по правилам статьи 89 ЖК РФ истец имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью 17,1 кв.м. (12,5 кв.м.+0,8кв.м.+3,8 кв.м.).

С учетом, устраненных расхождений в площади комнаты истца, суд полагает правильным определить, что в пользование Зарубиной Т.А., а также членам ее семьи подлежит предоставлению жилое помещение общей площадью не менее 17,1 кв.м., из которых 12,5 кв.м. площадь жилой комнаты, 0,8 кв.м. и 3,8 кв.м. площадь вспомогательных помещений.

Суд полагает, что указание в решении суда на площадь жилого помещения в размере отличном от площади, указанной истцом в исковом заявлении, не свидетельствует о выходе судом за переделы исковых требований. Поскольку общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, установлена судом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что истец Зарубина Т.А. на момент рассмотрения дела находится в состоянии беременности, суд полагает правильным в резолютивной части решения суда не конкретизировать членов ее семьи, в том числе не указывать в качестве члена семьи Зарубину К.А.

    Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зарубиной Т.А. удовлетворить.

Обязать Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска предоставить Зарубиной Т.А. с учетом членов ее семьи, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 17,1 кв.м., жилой площадью не менее 12,5 кв.м., в черте населенного пункта г. Усть-Илимск Иркутской области.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья У.С. Анисимова

..

..

2-242/2017 ~ М-7/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зарубина Татьяна Александровна
Ответчики
Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации г.Усть-Илимска
Другие
Зарубина Катерина Андреевна
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Солодкова У.С.
Дело на странице суда
ust-ilimsky--irk.sudrf.ru
09.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2017Передача материалов судье
11.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2017Судебное заседание
06.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2017Дело оформлено
15.03.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее