Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 мая 2019 года г. Белогорск
Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Гриценко В.А., при секретаре судебного заседания – Шадском А.А., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению представителя Министра обороны Российской Федерации к военнослужащему войсковой части № <иные данные> Лебедко ФИО17 о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Министра обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к Лебедко М.Б. и просит взыскать с него в пользу Министерства обороны РФ денежные средства в размере <иные данные> рублей в счет возмещения материального ущерба.
В обоснование исковых требований в исковом заявлении указано, что Лебедко М.Б. с <дата> проходил военную службу по контракту в должности <иные данные> №. В отношении Лебедко М.Б. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч<иные данные> УК РФ. В рамках указанного уголовного дела проведена судебная бухгалтерская экспертиза, согласно заключению которой 9 военнослужащим за период самовольного оставления воинской части излишне выплачено денежное довольствие, в том числе <иные данные> ФИО4 в размере <иные данные> рублей. Потерпевшим и гражданским истцом по данному уголовному делу признавалось Министерство обороны РФ. <дата> уголовное преследование в отношении Лебедко М.Б. прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. При этом следственными органами установлено, что бездействие Лебедко М.Б., выразившееся в не назначении служебного разбирательства и не издании приказа о приостановлении выплат военнослужащим, самовольно оставившим воинскую часть, состоит в прямой причинно-следственной связи с причинением материального ущерба Министерству обороны РФ.
В своём письменном ходатайстве от <дата> № представитель Министра обороны РФ ФИО5 указал, что исковые требования поддерживает в полном объёме, просит рассмотреть дело без участия представителя истца.
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – командира войсковой части № Федотовский В.А. в письменном заявлении указал, что исковые требования поддерживает в полном объёме, просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» Шишковская Я.В. в письменном заявлении указал, что требования поддерживает в полном объёме, просит рассмотреть дело без его участия представителя УФО.
Ответчик Лебедко М.Б. в письменном заявлении указал, что исковые требования не признает.
К данному заявлению Лебедко М.Б. приложил возражения, в которых указал, что представленные истцом постановление о прекращении в отношении него уголовного дела вынесено по уголовному делу №, а заключение эксперта дано по уголовному делу №, то есть по другому делу.
Также в возражениях Лебедко М.Б. указано, что истцом неверно определён ответчик по данному гражданскому делу, так как его вина в каких-либо противоправных действиях (бездействии), а также причинная связь между действиями (бездействием) и ущербом не установлена, он не является лицом совершившим преступление, повлекшее ущерб государству, а поэтому не может быть привлечён к материальной ответственности. Поскольку уменьшение размера получаемого денежного довольствия обусловлено личными действиями военнослужащего, который самовольно оставил воинскую часть, то взыскание излишне выплаченного денежного довольствия за период самовольного оставления части производится с указанного военнослужащего, вина которого в установленном судебном порядке подтверждается приговором суда. При таких обстоятельствах он не является надлежащим ответчиком и истцу необходимо обратиться в суд с исковыми требованиями к военнослужащему, самовольно оставившему часть.
Кроме того, Лебедко М.Б. в возражениях указал, что срок привлечения его к материальной ответственности, установленный п. 4 ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», истек, в связи с чем просит суд применить срок исковой давности и в удовлетворении иска о взыскании с него денежных средств в счет возмещения ущерба, причинённого государству, отказать.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что полковник Лебедко М.Б., являясь <иные данные> №, не издал приказы о приостановлении выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, самовольно оставившим воинскую часть, в том числе в отношении <иные данные> ФИО4, в результате указанного противоправного бездействия ФИО1 ФИО4 излишне выплачено денежное довольствие и государству в лице Министерства обороны РФ причинен материальный ущерб на сумму <иные данные> рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Так, согласно постановлению следователя о возбуждении уголовного дела от <дата> в отношении командира войсковой части 63354 полковника ФИО1 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ.
В данном постановлении указано, что Лебедко М.Б., являясь должностным лицом, действуя из личной заинтересованности, используя свои должностные полномочия вопреки интересам службы, не принял должных мер в отношении незаконно отсутствующих на службе 9 военнослужащих, в том числе не принял меры по приостановлению выплаты им денежного довольствия.
В соответствии с постановлениями следователя от <дата> и от <дата> Министерство обороны РФ признано по данному уголовному делу потерпевшим и гражданским истцом.
Согласно заключению эксперта от <дата> № за время незаконного отсутствия на службе 9 военнослужащим излишне выплачено денежное довольствие, в том числе, рядовому ФИО4 в сумме <иные данные> рублей.
В постановлении следователя о прекращении уголовного дела от <дата> указано об установлении в ходе предварительного следствия обстоятельств, а именно, что с <дата> года <иные данные> Лебедко М.Б., являясь <иные данные> №, при получении сообщений о незаконном отсутствии на службе подчинённых ему военнослужащих по контракту <иные данные> ФИО8, <иные данные> ФИО9, ФИО10 и ФИО11, <иные данные> ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО15 свыше 10 суток, мер к привлечению указанных военнослужащих к уголовной ответственности не принимал, приказы о самовольном оставлении ими воинской части не издавал.
Из указанного постановления следователя также следует, что в связи с отсутствием объективной стороны преступления, предусмотренного <иные данные> РФ, последствий в виде существенного нарушения бездействием Лебедко М.Б. прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, и преступления, предусмотренного ч. <иные данные> РФ, последствий в виде крупного размера ущерба, причиненного в результате бездействия Лебедко М.Б., уголовное дело прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Вместе с тем в данном постановлении указано, что в ходе предварительного следствия установлено, что бездействие Лебедко М.Б., выразившееся в не назначении служебного разбирательства и не издании приказов о приостановлении выплат военнослужащим, самовольно оставившим воинскую часть, состоит в прямой причинно-следственной связи с противоправными последствиями в виде причинения материального ущерба государству в лице Министерства обороны РФ на общую сумму <иные данные> рублей.
Согласно справке из Единого расчётного центра Министерства обороны РФ от <дата> № по состоянию на <дата> оклад по воинскому званию Лебедко М.Б. составляет <иные данные> рублей, оклад по воинской должности составляет <иные данные> рублей и ежемесячная надбавка за выслугу лет составляет <иные данные> рублей.
На основании статьи 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб и могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.
В силу пункта 3 статьи 4 этого же Федерального закона командиры, не принявшие необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, несут ограниченную материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Таким образом, на основании изложенного, военный суд находит установленным, что в результате противоправного бездействия Лебедко М.Б. произведены излишние денежные выплаты и, как следствие, причинен ущерб на сумму, не превышающую один оклад месячного денежного содержания ответчика и одну месячную надбавку за выслугу лет, и приходит к выводу, что Лебедко М.Б. подлежит привлечению к ограниченной материальной ответственности в размере причиненного ущерба, а исковые требования представителя Министра обороны РФ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению на указанную в иске сумму <иные данные> рублей.
Ошибочное указание представителем Министра обороны РФ в исковом заявлении к Лебедко М.Б. о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением, на основании ч. 3 ст. 42 УПК РФ и ч. 1 ст. 1064 ГК РФ на выводы суда не влияет, поскольку в силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» Лебедко М.Б. подлежит привлечению к ограниченной материальной ответственности.
Указание в возражениях ответчика Лебедко М.Б. на истечение трёхлетнего срока для привлечения его к материальной ответственности, установленного п. 4 ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», признаётся судом необоснованным, поскольку, исходя из фактических обстоятельств дела причинно-следственная связь между противоправным бездействием Лебедко М.Б. и последствиями в виде причинения материального ущерба государству в лице Министерства обороны РФ установлена постановлением следователя о прекращении уголовного дела, вынесенного <дата>, поэтому трёхлетний срок, указанный в п. 4 ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», надлежит исчислять не ранее, чем с даты вынесения названного постановления следователя.
Доводы ответчика о том, что представленное истцом постановление о прекращении в отношении него уголовного дела вынесено по одному уголовному делу, а представленное заключение эксперта дано по другому уголовному делу, являются несостоятельными, поскольку из исследованного в суде сообщения из Военного следственного управления Следственного комитета РФ по Южному военному округу от <дата> № № следует, что в связи с изъятием и передачей уголовного дела из 522 военного следственного отдела для дальнейшего расследования в следственное управление СК России по ЮВО уголовному делу № присвоен №.
Доводы Лебедко М.Б. о том, что он не является надлежащим ответчиком, так как его вина в каких-либо противоправных действиях (бездействии), а также причинная связь между его действиями (бездействием) и ущербом не установлена, поэтому он не может быть привлечён к материальной ответственности, и истцу необходимо обратиться в суд с исковыми требованиями к военнослужащему, самовольно оставившему часть, также являются несостоятельными, поскольку, как указано выше, причинно-следственная связь между противоправным бездействием Лебедко М.Б. и последствиями в виде излишних денежных выплат и причинения материального ущерба государству в лице Министерства обороны РФ установлена постановлением следователя о прекращении уголовного дела от <дата>, а привлечение к ограниченной материальной ответственности командира (начальника), не принявшего необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».
Поскольку Министр обороны РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, то на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ она подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере, в соответствии с ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, – <иные данные> копеек.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление представителя Министра обороны Российской Федерации к военнослужащему войсковой части № <иные данные> Лебедко ФИО18 о возмещении ущерба – удовлетворить.
Взыскать с Лебедко ФИО19 в пользу Министерства обороны Российской Федерации денежные средства в размере <иные данные>.
Взыскать с Лебедко ФИО20 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ФИО21.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме <дата>.
Председательствующий по делу В.А. Гриценко