Копия
Дело №2-1201/2022
63RS0037-01-2022-002375-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2022 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1201/22 по иску Хайрутдинова Ришата Исмагиловича к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самары, Администрации г.о. Самара о признании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, незаконным, признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности по включению в список детей-сирот сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Хайрутдинов Р.И. обратился в суд с иском к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самары о признании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, незаконным, признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности по включению в список детей-сирот сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда. В обоснование заявленных требований истец указал, что Хайрутдинов Р.И., родился ДД.ММ.ГГГГ в городе Бугульма Республики Татарстан, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заочным решением Бугульминского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу № его мать Хайрутдинова И.В. и отец – Хайрутдинов И.М. были лишены в отношении истца родительских прав. Распоряжением руководителя исполнительного комитета Бугульминского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Республики Татарстан истцу был назначен опекун на безвозмездных условиях – сестра истца Хайрутдинова Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей на праве собственности матери истца Хайрутдиновой И.В., таким образом, место проживания было определено по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>. Распоряжением Администрации Бугульминского района и города Бугульмы от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Хайрутдинов Ришат Исмагилович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на учет в органе опеки и попечительства Бугульминского муниципального района Республики Татарстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Когда истцу исполнилось 18 лет, с ДД.ММ.ГГГГ истец уехал проживать в г. Самару, где снимал квартиры (по некоторым есть заключенные договоры аренды), работал, когда официально, когда неофициально, после чего поступил в Самарский торгово-экономический колледж, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ до исполнения истцу 23 лет, истец обратился к ответчику Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самары с просьбой включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их лица, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городском округе Самары. Распоряжением Первого заместителя главы г.о. Самары Харитоновым М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ за №. Истцу было отказано в во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не имеется, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ, так как право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не подтверждено. Полагает, что отказ Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самары о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещениями в г.о. Самара – незаконным. В связи с чем истец, вынужден был обратиться с настоящим иском в суд.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика к участию в дело привлечена Администрации г.о. Самара.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал и просил его удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Администрации г.о. Самары и Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самары в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на законность распоряжения.
Представители третьих лиц Администрации г.о. Самара, Министерства строительства Самарской области, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из указанных положений следует, что наряду с нуждаемостью в жилом помещении в качестве безусловных оснований для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда законодателем названо достижение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 данного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
В силу п. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 кв. м общей площади жилого помещения на человека.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставленном по договору найма специализированного жилого помещения, если они: 1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилого помещения; 2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, но их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным.
Вместе с тем, по смыслу закона право на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит не только от наличия или отсутствия у них в собственности жилого помещения, но и от фактической нуждаемости их в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что истец Хайрутдинов Р.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в городе Бугульма Республики Татарстан.
Заочным решением Бугульминского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, мать истца Хайрутдинова Ильмира Вадутовна и отец – Хайрутдинов Исмагил Мингалеевич были лишены в отношении Хайрутдинов Р.И. родительских прав.
Таким образом, на момент лишения родительских прав Хайрутдиновой И.В. и Хайрутдинова И.М. истец являлся несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей.
Распоряжением Администрации Бугульминского района и города Бугульмы от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Хайрутдинов Ришат Исмагилович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на учет в органе опеки и попечительства Бугульминского муниципального района Республики Татарстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением руководителя исполнительного комитета Бугульминского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Республики Татарстан истцу был назначен опекун на безвозмездных условиях – сестра истца Хайрутдинова Гузель Исмагиловна, 1990 года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей на праве собственности матери истца Хайрутдиновой И.В., таким образом, место проживания было определено по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>.
Распоряжением № руководителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ был рассмотрен вопрос о предоставлении жилой площади несовершеннолетнему Хайрутдинову Р.И., оставшемуся без попечения родителей, принимая во внимание, что мать несовершеннолетнего Хайрутдинова И.В лишена родительских прав (решение Бугульминского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ дело №); отец несовершеннолетнего Хайрутдинов И.М. умер (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданное отделом ЗАГС исполкома Бугульминского муниципального района РТ); учитывая, что несовершеннолетний Хайрйтдинов Р.И. не имеет жилой площади, руководствуясь Федеральным законом № 15-ФЗ, №8-ЗРТ; Несовершеннолетний Хайрутдинов Р.И. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Как следует из иска, на момент исполнения истцу 18 лет, с ДД.ММ.ГГГГ истец уехал проживать в г. Самару, где снимал квартиры, работал, обучался по очной форме в Самарском торгово-экономическом колледже, расположенном по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой Государственного Бюджетного профессионального учреждения Самарской области «Самарский торгово-экономический колледж» от ДД.ММ.ГГГГ № о поступлении Хайрутдинова Р.И. в 2018 году на 1 курс очной формы обучения по направлению подготовки (специальности) ДД.ММ.ГГГГ «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании» и дипломом ГБПОУ СО «Самарский торгово-экономический колледж» о среднем профессиональном образовании по квалификации «Техник-механик», выданный ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ Хайрутдинов Р.И. зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, собственником которого является Прокаева М.Ю., не состоящая в родстве с истцом.
ДД.ММ.ГГГГ до достижения 23 лет, истец обратился в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самары с просьбой включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их лица, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городском округе Самары.
Распоряжением Первого заместителя главы г.о. Самары Харитоновым М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу было отказано в во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не имеется в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ, так как право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не подтверждено до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно паспорту Хайрутдинов Р.И., он имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельства подтверждается также справкой № МП г.о. Самара «ЕИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке № Альметьевского филиала АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Хайрутдиновым Р.И. объектов недвижимого имущества (жилой дом, часть жилого дома, квартира, комната, гараж, садовый домик, встроенное нежилое помещение, нежилое здание, объект незавершенный строительством) на праве собственности в Республике Татарстан не зарегистрировано.
Из ответа АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Средне-Волжского филиала Самарского областного отделения следует, что согласно данным архивного фонда, Хайрутдинов Р.И. право на приватизацию на территории г. Самары и Волжского района не использовал.
Жилого помещения в собственности или по договору социального найма Хайрутдинов Р.И. на территории Самарской области не имеет.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация в отношении Хайрутдинова Р.И., право на приватизацию им не использовано.
Согласно ответу Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района отдела опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ, Хайрутдинов Р.И., состоял на учете в отделе опеки и попечительства Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как ребенок, оставшийся без попечения родителей был передан под опеку распоряжением Главы администрации Бугульминского района и города Бугульмы № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении гр. Сунгатуллиной А.А. опекуном несовершеннолетних Хайрутдиновой Г., Хайрутдинова Р.». Хайрутдинов Р.И. был снят с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением совершеннолетия.
Из ответа Министерства образования и науки Республики Татарстан следует, что Хайрутдинов Р.И. в адрес Министерства с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, не обращался. Личное дело гражданина отсутствует. Ранее в ответе Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № № гражданин был уведомлен о том, что копии документов в соответствии с перечнем документов, утвержденным Министерством, через Государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» для принятия решения о включении/отказе во включении в список лиц из числа детей, нуждающихся в обеспечении жилым помещениями специализированного жилищного фонда.
Также, согласно ответу Министерства образования и науки Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, по оперативным данным органа местного самоуправления распоряжением руководителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний на тот момент времени Хайрутдинов Р.И. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Министерство в рамках компетенции не располагает сведениями о том, отменялось или не отменялось органом местного самоуправления это распоряжение в связи с убытием Хайрутдинова Р.И. Согласно регламенту Министерства по оказанию государственной услуги по включению в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - список), а также иным нормативным правовым актам, обязанность по подаче заявления с копиями документов была возложена на попечителя, либо после достижения 18-ти лет гражданин был вправе подать заявление с копиями документов самостоятельно. С запросом в Министерство о порядке включения в список Хайрутдинов Р.И. обратился впервые письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№. Ответ был направлен от ДД.ММ.ГГГГ № №. Гражданин по-прежнему не лишен права обратиться в установленном порядке с заявлением о включении в список в <адрес> для рассмотрения по существу вопроса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список включаются:
дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;
лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1 - 3).
В подпункте "в" пункта 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
В подпункте "г" пункта 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
В силу положений статей 2, 18, 45, 46 Конституции Российской Федерации на суды возложена обязанность по защите прав гражданина, и эта обязанность является смыслом деятельности судов.
При указанных обстоятельствах, Хайрутдинов Р.И., несмотря на то, что признан нуждающимся в жилом помещении, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, нуждающихся в специализированных жилых помещениях, до настоящего времени не включен, как на территории Р. Татарстан, так и в г. Самаре. При этом, законный представитель истца до достижения его совершеннолетия, как и сам истец после достижения совершеннолетия в установленном законом порядке с заявлением в соответствующие муниципальные органы Р. Татарстан о включении его в указанный список не обращался, а обратился с соответствующим заявлением до достижения 23-летнего возраста по своему месту жительства к ответчику в г. Самара.
Вопреки доводам ответчика истцом документально подтверждено его право на постановку на учет и обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда до ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ.
Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года.
При этом, как следует из подпункта 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, указанное обстоятельство не является препятствием для принятия лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет по месту жительства в случае его изменения в том же или ином субъекте Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что истец не подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в г. Самаре, поскольку на момент достижения совершеннолетия не являлся жителем г. Самары, отклоняются судом, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Установленное абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ правовое предписание является дополнением гарантии обеспечения лиц указанной категории жилыми помещениями, а не препятствием к ее реализации по достижении данными лицами 18-летнего возраста.
В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из г. Бугульма Р. Татарстан на постоянное место жительства в г. Самару, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Поскольку истец на период очного обучения в ГПБОУ СО «Самарский торгово-экономический колледж» с 2018 года по 2022 год проживал и по настоящее время проживает в г. Самаре, по окончании профессионального образования на очной форме обучения в г. Бугульма Р.Татарстан не возвращался, что подтверждается регистрацией в г. Самаре, ни по договору социального найма, ни в собственности жилого помещения не имеет, в принадлежащем на праве собственности его матери Хайрутдиновой И.В. жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, проживать не может, ввиду того, что собственник жилого помещения Хайрутдинова И.В. в отношении истца лишена родительских прав, суд исходит из того, что в силу ст. 20 ГК РФ местом жительства истца является город Самара.
Доводы ответчика о том, что истцом не представлено вступившее в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения по адресу: <адрес>, которое было закреплено за несовершеннолетним Хайрутдиновым Р., в соответствии с частью 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159- ФЗ, судом не принимаются во внимание, поскольку данное жилое помещение находится в единоличной собственности у Хайрутдиновой И.В., которая лишена родительских прав в отношении истца, частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен принудительный обмен только жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма. Соответственно, в данном случае указанное требование ответчика является необоснованным.
Факт нуждаемости истца в жилом помещении подтверждается представленными доказательствами об отсутствии в пользовании по договору социального найма или в собственности жилого помещения, а также распоряжением муниципального органа о признании его нуждающимся. Право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда могло быть прекращено только в случае предоставления ему жилого помещения, изменение места жительства не лишает истца права на обеспечение жилым помещением по последнему месту жительства.
При указанных обстоятельствах Хайрутдинов Р.И., относящийся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения ни на территории Республики Татарстан, ни на территории Самарской области.
Следовательно, требования Хайрутдинова Р.И. о признании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, незаконным, признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности по включению в список детей-сирот сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Между тем, требование о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда является преждевременным, права истца в данной части ответчиками не нарушены, в связи с чем, требование о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Хайрутдинова Ришата Исмагиловича к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самары, Администрации г.о. Самара о признании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, незаконным, признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности по включению в список детей-сирот сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,- удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение первого заместителя г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Хайрутдинова Ришата Исмагиловича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Признать право Хайрутдинова Ришата Исмагиловича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на однократное представление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Самара Самарской области.
Обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки и Администрацию г.о. Самары включить Хайрутдинова Ришата Исмагиловича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Самара Самарской области.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 01.12.2022 г.
Судья: О.П. Коваленко
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № 2-1201/2022 (63RS0037-01-2022-002375-10) Самарский районный суд г. Самары