№2а- 6014/2018-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2018 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи М.Н.Картавых
при секретаре М.О. Журковой
с участием представителя административного истца |
Черепанова Д.В., действующего на основании доверенности от 08.12.2017 |
|
административного ответчика |
Мелкумяна В.В., |
|
ст. помощника прокурора г. Петрозаводска |
Радьковой В.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства внутренних дел по Республике Карелия о продлении срока содержания Мелкумяна Вагана Варткесовича, подлежащего депортации, в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.12.2017 Мелкумян В.В. помещен в специальное учреждение для исполнения решения уполномоченного органа о его депортации в страну гражданской принадлежности, однако в установленный судом срок ввиду уважительных причин осуществить процедуру депортации не представилось возможным. Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.03.2018 срок содержания в специальном учреждении продлевался до 27.06.2018. Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.06.2018 срок содержания в специальном учреждении продлен до 27.08.2018 включительно. Ссылаясь на обращение МВД по РК в Прокуратуру Республики Карелия о рассмотрении вопроса об отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) административного ответчика на территории Российской Федерации и отсутствии ответа до настоящего времени, а также на то, что распоряжение Министерства юстиции РФ от 04.08.2017 №3792-рн, которым пребывание (проживание) Мелкумяна В.В. на территории России признано нежелательным, является действующим, равно как и решение о депортации административного ответчика, в связи с чем он должен содержаться в специальном учреждении, административный истец просит продлить срок пребывания Мелкумяна В.В. в специальном учреждении, но не более чем на 2 месяца, то есть до 27.10.2018.
В судебном заседании представитель административного истца на требованиях настаивал.
Мелкумян В.В. возражал против заявленных требований, ссылаясь на плохие условия содержания в Центре.
Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям п.4 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении.
В соответствии с положениями ст.269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении. Содержание решения должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса, в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части он должен быть конкретизирован.
В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что приговором Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 15.08.2016 лицо без гражданства Мелкумян В.В. осуждался за совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
29.12.2017 Мелкумян В.В. освобожден из исправительного учреждения по отбытии срока наказания.
В соответствии с распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 04.08.2017 №3792-рн, пребывание (проживание) Мелкумяна В.В. в Российской Федерации признано нежелательным.
На основании указанного распоряжения принято решение о депортации мигранта, о чем 19.12.2017 Министром внутренних дел по Республике Карелия утверждено соответствующее решение.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.12.2017 Мелкумян В.В. помещен в специальное учреждение - Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия на срок до 27.03.2018 включительно.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26.03.2018 срок содержания продлен до 27.06.2018 включительно.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.06.2018 срок содержания в специальном учреждении продлен до 27.08.2018 включительно.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 марта 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 31 мая 2018 года, отказано в удовлетворении административного иска Мелкумяна В.В. о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ от 04.08.2017 №3798-рн и решения о депортации за пределы РФ от 19 декабря 2017 года.
В соответствии со ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация иностранных граждан осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции (п. 4); иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (п. 9); в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина (п. 11); исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (п. 12).
Порядок разрешения требований, являющихся предметом судебного разбирательства, урегулирован главой 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Законность и обоснованность распоряжения Министерства юстиции РФ, принятого в порядке, предусмотренном ч.4 ст.25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также решения о депортации административным ответчиком в установленном законом порядке в настоящее время не оспорены.
Исходя из положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 года и пункта "а" ч. 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами стран, в которой они проживают и статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года, право человека на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года предусмотрена возможность лишения свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, является ли выдворение реальной перспективой, является ли помещение иностранного гражданина в Центр временного содержания реальной перспективой и оправданным, или продолжает оставаться таковым.
Из полученных ответов посольства Республики Армения от 21.02.2018 и Республики Узбекистан от 19.06.2018 следует, что Мелкумян В.В. не является гражданином указанных государств.
09.08.2018 МВД по РК в прокуратуру Республики Карелия направлено обращение о рассмотрении вопроса отмены в судебном порядке решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации Мелкумяна В.В., при этом пояснить целесообразность такого обращения в органы прокуратуры, не обладающими компетенцией в решении вопроса об отмене распоряжения Министерства юстиции РФ от 04.08.2017 о нежелательности пребывания Мелкумяна В.В. в России, представитель административного истца обосновать не смог. Ответ на указанное обращение не поступил.
Учитывая, что срок содержания ответчика в центре временного содержания составил практически 8 месяцев, судом неоднократно предоставлялся истцу срок для получения свидетельства о возвращении ответчика на родину и с учетом того, что утрачена реальная возможность для получения такого свидетельства, наличие заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства № 21/126 от 24.08.2018, согласно которого определен статус Мелкумяна В.В., как лицо без гражданства, оснований для удовлетворения заявления не имеется, как и нахождения ответчика в центре временного содержания.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 сентября 2014 года N 1830-О указывал, что пункт 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", действующий в настоящий момент в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 232-ФЗ, предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина и не может расцениваться как мера наказания.
Коль скоро возможность исполнения решения о депортации утрачена, принятые истцом меры для его исполнения никакого результата не имеют, не имеется перспектив получения свидетельства о возвращении на родину ответчика и на день рассмотрения дела.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 269, 296, 298 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья М.Н. Картавых
Решение в окончательной форме изготовлено 27.08.2018.
Последний день подачи апелляционной жалобы – 06.09.2018.