г. Луга 29 марта 2013 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дело № 2-440/2013)
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Шулындиной С.А.
при секретаре Козиной О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием:
представителя истцов Ветошева В.В.
гражданское дело по исковому заявлению Сергеевой Л.Б., Сергеевой О.А., Лебедевой Е.А. к администрации Волошовского сельского поселения, администрации Лужского муниципального района о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Сергеева Л.Б., Сергеева О.А., Лебедева Е.А. обратились в суд с иском к администрации Волошовского сельского поселения Лужского муниципального района, администрации Лужского муниципального района о признании права общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 7-9).
Иск мотивировали тем, что являются наследниками первой очереди по закону имущества умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО3. После смерти ФИО3 открылось наследство в виде жилого дома с надворными постройками и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый №. Жилой дом и земельный участок принадлежали на праве собственности отцу ФИО3 – ФИО2, умершему ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой администрации Волошовского сельского поселения и свидетельством о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. При жизни ФИО2 составил завещание от ДД.ММ.ГГГГ, которым завещал все принадлежащее ему имущество, в т.ч. жилой дом в <адрес>, ФИО3 ФИО3 после смерти отца не оформил наследственные права в установленном законом порядке, однако в шестимесячный срок принял наследство фактически, пользовался жилым домом, обрабатывал земельный участок. После смерти ФИО3 они фактически приняли наследство, проживали на момент смерти совместно с ФИО3, несли расходы на содержание жилого дома, обрабатывали земельный участок.
В судебное заседание истцы не явились, их интересы представляет представитель Ветошев В.В., действующий на основании доверенности от 31.01.2013 года (л.д. 12), который поддержал иск.
Администрация Лужского муниципального района, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направила, возражений на иск не представила.
Администрация Волошовского сельского поселения Лужского муниципального района, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направила, предстала письменный отзыв на иск, в котором против заявленных требований не возражает.
Суд, выслушав представителя истцов, исследовав и оценив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Часть 2 указанной нормы предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу пп. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 2 ст. 1152 ГК РФ).
Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками (п. 3 ст. 1152 ГК РФ).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу, заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Днем открытия наследства является день смерти гражданина (ст. 1114 ГК РФ).
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (статья 1142 ГК РФ).
В силу ч. 2 ст. 1141 ГК РФ, наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Судом установлено следующее:
ФИО2 на основании свидетельства № о праве собственности на землю, выданного ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности принадлежал земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., состоящий их <данные изъяты> участков, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 23).
Названное свидетельство, удостоверяющие право собственности ФИО2 на землю, выдано в ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а потому в силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно справки Волошовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной на основании записи в похозяйственной книге (стр. 9 за ДД.ММ.ГГГГ г.) ФИО2 на праве собственности принадлежал жилой <адрес> <адрес> (л.д. 29).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> №, место смерти <адрес> (л.д. 21).
На момент смерти ФИО2 был зарегистрирован и проживал в <адрес>, о чем выдана справка № от ДД.ММ.ГГГГ Его супруга ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20, 50).
Согласно свидетельства о рождении <данные изъяты> № ФИО3 являлся сыном ФИО2 (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 составил завещание, которым завещал все принадлежащее ему имущество, в т.ч. жилой дом в <адрес>, ФИО3 Завещание удостоверено председателем <данные изъяты> <адрес> и на момент смерти ФИО2 не было изменено либо отменено, о чем на нем имеется отметка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
По информации нотариуса Лужского нотариального округа ФИО9, за оформлением наследственных прав после смерти ФИО2 никто не обращался (л.д. 72).
Однако суд находит установленным, что сын ФИО2 - ФИО3 фактически принял наследство в виде жилого дома и земельного участка в д. Б. Сабицы Волошовского сельского поселения после смерти отца, что подтверждается справкой администрации Волошовского сельского поселения и не опровергнуто иными исследованными судом доказательствами (л.д. 28).
Поскольку ФИО3 фактически принял наследство после смерти ФИО2, оно признается принадлежащим ему со дня открытия наследства, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Доказательствами наличия иных наследников и лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве, суд не располагает.
Согласно свидетельства о смерти <данные изъяты> №, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, место смерти: <адрес> (л.д.13).
Из материалов дела видно, что Сергеева Л.Б. является супругой ФИО3, а Сергеева О.А. и Лебедева Е.А. – детьми ФИО3, т.е. истцы относятся к числу наследников ФИО3 по закону первой очереди.
Наследственное дело после смерти ФИО3 не заводились, о чем суду представлено сообщение нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО10 (л.д. 63).
В соответствии со справкой формы № 9 от ДД.ММ.ГГГГ, Сергеева Л.Б., Сергеева О.А., Лебедева Е.А. постоянно зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес>. Совместно с ними по месту жительства зарегистрирован ФИО3, из чего суд приходит к выводу, что истцы в установленный законом шестимесячный срок приняли наследство после смерти ФИО3 фактически (л.д. 30).
Данный факт подтверждается и справкой администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой Сергеева Л.Б., Сергеева О.А., Лебедева Е.А. после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 пользуются жилым домом № в <адрес>, а также обрабатывают земельный участок при доме (л.д. 27).
Согласно справки филиала Лужского БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., площадь – <данные изъяты> кв.м., жилую площадь – <данные изъяты> кв.м. (л.д. 25).
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. состоит на государственном кадастром учете под № №, расположен на землях <данные изъяты> пунктов, имеет разрешенное использование: <данные изъяты> (л.д. 26).
В ЕГРП право собственности на жилой дом и земельный участок не зарегистрировано, о чем Управлением Росреестра по Ленинградской области суду представлены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33,34).
При установленных обстоятельствах, учитывая, что истцы на момент смерти ФИО3 проживали совместно с ним, после смерти ФИО3 пользуются жилым домом и земельным участком, суд полагает установленным, что истцы вступили во владение и управление наследственным имуществом, т.е. фактически приняли наследство, оставшееся после смерти ФИО3, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Поскольку истцы приняли наследство, оно признается принадлежащим им со дня открытия наследства, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, доли истцов в наследственном имуществе признаются равными.
В связи с чем, исковые требования Сергеевой Л.Б., Сергеевой О.А., Лебедевой Е.А. о признании права общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №, ░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №), ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░:
- <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;
- <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №, ░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №), ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░:
- <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;
- <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №, ░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №), ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░:
- <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>;
- <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░