РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20.02.2023 г. <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Германовой С.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» о признании результатов специальной оценки условий труда, аттестации рабочего места недействительными, о взыскании выплаты компенсационного характера за опасные условия труда,
установил:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском к ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)», в котором согласно уточненным исковым требованиям просил:
- признать результаты Специальных оценок условий труда, проведенных ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» в 2016, 2021 и 2022 году, недействительными;
признать результаты аттестаций рабочего места пожарного ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» ФИО2, установленных то результатам Специальных оценок условий труда, проведенных ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» в 2016, 2021 и 2022 году, недействительными;
обязать ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» провести повторную оценку условий труда с исследованием (испытания) и измерением вредных и (или) опасных производственных факторов при выполнении работ по тушению пожаров либо с принятием решения о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу тля жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, доводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц;
обязать ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» установить, что условия труда на рабочем месте при выполнении работ по тушению пожаров являются опасными условиями труда (4 класс);
- взыскать с ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> договорной)» в пользу ФИО2 выплату компенсационного характера за опасные условия труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 48 061,70 рублей, компенсацию морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения прав, в размере 50 000 рублей и компенсацию стоимости услуг представителя в размере 34000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Государственную инспекцию труда в <адрес> и Министерство труда, занятости и миграционной политики <адрес>.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Просил иску удовлетворить. Также пояснил, что доводы изложенные в исковом заявлении и уточнении к исковом заявлению поддерживает в полном объеме.
Ранее в судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая на основании устного ходатайства, доводы изложенные доверителем поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что согласно п. ч.2 ст. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч.1 ст. 17 ФЗ «О специальной оценке условий труда» Статьей 209 Трудового кодекса РФ дается определение понятию «рабочее место», это место, где работник должен находится или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. ДД.ММ.ГГГГ в отношении рабочих мест работников Пожарно-спасательной части № по адресу <адрес> по инициативе ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> была проведена специальная оценка условий труда, которая осуществлялась специализированной организацией ООО «Группа компаний «Дом науки и Техники». По результат проведенной специальной оцени условий труда общая оценка соответствует второму классу условий труда. Согласно ч. 3 ст. 14 закона № ФЗ допустимыми условиями труда 2 класса являются условия труда, при которых на работника воздействует вредные или опасные производственные факторы, уровнь воздействия которых не превышает уровни установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня. С результатами проведенной специальной оценки условий труда истец был ознакомлен, что подтверждается его подписью на карте №. Результаты данной специальной оценки условий труда не обжаловались и не отменялись. ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес>» проведена внеплановая специальная оценка условий труда рабочих мест работников Пожарно-спасательной части № по адресу: <адрес>, где находится рабочее место истца. По результатам данной внеплановой специальной оценки условий труда установлена общая оценка труда, соответствующая 2 классу. ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен с результатам данной внеплановой специальной оценки условий труда. Согласно ч.7 ст.9 Закона 426-ФЗ в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. Указанные в настоящей статье особенности в настоящее время не установлены. В соответствии с ч.5 ст.27 Закона 426-ФЗ в отношении рабочих мест, указанных в части 7 статьи 9 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах. Согласно положениям данной статьи специальная оценка условий труда проведена в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. Условия труда Истца при тушении пожаров не оценивались из-за отсутствия времени занятости в условиях ликвидации чрезвычайных ситуаций. Истец полностью обеспечен эффективными средствами защиты: боевая одежда пожарного, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, шлем пожарного, сапоги пожарного, краги пожарного. Согласно ч.6 ст. 14 Закона 426-ФЗ в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой. В указанный спорный период 2021-2022 гг. истец не находился в условиях воздействия вредных или опасных производственных факторов 3 класса, не находился в условиях опасных для жизни и здоровья. В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. После ознакомления с результатами проведенной специальной оценки условий труда истец, в установленный ст.392 ТК РФ срок, не обратился в суд за разрешением индивидуального трудового спора и им был пропущен срок обжалования результатов специальной оценки условий труда проведенных в 2016 и 2021 гг. Также Верховный суд Российской Федерации в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ N ГКПИ08-8 указал, что постановлением Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, изданным на основании пункта 2 Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет», утверждено Разъяснение, согласно пункту 5 которого под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. Пункт 5 разъяснения в равной мере распространяется на всех лиц, работающих на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, и устанавливает единый порядок исчисления стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в зависимости от длительности отрицательного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов условий труда. Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которые позволяли бы учитывать при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, выполнение таких работ менее чем 80% рабочего времени, не имеется. Принцип равенства был бы нарушен, если бы лица, работающие во вредных условиях труда в течение не менее 80 процентов рабочего времени, имели одинаковое право на пенсионное обеспечение с теми, кто занят в таких же условиях труда, например, 5-10 процентов рабочего времени, вследствие чего подвергается меньшему воздействию на организм различных неблагоприятных факторов. Из этого следует, что истцу правильно были установлены допустимые условия труда класс 2, так как истец в спорный период не находился в условиях воздействия вредных и/или опасных производственных факторов 3 класса и не находился в условиях опасных для жизни и здоровья. В соответствии с п.46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. В своем исковом заявлении истец, заявляя о причинении ему морального вреда не указывает какими конкретно незаконными действиями или бездействием со стороны работодателя ему причинен моральный вред. Истцом не представлены суд доказательства, что в отношении него допущены действия, в результате которых возник психоэмоциональный стресс. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В связи с недоказанностью наличия психоэмоционального состояния-стресса, исковые требования не подлежат удовлетворению. Также п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что на требования о компенсации морального вреда, вытекающие из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда. Например, требование о компенсации морального вреда, причиненного работнику нарушением его трудовых прав, может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав, с соблюдением установленных сроков обращения в суд с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав, либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично. Истцом пропущен срок обращения в суд о взыскании морального вреда, т.к. он, в установленный законом срок, не обращался в суд за разрешением индивидуального трудового спора по обжалованию результатов специальной оценки условий труда проведенных в 2016 и 2021 годов. Не имеется нарушений прав истца на получение выплат, предусмотренных за тяжелую и угрожающую его жизни и здоровью работу, так как за спорный период истец не осуществлял работу данного характера, не находился в условиях труда угрожающих его жизни и здоровью - не принимал участия при тушении пожаров, но находился в расположении пожарно-спасательной части №, осуществляя трудовую деятельность по графику: сутки через трое. В соответствии со ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права. В связи с чем, безосновательным является заявление истца о нарушении его будущих (не возникших) прав на досрочное получение пенсии. Более того согласно п.5 постановления Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. Истец в сорный период не находился в особых условиях труда, превышающих допустимые условия труда класс 2. Из изложенного следует, что требования истца не подлежат удовлетворению, в связи с недоказанностью причинения морального вреда. Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В соответствии с п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Истцом не представлено доказательств объема фактически совершенных действий представителем, а также объем выполненной представителем работы, что необходимо для определения разумности взыскания судебных расходов. На основании вышеизложенного, заявленные требования истца удовлетворению не подлежат в связи с их недоказанностью и нарушением норм гражданского и трудового законодательства. Руководствуясь главой 39 ГПК РФ, просил отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддержала ранее приобщенные возражения на исковые требования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Государственная инспекция труда в <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом. До судебного заседания предоставила отзыв на исковые требования и ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно представленному отзыву считает иск ФИО2 к ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» о признании результатов специальной оценки условий труда недействительными, о взыскании выплаты компенсационного характера обоснованным, законным и подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Министерства труда, занятости и миграционной политики <адрес> ФИО8, действующий на основании доверенности в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. До судебного заседания предоставил отзыв на исковые требования и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленному отзыву вопрос об удовлетворении исковых требований истца оставил на усмотрение суда.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения. Государственные пенсии в силу статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель, исходя из конституционных требований, руководствуясь принципами социального государства, равенства и справедливости, вправе закрепить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая введение для некоторых категорий граждан льготных условий пенсионного обеспечения в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность. Такое регулирование должно обеспечивать учет и оценку - с опорой на обоснованные критерии - особых условий труда, неблагоприятных факторов и особенностей трудового процесса, которые положены в основу предоставления права на льготное пенсионное обеспечение, а также должно гарантировать реализацию этого права.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
Согласно ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места; исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Согласно ст. ст. 216, 216.2 ТК РФ каждый работник имеет право на получение актуальной и достоверной информации об условиях труда и охране труда на его рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте, о предоставляемых ему гарантиях и компенсациях.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений признаются, в том числе обеспечение права работника на справедливые условия труда, в том числе условия труда, отвечающие требованиям безопасности (ст. 2 ТК РФ).
Трудовым законодательством наложен прямой запрет на ухудшение положения работников по сравнению с трудовым законодательством (ст. 8 ТК РФ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
Статья 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" предусматривает следующее.
Все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном данным Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень этих факторов формируется комиссией по проведению специальной оценки условий труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений этих факторов, а также исходя из предложений работников.
Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. При этом должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку. Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов условий труда во всех диапазонах, установленных методикой проведения специальной оценки условий труда. Методики (методы) измерений, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения, определяются организацией, проводящей такую оценку, самостоятельно.
Результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих факторов. В качестве результатов могут использоваться результаты исследований (испытаний) и измерений этих факторов, проведенных аккредитованной в соответствии с законодательством об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении такой оценки принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей такую оценку. По результатам исследований (испытаний) и измерений этих факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если их проведение на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений. Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда. Работодатель в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения копию протокола комиссии, содержащего это решение.
Статья 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" содержит описание вредных и (или) опасных факторов производственной среды, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда, относя к ним: физические факторы (аэрозоли, шум, инфра- и ультразвук, вибрация, неионизирующие и ионизирующие излучения, такие параметры микроклимата, как температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, тепловое облучение, а также параметры световой среды); химические факторы (химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы - антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты); биологические факторы (патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний и др.). К вредным же и (или) опасным факторам трудового процесса отнесены его тяжесть - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника, а равно его напряженность - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника. Здесь же содержится перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые подлежат исследованию (испытанию) и измерению.
В силу той же статьи по отдельным видам работ, профессий, должностей, специальностей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливаться дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (часть 3 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлены приказом ФИО1 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 545.
ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ «4 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по <адрес> (договорной)» и ФИО2 заключен трудовой договор №. На основании п. 1.1. трудового договора истец принят на работу на должность пожарный 2 класса с должностным окла<адрес> рублей (т. 1 л.д.11-14).
В соответствии с дополнительным соглашением № от 09.01.2018г. к трудовому договору должностной оклад ФИО2 установлен в размере 9026 рублей (т. 1 л.д.15).
В соответствии с дополнительным соглашением № от 01.10.2019г. к трудовому договору должностной оклад ФИО2 установлен в размере 9415 рублей (т. 1 л.д.16).
В соответствии с дополнительным соглашением № от 10.01.2022г. к трудовому договору должностной оклад ФИО2 установлен в размере 9697,45 рублей (т. 1 л.д.17).
Согласно п. 3 Должностной инструкции пожарного 35 пожарно-спасательной части, утвержденной начальником ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)», пожарный пожарно-спасательной части при осуществлении своей деятельности обязан выезжать в составе отделения для проведения боевых действий по тушению пожаров (т. 1 л.д.18-20).
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении профессионального стандарта «Пожарный» определено, что видом профессиональной деятельности «Пожарного» является тушение пожаров, а основной целью профессиональной деятельности - спасение людей, имущества, защита окружающей среды и проведение аварийно- спасательных работ при тушении пожаров. Обобщенными трудовыми функциями по данной профессии являются - выполнение работ по осуществлению караульной службы, тушению пожаров, проведение аварийно- спасательных работ.
Выезды по тушению пожаров подтверждаются выпиской о выездах пожарных караулов 35 пожарно-спасательной части за 2017-2021 г.г., указанное обстоятельство стороной ответчика не оспаривалось.
Специальная оценка условий труда согласно требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проводилась работодателем в 2016, 2021 и 2022 году.
ДД.ММ.ГГГГ гола председателем комиссии по проведению СОУТ ФИО9, утвержден отчет о проведении СОУТ (т. 1 л.д.167).
Согласно заключению эксперта ООО «НТЦ «Техносферная безопасность» ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ условия труда сотрудников 35 пожарно-спасательной части отнесены ко 2 классу (т. 1 л.д.168-209).
Согласно карте №а от ДД.ММ.ГГГГ специальной оценки условий труда профессии «пожарный 35 ПСЧ» условия труда сотрудников 35 пожарно-спасательной части отнесены ко 2 классу условий труда. ФИО2 ознакомлен с результатами оценки ДД.ММ.ГГГГ (л.д.т. 1 л.д.112-115).
На основании заявления работников 35-ПСП ФГБУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по <адрес> (договорной)», в том числе и истца, вх.№-Г-345 от ДД.ММ.ГГГГ последние просили ГУ МЧС России по <адрес> просили провести проверку 35-ПСП ФГБУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по <адрес> (договорной)» на предмет соблюдения трудового законодательства Российской Федерации, а также законодательства о специальной оценке условий труда (т. 1 л.д.148-151).
Согласно протоколу общего собрания личного состава 35 ПСЧ ФГБУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по <адрес> (договорной)» от ДД.ММ.ГГГГ указано и сторонами не оспаривалось, что в 2016 года сотрудниками подписан лист ознакомления с результатами специальной оценки условий труда, без получения личным составом разъяснений по отсутствию в профессиональной деятельности вредных условий труда и как следствие возможности досрочного выхода на пенсию в 50 лет (т.1 л.д.152).
На основании требования прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ го. №ж/2019 начальником ФГБУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по <адрес> (договорной)» предоставлены сведения о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах сотрудников в 2018 г. (т.1 л.д.153).
В рамках проводимой проверки <адрес> обращение сотрудников от ДД.ММ.ГГГГ передано в ГИТ в <адрес> (т. 1 л.д.154).
Руководителем департамента условий труда и охраны труда министерства труда, занятости и миграционной политики <адрес> в ФГБУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по <адрес> (договорной)» направлен запрос № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении материалов: отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах сотрудников в 2016 г.; акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.155, 157-158).
Распоряжением ГИТ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-И в отношении ФГБУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по <адрес> (договорной)» назначена внеплановая документарная проверка с целью обеспечения соблюдения трудового законодательства и защиты трудовых прав (т.1 л.д.161-162).
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному главным консультантом департамента условий и охраны труда министерства труда, занятости и миграционной политики <адрес> ФИО8 качество проведения СОУТ в ФГБУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по <адрес> (договорной)» соответствует требованиям законодательства о СОУТ(т. 1 л.д.164-166).
Приказом начальника отряда ФГБУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по <адрес> (договорной)» ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по СОУТ (т. 1 л.д.210).
Приказом начальника отряда ФГБУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по <адрес> (договорной)» ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в состав комиссия по СОУТ (т. 1 л.д. 211).
Протоколом заседания комиссии по специальной оценке условий труда № от ДД.ММ.ГГГГ утвердила перечень рабочих мест подлежащих специальной оценке условий труда. Также принято решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах 35 ПСЧ, по месту постоянной дислокации пожарной части, когда работники находятся в режиме ожидания (т. 1 л.д.212-213, 214-216, 217).
Протоколом заседания комиссии по СОУТ № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о применении результатов идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов указанных в приложении № для проведения специальной оценки условий труда (т. 1 л.д.249).
Согласно карте № от ДД.ММ.ГГГГ специальной оценки условий труда профессии «пожарный» код: 16781, условия труда сотрудников 35 пожарно-спасательной части отнесены ко 2 классу условий труда. Сведений об ознакомлении с результатами оценки истцом в материалы дела не представлено (л.д.т. 1 л.д.116-119).
В соответствии с заключением эксперта №-СМ/21 от ДД.ММ.ГГГГ специалистами ООО «Группа компаний «Дом науки и Техники» проведена оценка условий труда при выполнении таких трудовых функций, как осуществление караульной службы и выполнение работ по приемке (передаче) и содержанию в исправном состоянии средств. Пожарного оборудования и инструмента. Трудовые функции «выполнение работ по локализации и ликвидации пожара» и «выполнение аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим при пожаре» не оценивались (т. 1 л.д. 219-248).
ДД.ММ.ГГГГ председателем комиссии по проведению СОУТ ФИО12 утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда (идентификационный №) (т. 1 л.д.218).
ФИО2 обратился в ГИТ с обращением о несогласии с результатами специальной оценки условий труда на рабочем месте пожарного 35 пожарно-спасательной части.
В связи с рассмотрением обращения работника ФГБУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по <адрес> (договорной)» ДД.ММ.ГГГГ, в Департамент условий и охраны труда Министерства труда, занятости и миграционной политики <адрес> Государственной инспекцией труда было направлено представление о проведении государственную экспертизу условий труда в целях оценки фактических условий труда на рабочем месте пожарного 35 пожарно-спасательной части (исх. ГИТ №-И).
ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда в <адрес> направлено сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ № МТЗМ-08/425 и Заключение № Министерства труда, занятости и миграционной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (вх. ГИТ от ДД.ММ.ГГГГ №-ИВ). Согласно Заключению объектом государственной экспертизы условий труда является оценка фактических условий труда. Сведения о рабочем месте работодателя, в отношении условий труда на котором проводится государственная экспертиза условий труда: рабочее место пожарного №.
По результатам государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда установлено, что на рабочем месте фактические условия труда не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда:
- на рабочем месте исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов при выполнении работ по тушению пожаров не проводились; - работодателем не в полной мере организован контроль за состоянием условий труда. В должностные обязанности пожарных 35 ПСЧ ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» входит выезд в составе, отделения для проведения боевых действий по тушению пожаров.
Заместителем руководителя инспекции принято решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)».
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в «ФГБУ 4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» проведена специальная оценка условий труда. Согласно карте СОУТ № по условиям труда пожарного, установлен итоговый класс 2 (допустимый).
В ходе проверки Учреждение представило протокол заседания комиссии по специальной оценке условий труда от ДД.ММ.ГГГГ №, где начальником 35 ПСЧ ФИО11 представлена «Выписка о выездах пожарных караулов 35 ПСЧ», на основании представленных актов, фактическое время, занятое работниками на тушение пожаров составляет менее 1%, вследствие чего председатель комиссии ФИО12 предложил проводить замеры и измерения вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, по месту дислокации пожарной части, когда работники находятся в режиме ожидания. Комиссия приняла решение провести исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах 35 ПСЧ, по месту постоянной дислокации пожарной части, когда работники находятся в режиме ожидания.
По результатам проверки Учреждению выдано обязательное к исполнению предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-ПВ/12-16152-И/53-438 об устранений нарушения трудового законодательства и обеспечении проведения внеплановой специальной оценки условий труда на рабочем месте пожарного №, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ст. 357 ТК РФ. Срок исполнения предписания - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению эксперта Автономного учреждения дополнительного профессионального образования <адрес> «Региональный исследовательский центр» ФИО13 № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов дано заключение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте пожарного не идентифицировано потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (т. 1 л.д.84-85).
Согласно карте № от ДД.ММ.ГГГГ специальной оценки условий труда профессии «пожарный» код: 16781, составленной на основании протоколов АУ ДПО СО «РИЦ» от ДД.ММ.ГГГГ исследований (испытаний), измерений и оценки химического фактора (47/22-24-Х от ДД.ММ.ГГГГ), шума (47/22-24-Ш от ДД.ММ.ГГГГ), локальной вибрации (47/22-24-ВЛ от ДД.ММ.ГГГГ), общей вибрации, инфразвука(47/22-24-ВО от ДД.ММ.ГГГГ), тяжести трудового процесса (47/22-24-И от ДД.ММ.ГГГГ) условия труда сотрудников 35 пожарно-спасательной части отнесены ко 2 классу условий труда. Сведений об ознакомлении с результатами оценки истцом в материалы дела не представлено (л.д.т. 1 л.д.97-111).
На основании проведенной специальной оценки условий труда (идентификационный №) председателем комиссии ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ утвержден отчет (л.д.т. 1 л.д.83).
ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда поступили копии документов по исполнению Учреждением предписания ГИТ №-ПВ/12-16152-И/53-438 и проведению внеплановой СОУТ.
По результатам проведения внеплановой специальной оценкой условий труда на рабочем месте пожарного № установлен класс условий труда - 2, исследовались (испытывались) химический фактор, шум, локальная вибрация, общая вибрация, инфразвук, тяжесть трудового процесса.
Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден профессиональный стандарт пожарного, регистрационный № (зарегистрировано в Минюсте РФ от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно профессиональному стандарту пожарного, вид профессиональной деятельности - тушение пожаров; основная цель вида профессиональной деятельности - спасение людей, имущества, защита окружающей среды и проведение аварийно-спасательных работ при тушении пожаров.
В соответствии с п. 9 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий груда» комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасный производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
Однако, протокол, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссией «ФГБУ 4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» не составлялся.
Учреждение представило протокол заседания комиссии по проведению специальной оценке условий труда в 35 пожарно-спасательной части ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому начальник отряда ФИО12 довел информацию о фактической участии работников (рабочее место пожарного №) на пожарах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на основании представленной информации фактически работники с ДД.ММ.ГГГГ участие в тушении пожаров не принимали. Начальник отряда ФИО5 предложил проводить замеры и измерения вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах по месту дислокации пожарной части при осуществлении работниками штатной деятельности в режиме ожидания.
На основании вышеуказанного внеплановая специальная оценка условий труда на рабочем месте пожарного № проводилась без учета вида профессиональной деятельности и основных трудовых функций, установленных Профстандартом, не проведено исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов при выполнении работ по осуществлению караульной службы, тушению пожаров, проведении аварийно-спасательных работ.
Как следует из представленных документов проводимая оценка условий труда при выполнении таких трудовых функций, как осуществление караульной службы и выполнение работ по приемке (передаче) и содержанию в исправном состоянии средств пожарного оборудования и инструмента.
Согласно представленным в материалы дела: сведениям компьютерной программы ДД.ММ.ГГГГ караул ПЧС 35 осуществлял тушение пожара на территории <адрес> в Шариковом переулке ГСК №, гараж №; докладной записке от ДД.ММ.ГГГГ пожарный расчет ПСЧ 35 принимал участие в тушение пожара бытовой будки на территории ПАО «Куйбышевазот» в районе цеха №; путевке выезда караула ПСЧ 35 от ДД.ММ.ГГГГ сотрудники пожарной части выезжали на тушение пожара по адресу: <адрес>, склад №. Участие сотрудником ПЧС 35 в тушении пожаров подтверждены, также фотоматериалами приобщенными в материалы дела (т. 2 л.д.186-212).
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "О специальной оценке условий труда", опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Факт воздействия опасных производственных факторов на работника не в течение всего рабочего дня (смены), не порождает у работодателя права на предоставление гарантии пропорционально отработанному времени в условиях тушения пожаров, аварийно-спасательных работ и выполнения работ по осуществлению караульной службы.
Таким образом, исключив при проведении специальной оценки условий труда исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов при выполнении работ по осуществлению караульной службы, тушению пожаров, проведении аварийно-спасательных работ работодатель ухудшил положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, т.к. не исследовались существующие риски, соответственно, отсутствуют меры по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте, а также не предоставляются полагающиеся гарантии и компенсации.
На основании изложенного требования истца о признании результатов Специальных оценок условий труда, проведенных ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» в 2016, 2021 и 2022 году и признании результатов аттестаций рабочего места пожарного ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» ФИО2, установленных то результатам Специальных оценок условий труда, проведенных ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» в 2016, 2021 и 2022 году, недействительными подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением требования истца о признании результатов СОУТ аттестаций рабочего места пожарного ФГБУ в 2016, 2021 и 2022г.г. не действительными суд полагает необходимым обязать ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» провести повторную оценку условий труда с исследованием (испытания) и измерением вредных и (или) опасных производственных факторов при выполнении работ по тушению пожаров либо с принятием решения о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу тля жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, доводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц, а также обязать ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» установить, что условия труда на рабочем месте при выполнении работ по тушению пожаров являются опасными условиями труда (4 класс).
Доводы стороны ответчика о пропуске срока исковой давности для предъявления истцом заявленных требований судом во внимание не принимается, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Кроме того, доказательств ознакомления с результатами СОУТ от 2021 и 2022 года в материалах дела не содержаться.
Далее истцом заявлено требование о взыскании с ответчика выплаты компенсационного характера предусмотренные Приложением № Коллективного договора на 2021-2024 годы ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» утверждено Положение об оплате труда работников ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» (т. 1 л.д. 33-82).
Исходя из признания недействительными результатов специальной оценки условий труда и аттестации рабочего места пожарного ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца в данной части по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1.6 Положения об оплате труда размеры должностных окладов работников устанавливаются в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России».
В соответствии с разделом 3 Положения об оплате труда выплаты компенсационного характера устанавливаются за фактическое выполнение работ: за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (п. 3.1.4).
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным :кладам (тарифным ставкам) (далее соответственно - оклады, тарифные ставки) 5гз учета их увеличения в виде доплат, надбавок, если иное не установлено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.3.5).
Выплаты компенсационного характера работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации (п. 3.8).
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оклады (тарифные ставки) повышаются в соответствии с приказами руководителей:
а) на работах с вредными условиями труда 1 степени, - на 4 процента;
б) на работах с вредными условиями труда 2 степени, - на 8 процентов;
в) на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степени, - на 12
процентов;
г) на работах с опасными условиями труда, - на 24 процента (п. 3.8.2).
Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению специальной оценки условий труда на всех рабочих зонах по -должности "пожарный” нарушает права на безопасные условия труда ФИО2 и других работников, осуществляющих трудовую деятельность в настоящее время, и лишило ФИО2 права на доплаты, установленные Трудовым кодексом РФ и коллективным договором учреждения.
Согласно расчету выплаты компенсационного характера за опасные условия труда выплате подлежит компенсация за период ДД.ММ.ГГГГ - 01.09.2022г. в размере 48061,70 рублей. Указанный расчет проверен судом и признан верным, кроме того стороной ответчика не оспаривался. На основании изложенного с требование о взыскании с ответчика в пользу истца компенсационных выплат за период ДД.ММ.ГГГГ - 01.09.2022г. в размере 48061,70 рублей подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В абз. 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно пункту 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсируется в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (статья 237 ТК РФ).
В пункте 47 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.
Из изложенного следует, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении во избежание произвольного завышения или занижения судом суммы компенсации.
Поскольку СОУТ и аттестация рабочего места истца за 2016, 2021 и 2022 г.г. признанны недействительными, истцу не производились компенсационные выплаты, трудовые права истца были нарушены, в связи с чем имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
На основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
С учетом характера спора, сложности рассмотрения дела, объема оказанных услуг, а также количества проведенных судебных заседаний, требований разумности, установленных ст. 100 ГПК РФ, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца в счет возмещения расходов на оплату юридических услуг 34 000 руб. с ответчика в полном объеме (т. 1 л.д. 125,126-128, т. 2 л.д.32-37).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 к ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» о признании результатов специальной оценки условий труда, аттестации рабочего места недействительными, о взыскании выплаты компенсационного характера за опасные условия труда – удовлетворить.
Признать результаты Специальных оценок условий труда, проведенных ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» в 2016, 2021 и 2022 году, недействительными.
Признать результаты аттестаций рабочего места пожарного ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» ФИО2, установленных то результатам Специальных оценок условий труда, проведенных ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» в 2016, 2021 и 2022 году, недействительными.
Обязать ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» провести повторную оценку условий труда с исследованием (испытания) и измерением вредных и (или) опасных производственных факторов при выполнении работ по тушению пожаров либо с принятием решения о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу тля жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, доводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц.
Обязать ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> (договорной)» установить, что условия труда на рабочем месте при выполнении работ по тушению пожаров являются опасными условиями труда (4 класс).
Взыскать с ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по <адрес> договорной)» ИНН 6323034791 в пользу ФИО2 ИНН 632134250805 выплату компенсационного характера за опасные условия труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 48061,70 рублей, компенсацию морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения прав, в размере 50000 рублей и компенсацию стоимости услуг представителя в размере 34000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: С.В. Германова
<данные изъяты>