Дело № 2-267/2015
РЕШЕНРР•
РР¤РРћ1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе судьи Пушиной Л.Н.
с участием прокурора Новохоперского района Воронежской области КСЕ, представителя ответчика - главы администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области КНЛ
РїСЂРё секретаре Париновой Р.Р’.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Новохоперского района Воронежской в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности оформить право собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Новохоперского района Воронежской области (далее – прокурор) обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоформлении права собственности на земельные участки, занятые кладбищами на территории сельского поселения, возложении обязанности оформить право собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища.
В обосновании требований прокурор ссылается на результаты проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения администрацией законодательства в сфере исполнения требований земельного законодательства, законодательства о погребении, об охране окружающей среды, в ходе которой выяснилось, что на территории муниципального образования расположено 6 кладбищ: в <адрес>, в <адрес> и <адрес> документы на земельные участки, на которых расположены кладбища, администрацией сельского поселения не оформлены, администрация не выполняет возложенную законодательством обязанность по организации мест захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства, что ведет к нарушению конституционного права жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, погребение умерших.
В связи с чем, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области, выразившееся в неоформлении права собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища, и обязать администрацию Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области оформить право собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища в <адрес> и <адрес> в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор КСЕ подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила обязать ответчика устранить указанные нарушения законодательства в срок не позднее 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель ответчика, глава администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области КНЛ иск признал, суду пояснил, что государственная регистрация права указанных земельных участков не произведена в связи с недостаточностью финансирования, однако работа по их оформлению начата, в ДД.ММ.ГГГГ проведено межевание земельных участков.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 17 указанного Федерального Закона «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны, в том числе принять меры по устранению допущенных нарушений.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011г. № 84 утверждены санитарные правила и нормы «СанПиН 2.1.2882-11. 2.1. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ зданий и сооружений похоронного назначения», которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздания), эксплуатации кладбищ зданий и сооружений похоронного назначения.Согласно п. 2.1 СанПиН 2.1.2882-11. 2.1 размещение, расширение и реконструкция кладбищ зданий и сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
Согласно п. 1, п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, производственные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, и иные виды территориальных зон.
В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Описание и удостоверение границ земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», земельный участок как объект гражданских прав создается установлением его границ.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (объекты недвижимости).
В силу ст. 7 указанного Закона в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входит описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно ст. 16 указанного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Кроме того, согласно ст. 124 ГК РФ к муниципальным образованиям в гражданских отношениях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997г. №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что исполнение требований законодательства по оформлению земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность является обязанностью органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 21 ст. 9 Устава Краснянского сельского поселения к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что администрацией Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области не оформлено право собственности на земельные участки, занятые кладбищами на территории Краснянского сельского поселения.
Предоставляя места для захоронения при отсутствии права распоряжаться данными землями, не принимая мер к проведению землеустроительных и кадастровых работ, администрация нарушает права и интересы неопределённого круга лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
С учетом изложенного суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок для устранения нарушения установлен с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199. 206 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Признать незаконным бездействие администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области, выразившееся в неоформлении права собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища, в <адрес>, в <адрес> <адрес>.
Обязать администрацию Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены кладбища, в <адрес>, в <адрес> <адрес> и принять меры к государственной регистрации права на указанные земельные участки в срок не позднее 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Н. Пушина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2-267/2015
РЕШЕНРР•
РР¤РРћ1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе судьи Пушиной Л.Н.
с участием прокурора Новохоперского района Воронежской области КСЕ, представителя ответчика - главы администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области КНЛ
РїСЂРё секретаре Париновой Р.Р’.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Новохоперского района Воронежской в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности оформить право собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Новохоперского района Воронежской области (далее – прокурор) обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоформлении права собственности на земельные участки, занятые кладбищами на территории сельского поселения, возложении обязанности оформить право собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища.
В обосновании требований прокурор ссылается на результаты проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения администрацией законодательства в сфере исполнения требований земельного законодательства, законодательства о погребении, об охране окружающей среды, в ходе которой выяснилось, что на территории муниципального образования расположено 6 кладбищ: в <адрес>, в <адрес> и <адрес> документы на земельные участки, на которых расположены кладбища, администрацией сельского поселения не оформлены, администрация не выполняет возложенную законодательством обязанность по организации мест захоронения, отвечающего требованиям федерального законодательства, что ведет к нарушению конституционного права жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, погребение умерших.
В связи с чем, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области, выразившееся в неоформлении права собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища, и обязать администрацию Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области оформить право собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища в <адрес> и <адрес> в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор КСЕ подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила обязать ответчика устранить указанные нарушения законодательства в срок не позднее 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель ответчика, глава администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области КНЛ иск признал, суду пояснил, что государственная регистрация права указанных земельных участков не произведена в связи с недостаточностью финансирования, однако работа по их оформлению начата, в ДД.ММ.ГГГГ проведено межевание земельных участков.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 17 указанного Федерального Закона «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны, в том числе принять меры по устранению допущенных нарушений.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011г. № 84 утверждены санитарные правила и нормы «СанПиН 2.1.2882-11. 2.1. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ зданий и сооружений похоронного назначения», которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздания), эксплуатации кладбищ зданий и сооружений похоронного назначения.Согласно п. 2.1 СанПиН 2.1.2882-11. 2.1 размещение, расширение и реконструкция кладбищ зданий и сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
Согласно п. 1, п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, производственные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, и иные виды территориальных зон.
В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Описание и удостоверение границ земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», земельный участок как объект гражданских прав создается установлением его границ.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (объекты недвижимости).
В силу ст. 7 указанного Закона в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входит описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно ст. 16 указанного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Кроме того, согласно ст. 124 ГК РФ к муниципальным образованиям в гражданских отношениях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997г. №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что исполнение требований законодательства по оформлению земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность является обязанностью органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 21 ст. 9 Устава Краснянского сельского поселения к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что администрацией Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области не оформлено право собственности на земельные участки, занятые кладбищами на территории Краснянского сельского поселения.
Предоставляя места для захоронения при отсутствии права распоряжаться данными землями, не принимая мер к проведению землеустроительных и кадастровых работ, администрация нарушает права и интересы неопределённого круга лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
С учетом изложенного суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок для устранения нарушения установлен с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199. 206 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Признать незаконным бездействие администрации Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области, выразившееся в неоформлении права собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища, в <адрес>, в <адрес> <адрес>.
Обязать администрацию Краснянского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены кладбища, в <адрес>, в <адрес> <адрес> и принять меры к государственной регистрации права на указанные земельные участки в срок не позднее 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Н. Пушина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ