гр.д. №2(1) -1004/2020

    УИД56RS0007-01-2020-001262-38

    Решение

    именем Российской Федерации

    08 июля 2020 года                                                                               г. Бугуруслан

    Бугурусланский районный суд Оренбургской области

    в составе председательствующего судьи Зверевой К.В.,

    при секретаре Наваевой М.С.,

    с участием представителя ответчика Абрамовой Оксаны Геннадьевны,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции по Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комбинат» о признании недействительным решения, принятого внеочередным собранием собственниками помещений в многоквартирном доме,

    установил:

    Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области (далее инспекция) обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комбинат» (далее ООО «ЖЭК»), указывая на то, что в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности по обращению граждан в период с 31 мая по 13 июня 2019 года была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ответчиком лицензионных требований по исполнению обязанностей по договору управления многоквартирным домом №1 1 Микрорайона г. Бугуруслана Оренбургской области.

    По результатам проверки выявлено нарушение, выразившееся в начислении обществом расходов по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования (далее ТД ВДГО) из расчета 270 руб. с квартиры дополнительно к утвержденному размеру платы за жилое помещение в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в вышеуказанном доме.

    В связи с чем по результатам проверки ООО «ЖЭК» выдано предписание с требованием устранить выявленное нарушение.

    В период с 5 по 20 февраля 2020 года инспекцией проведена внеплановая документарная проверка выполнения обществом вышеуказанного предписания, в рамках которой установлено, что управляющей организацией проведено внеочередное общее собрание собственников помещений, в том числе по вопросу «о подтверждении произведенной платы в размере 270 руб. с квартиры за проведение работ по ТД ВДГО», оформленное протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 01 ноября 2019 года №1, находящегося по адресу: Оренбургская область, г. Бугуруслан,1 Микрорайон, д.1.

    Вышеуказанные протокол и решение предоставлены в инспекцию на хранение, а также размещены в ГИС ЖКХ.

    Поскольку в силу ч.1 ст.46 ЖК РФ вышеуказанные протокол и решение являются документами, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений обязанностей нести расходы на оплату услуг по ТД ВДГО из расчета 270 руб. с квартиры, ООО «ЖЭК» требование предписания исполнено.

    Вместе с тем, данное решение принято с нарушением требований жилищного законодательства, что является основанием для обращения инспекции в суд с заявлением и признании его недействительным.

    Согласно нормам действующего законодательства, в случае управления МКД управляющей организаций бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом МКД. Размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

    Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения МКД.

    Инициатива об утверждении размеров платы должна исходить от управляющей организации, которая по каждому дому обязана подготовить свои предложения собственникам помещений о перечне, объеме и стоимости работ и услуг, рассчитанные на 1 год.

    Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД (пп. «в» п.4, п.5,8 Правил №416).

    Нормы действующего жилищного законодательства, регламентирующие порядок определения платы за содержание жилого помещения, являются императивными, то есть не подлежат изменению, в том числе по соглашению сторон. Соблюдение названных процедур направлено на защиту прав и законных интересов собственников помещений в МКД, а также пресечение со стороны управляющей организации возможности в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.

    Исходя из системного анализа норм права, и их взаимосвязи следует, что внутридомовые инженерные системы газоснабжения являются общим имуществом, ответственность за содержание и эксплуатацию которых несет управляющая организация.

    ТД ВДГО проводится через определенный промежуток времени и входит в предвиденные (планируемые) расходы. Стоимость расходов на выполнение таких работ в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в МКД подлежит учету при установлении размера платы за жилое помещение в МКД. Основания для дополнительного взимания таких расходов (вне утвержденного собственниками помещений размера платы за жилое помещение) у управляющей организации отсутствуют.

    При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несет собственник в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорционально размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме.

    С учетом изложенного, размер платы за содержание жилого помещения (включает, в том числе, плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД) рассчитывается именно исходя из площади жилого (нежилого) помещения.

    Таким образом, специфика услуг по содержанию общего имущества МКД не предполагает её индивидуального предоставления собственникам отдельных помещений в доме, а потому плата за работы по ТД ВДГО должна вноситься каждым из собственников дома соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество в доме.

    Вместе с тем, ООО «ЖЭК», являясь профессиональным участником жилищных правоотношений, в нарушение положений жилищного законодательства вынесло на рассмотрение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирные дома №1 1 Микрорайона г. Бугуруслана Оренбургской области вопрос о подтверждении произведённой платы в размере 270 руб. с квартиры за проведение работ по ТД ВДГО дополнительно к утвержденному размеру платы за жилое помещение, и в размере, установленном без учета конкретных долей в праве общей собственности в МКД.

    Принятое решение (вопрос №4 в протоколе от 01.11.2019 №1) возлагает на собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме незаконную обязанность нести расходы на оплату работ по ТД ВДГО дополнительно к утвержденному размеру платы за жилое помещение, и в размере, установленном без учета конкретных долей в праве общей собственности в многоквартирном доме.

    Таким образом, решение по вопросу №4 в протоколе от 01.11.2019 №1 принято внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме №1 1 Микрорайона г. Бугуруслана Оренбургской области с нарушением требований жилищного законодательства.

    Просила признать недействительным решение по вопросу №4, принятое внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 01.11.2019 №1, находящегося по адресу: Оренбургская область, г. Бугуруслан, 1 Микрорайон, д.1.

    В судебное заседание представитель государственной жилищной инспекции по Оренбургской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Дело просили рассмотреть в отсутствие их представителя.

    Суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

    Представитель ответчика ООО «ЖЭК» Абрамова О.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования, предъявленные к ООО «ЖЭК», не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

    Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

    Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

    В силу положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

    Согласно ч.1 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

    В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

    плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания имущества в многоквартирном доме, пункт 31 которых в состав общего имущества включает внутридомовую инженерную систему газоснабжения, состоящую из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

    Пункт 21 Перечня закрепляет, что управляющая организация для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, обязана организовывать проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов.

    В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.

    В целях исполнения указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.

    Пунктом 4 Правил установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

    Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения.

    При отсутствии сведений о нормативных сроках эксплуатации, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации, установленных проектной документацией, утвержденных в отношении газопроводов применяется норма проектирования, установленная ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", которая устанавливает в приложении N 3 срок эксплуатации внутридомового газопровода в 20 лет (пункт 8).

    В соответствии с пунктом 128 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в жилом доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования в жилом доме. Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования (пункт 129).

    Согласно пункту 3.1 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от 03 мая 2000 г. N 101 диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса (продление, сверх нормативного, срока безопасной эксплуатации газопровода) или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода.

    Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования утверждены приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2013 г. N 613. Согласно пункту 4 данных Правил техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования проводится в целях: определения фактического технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей; поиска и определения неисправностей указанного оборудования; определения возможности дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

    Заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений (подпункт "а" пункта 7 Правил).

    В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой дом 1 в 1 микрорайоне г. Бугуруслана (год постройки 1992) находится под управлением ООО "ЖЭК, что подтверждается договором управления от 01 апреля 2018 года.

    В январе 2019 года Бугурусланской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части обслуживания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, управление которых осуществляет ООО «ЖЭК».

    В ходе проверки было выявлено, что диагностика внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «ЖЭК» не проводилась.

    В последующем решением Бугурусланского районного суда от 20 февраля 2019 года, вступившим в законную силу, на ООО «ЖЭК» была возложена обязанность об организации проведения технического диагностирования внутридомового газового оборудования в части домов, обслуживаемых ООО «ЖЭК».

    Дом 1 в 1 микрорайоне г. Бугуруслана 1992 года постройки технической документации, определяющей срок эксплуатации ВДГО, не имеет, поскольку газовое оборудование при использовании по назначению представляет источник повышенной опасности, доказательств его надлежащего технического состояния не представлено суду. При таком положении определение его технического состояния, как считает суд, являлось необходимым и обязательным условием его безопасной эксплуатации.

    01 марта 2019 года между ООО «ЖЭК» и обществом с ограниченной ответственностью «Феликс-Групп» заключен договор на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в 48 домах, обслуживаемых ООО «ЖЭК», в том числе, и доме 1 в 1 микрорайоне г. Бугуруслана, состоящим из 108 квартир.

    Факт проведения работ и оплаты ООО "ЖЭК» подтверждается копиями платежных поручений об оплате выполненных работ.

    В последующем стоимость проведения указанного технического диагностирования отдельной строкой была выставлена собственникам многоквартирного дома 1 в 1 микрорайоне г. Бугуруслана в размере 270 руб.

    Согласно пункту 1.1 Договора на управление домом перечень и периодичность выполнения работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома указаны в Приложении №3-4 настоящего договора. Изменение перечня работ и услуг, осуществляемых управляющей организацией, может производиться по решению общего собрания собственников многоквартирного дома по согласованию с управляющей организацией, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством и/или настоящим договором.

    Минимальный перечень необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме").

    В соответствии с пунктом 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме относятся: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.

    Согласно пункту 8 Правил пользования газом N 410 проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключаемого с организацией, отвечающей требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения.

    В соответствии с пунктом 11 Правил проведения технического диагностирования N 613, по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования оформляется заключение с указанием рекомендаций по обеспечению безопасной эксплуатации данного оборудования.

    В Приложение №3 п.6 договора управления, заключенного между ООО «ЖЭК» и собственниками многоквартирного дома 1 в 1 Микрорайоне г. Бугуруслана указано, что в перечень необходимых услуг по обслуживанию системы газоснабжения работ входит: техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (фасадный и подъездный газопровод, отключающие устройства на газопроводе).

    Поэтому нет оснований полагать, что указанные работы являются работами по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.

    Из указанного следует, что расходы на техническую диагностику ВДГО не учитывались ООО «ЖЭК» при расчете тарифа по содержанию жилья, расходы на ее проведение не были заложены в план работы на 2019 год.

    Судом также установлено, что в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности инспекцией в период с 31 мая по 13 июня 2019 года была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ответчиком лицензионных требований по исполнению обязанностей по договору управления многоквартирным домом 1 в 1 Микрорайоне г. Бугуруслана Оренбургской области.

    По результатам проверки выявлено нарушение, выразившееся в начислении обществом расходов по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования из расчета 270 руб. с квартиры дополнительно к утвержденному размеру платы за жилое помещение в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в вышеуказанном доме.

    В связи с чем по результатам проверки ООО «ЖЭК» выдано предписание с требованием устранить выявленное нарушение.

    В период с 5 по 20 февраля 2020 года инспекцией проведена внеплановая документарная проверка выполнения обществом вышеуказанного предписания, в рамках которой установлено, что управляющей организацией проведено внеочередное общее собрание собственников помещений, в том числе по вопросу «о подтверждении произведенной платы в размере 270 руб. с квартиры за проведение работ по ТД ВДГО», оформленное протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 01 ноября 2019 года №1, находящегося по адресу: Оренбургская область, г. Бугуруслан,1 Микрорайон, д.1, что подтверждается представленным суду протоколом №1 внеочередного общего собрания от 01 ноября 2019 года (вопрос №4).

    Инспекция в иске также указала, что поскольку в силу ч.1 ст.46 ЖК РФ протокол и решение являются документами, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений обязанностей нести расходы на оплату услуг по ТД ВДГО из расчета 270 руб. с квартиры, ООО «ЖЭК» требование предписания исполнено.

    Вместе с тем, считает, что ООО «ЖЭК» в нарушение положений жилищного законодательства вынесло на рассмотрение внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №1 1 Микрорайона г. Бугуруслана Оренбургской области вопрос о подтверждении произведённой платы в размере 270 руб. с квартиры за проведение работ по ТД ВДГО дополнительно к утвержденному размеру платы за жилое помещение, и в размере, установленном без учета конкретных долей в праве общей собственности в МКД. Принятое решение (вопрос №4 в протоколе от 01.11.2019 №1) возлагает на собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме незаконную обязанность нести расходы на оплату работ по ТД ВДГО дополнительно к утвержденному размеру платы за жилое помещение, и в размере, установленном без учета конкретных долей в праве общей собственности в многоквартирном доме. Таким образом, решение по вопросу №4 в протоколе от 01.11.2019 №1 принято внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме №1 1 Микрорайона г. Бугуруслана Оренбургской области с нарушением требований жилищного законодательства.

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2018 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Логинова" решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по вопросу об установлении размера платы за содержание жилого помещения либо размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, по своей природе относятся к решениям гражданско-правового сообщества, под которым понимается определенная группа лиц, наделенная полномочиями принимать на своих собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех субъектов, имеющих право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений (пункт 2 статьи 181.1 ГК Российской Федерации, пункт 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правила его главы 9.1 "Решения собраний" применяются к различным решениям гражданско-правового сообщества постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1). В отношении решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме такое специальное регулирование содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации, глава 6 которого в числе прочего определяет компетенцию общего собрания, формы и порядок его проведения, включая голосование по вопросам повестки дня, а также порядок принятия и обжалования его решений. В частности, решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований данного Кодекса, согласно части 6 его статьи 46 может быть обжаловано в суд собственником помещения в этом доме в случае, если он не принимал участия в общем собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы; соответствующее заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении; суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

    Каких-либо специальных норм, закрепляющих основания признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оспоримым или ничтожным, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, что позволяет применять к ним положения главы 9.1 ГК Российской Федерации, в том числе следующие:

    решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение); недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно (пункт 1 статьи 181.3);

    основаниями для признания судом недействительным решения собрания являются нарушения требований закона, в том числе существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; отсутствие полномочий у лица, выступавшего от имени участника собрания; нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 1 статьи 181.4); решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения; участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено; оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия (пункты 3 и 7 той же статьи);

    ничтожным, если иное не предусмотрено законом, является решение собрания, которое противоречит основам правопорядка или нравственности либо принято: по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; при отсутствии необходимого кворума; по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания (статья 181.5).

    Приведенное правовое регулирование носит общий характер и призвано обеспечить защиту прав и законных интересов как самих участников гражданско-правового сообщества, так и иных лиц, для которых принятые собранием решения также могут порождать определенные правовые последствия. Соответствующие законоположения как сами по себе, так и во взаимосвязи со статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации не препятствуют собственнику помещения в многоквартирном доме, не принимавшему участия в общем собрании, на котором рассматривался вопрос об установлении размера платы за содержание жилого помещения (обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме), или голосовавшему против принятия решения, устанавливающего ее конкретные размеры, если он полагает, что таким решением нарушены его права и законные интересы, обратиться в суд с заявлением об обжаловании данного решения в установленный законом срок.

    В ходе рассмотрения дела об оспаривании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо, обратившееся в суд с соответствующим заявлением, не лишено возможности представить доводы и доказательства, свидетельствующие о том, что определенный общим собранием размер платы за содержание жилого помещения (обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме) установлен произвольно и не отвечает требованиям разумности, а основанная на избранных общим собранием дополнительных критериях для определения долей участия собственников помещений в обязательных расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме дифференциация размеров указанных платежей влечет за собой недопустимые различия в правовом положении этих лиц.

    Суд же при оценке правомерности обжалуемого решения, действуя в пределах предоставленной ему дискреции и исходя из конкретных обстоятельств дела, во всяком случае не должен руководствоваться исключительно формальным критерием распределения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, установленным частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем он вправе признать такое решение недействительным лишь в том случае, если придет к выводу о нарушении им требований закона. Иное - притом что действующее законодательство не исключает возможность учета общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме при принятии решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения (обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме) особенностей помещений в данном доме (в частности, их назначения), а также иных объективных обстоятельств, которые могут служить достаточными основаниями для изменения долей участия собственников того или иного вида помещений в обязательных расходах на содержание общего имущества, - ставило бы под сомнение свободу собственников помещений в многоквартирном доме в принятии ими решений, связанных с управлением таким домом, и в нарушение статьи 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации приводило бы к умалению конституционных гарантий права собственности, затрагивая само существо данного права.

    Проанализировав представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что работы по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования дома 1 в 1 микрорайоне г. Бугуруслана не являются работами текущего характера в рамках утвержденного перечня работ и услуг, но обязанность их выполнения связана с рекомендацией специализированной организации, поэтому оплата таких работ производится собственниками сверх установленного размера оплаты. Размер оплаты утвержден общим собранием равным для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Как установлено судом, размер оплаты определен по рекомендации организации, выполнявшей работы по техническому диагностированию, то есть не произвольно и, как считает суд, отвечает требованиям разумности, не умаляет конституционных гарантий права собственности, не влечет за собой недопустимые различия в правовом положении собственников многоквартирного дома.

    Потому действия ответчика по выставлению в платежном документе отдельной строкой стоимости выполненных работ по проведению технической диагностики, являются правомерными.

    В связи с изложенным оснований для удовлетворения исковых требований инспекции не имеется.

    Руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    решил:

░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ №4, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░ №1, ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, 1 ░░░░░░░░░░, ░.1, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░:                                                                                                     ░░░░░░░ ░.░.

    ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░ 2020 ░░░░.

2[1]-1004/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Ответчики
Общество с Ограниченной Ответственностью "ЖЭК"
Суд
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
Судья
Зверева К.В.
Дело на сайте суда
buguruslansky.orb.sudrf.ru
23.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2020Передача материалов судье
23.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2020Производство по делу приостановлено
13.05.2020Производство по делу возобновлено
13.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.05.2020Предварительное судебное заседание
22.05.2020Судебное заседание
07.07.2020Судебное заседание
13.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее