66RS0004-01-2021-002588-59
Дело № 5-990/21
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург 30 апреля 2021 года
Судья Ленинского районного суда города Екатеринбурга Ушаков Владимир Иванович, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Свечникова Анатолия Мариевича, <//>, <адрес>, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
31 января 2021 в период с 13:00 до 16:00 Свечников, являясь участником несанкционированного публичного мероприятия, сочетающего в себе форму митинга, проводимого по адресу г. Екатеринбург ул.Октябрьская площадь, 2 без подачи уведомления в Министерство общественной безопасности Свердловской области в нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 6, п. 1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ от 19.06.2004 « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»(далее № 54-ФЗ), в нарушение п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.11.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» не выполнил законного требования сотрудников полиции о прекращении участия в публичном мероприятии и принятия участия в нем, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Свечников и его защитник –адвокат РИЮ в судебном заседание вину не признали и пояснили, что Свечников правонарушения не совершал, так как осуществлял гражданский контроль за действиями сотрудников полиции, о чем было сообщено в ГУВД.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Иванова Н.В. в судебном заседание пояснила, что ей поступил материал на основании которого она составила протокол об административном правонарушении, доводы изложенные в нем поддерживает в полном объеме.
Свидетель АОД в судебном заседании пояснил, что 31.01.2021 он работал по охране общественного порядка при проведении несогласованного публичного мероприятия, на котором неоднократно видел Свечникова, который общался с другими участниками мероприятия, на требования сотрудников полиции о прекращении участия в мероприятии не реагировал.
В ходе судебного заседания была просмотрена видеозапись, на которой Свечников опознал себя.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях), в статье 4 которого предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия, при этом организатор обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (п. п. 2, 3 ч. 4 ст. 5 Закона).
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Как следует из ст. 2 вышеназванного Закона митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела уведомление в Министерство общественной безопасности Свердловской области о проведении 31.01.2021 в 12:00 публичного мероприятия в форме шествия по маршруту : г. Екатеринбург парк ХХII Партсъезда далее по пр. Ленина до площади Труда не было согласовано в установленном законом порядке.
Вместе с тем, в указанное время Свечников принял участие в публичном мероприятии в виде митинга, проводимого без надлежащего согласования с органом исполнительной власти. При этом, выражая свою гражданскую позицию и поддерживая цель публичного мероприятия, он находился в составе организованной группы граждан, что указывает на единый замысел и его участие в несанкционированном публичном мероприятии, при этом не выполнил законного требования сотрудников полиции о прекращении участия в данном мероприятии.
Указанное обстоятельство явилось основанием для составления в отношении неё протокола об административном правонарушении.
Кроме того, виновность Свечникова в совершении правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании следующими доказательствами:
-протоколом об административном правонарушении 6604 №0502943 от 24.02.2021, где подробно изложено событие правонарушения;
-сообщением МОБ Свердловской области о проведении несогласованного публичного мероприятия 31.01.2021;
-рапортом ст. инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Екатеринбургу ИНВ, согласно которого в УМВД России по г. Екатеринбургу поступила информация о распространении в сети « Интернет» видеоролика о проведении 31.01.2021 в Екатеринбурге шествия в поддержку Навального. 31.01.2021 около 12:00 у главной аллеи парка ХХII Партсъезда собралась группа граждан, которые в составе колонны проследовали по пр. Ленина до Октябрьской площади. С 13:00 до 13:30группа граждан на Октябрьской площади, 2 г. Екатеринбурга организовала несогласованное публичное мероприятие. С 13:30 до 15:20 от площади Октябрьская до ККТ «Космос», через ул. Горького по набережной городского пруда, Площадь 1905 года неорганизованные граждане по 200-400 продолжили шествие.В ходе мероприятия им неоднократно, с использованием звукоусиливающей аппаратуры и посредством громкоговорящего устройства, не менее 15 раз, предъявлялись законные требования о прекращении мероприятия, прекращения участия в нем и разойтись, с указанием времени, достаточного для исполнения требования, а также о возможности принудительного прекращения несогласованного мероприятия в соответствии с Федеральным законом. В период проведения митинга по адресу г. Екатеринбург Октябрьская площадь, 2 в период с 13:00 до 16:00 среди участвующих находился Свечников, который при неоднократном озвучивание сотрудником полиции требования о прекращении участия в несанкционированном массовом мероприятии, не покинул место его проведения;
- DVD-диском.
Указанные доказательства отвечают требованиям, предъявляемым к такого вида доказательствам положениями главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они последовательны, непротиворечивы, согласуются с другими доказательствами, в совокупности с которыми признаются судом достаточными и достоверными относительно события административного правонарушения, оснований для признания их недопустимыми не имеется.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что Свечников принял участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном с исполнительным органом государственной власти.
Несмотря на отрицание, факт участия Свечникова в публичном мероприятии объективно подтверждается видеозаписью, а также рапортом сотрудника полиции.
Названный рапорт содержит необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанного лица, составившего рапорт, материалы дела не содержат, а исполнение полицейским своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об его предвзятости в изложении совершенного Свечниковым правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, 31.01.2021 сотрудниками полиции непосредственно во время проведение данного несанкционированного митинга посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что проведение публичного мероприятия 31.01.2021 и участие в нем незаконны.
Таким образом, Свечников был проинформирован о незаконности названного выше публичного мероприятия, что следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, видеозаписи и рапорта сотрудника полиции.
При таких обстоятельствах, Свечников, зная о несогласованности публичного мероприятия, принял в нем участие, не прекратил публичное мероприятие, в связи с чем, совершил правонарушение.
Довод о том, что Свечников не являлся участником публичного мероприятия, а являлся наблюдателем, нельзя признать состоятельным, поскольку он опровергается совокупностью приведенных выше доказательств. Ссылку на телефонное сообщение в ГУВД суд не принимает, поскольку оно касалось общественного контроля за действиями сотрудников полиции на пр. Ленина г. Екатеринбурга, а не на Октябрьской площади, 2 г. Екатеринбурга.
Утверждение о том, что в действиях Свечникова отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основан на неверном толковании норм права и опровергается совокупностью вышеперечисленных доказательств, исследованных в судебном заседании.
Таким образом, совокупностью исследованных доказательств установлена вина Свечникова в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
При назначении административного наказания, судья принимает во внимание характер правонарушения, личность виновного, имущественное и семейное положение.
В качестве смягчающих вину обстоятельств суд признает наличие постоянного местожительства.
Учитывая цели административного наказания, имевшее место грубое нарушение Свечниковым требований закона, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, её активное участие в несанкционированном публичном мероприятии, наступившие последствия правонарушения, выразившиеся в участии в публичном мероприятии проведение которого противоречило требованиям закона в центре города Екатеринбурга в местах массового пребывания людей. Указанные обстоятельства создавали реальную угрозу в осуществлении государством своих функций и реализации гражданами своих прав и защите своих интересов, незапланированном отвлечении сил правопорядка для обеспечения общественной безопасности.
С учетом указанных обстоятельств и данных о лице, совершившем административное правонарушение, суд приходит к выводу о назначении ей наказания в виде обязательных работ. Каких-либо обстоятельств, влекущих невозможность применения к Свечникову данного вида наказания, судом не установлено.
Данный вид административного наказания направлен на воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению общественного порядка и общественной безопасности и в данном случае является той государственной мерой ответственности, которая с наибольшим эффектом достигнет целей предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также единственно возможным способом достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение, а так же обстоятельства, смягчающие административную ответственность, суд учитывает при определении срока обязательных работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 29.9 ч. 1 п. 1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ :
Свечникова Анатолия Мариевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде обязательных работ на срок двадцать часов.
Разъяснить, что в случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья( подпись)