Дело № 2-71/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 апреля 2015 года пгт. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Иваненко Н.О., с участием прокурора Айвазяна А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Муезерского района в интересах неопределенного круга лиц к товариществу собственников жилья «Надежда» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Муезерского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «Надежда» (далее по тексту в т.ч. ТСЖ «Надежда») об обязании совершить определенные действия. Иск мотивирован тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки в отношении ответчика, являющегося управляющей организацией, установлено неисполнение нормативно установленных требований к раскрытию информации о своей деятельности в сети Интернет, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на доступ к информации. Прокурор Муезерского района просит суд обязать ТСЖ «Надежда» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте www.reformagkh.ru в сети Интернет информацию о своей деятельности по управлению многоквартирными домами, в порядке и объеме, предусмотренных «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утв.постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, в соответствии с регламентом раскрытия информации утв.приказом Минрегиона России от 02.04.2013 № 124.
В судебном заседании прокурор Айвазян А.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил об удовлетворении иска, пояснил, что ответчик является управляющей организацией, осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Ледмозерского сельского поселения, информация о деятельности ответчика, являющегося управляющей организацией, в сети Интернет на сайте www.reformagkh.ru в полном требуемом законом объеме и порядке не размещена.
Ответчик ТСЖ «Надежда» своего представителя в судебное заседание не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, администрация Муезерского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, администрация Ледмозерского сельского поселения своего представителя в судебное заседание не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об обоснованности иска и необходимости его удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.6 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме
обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление, управления управляющей организацией или товариществом собственников жилья.
В соответствии с п.10 ст.161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв.постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее по тексту Стандарт утв.постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731) под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с п.3 Стандарта утв.постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг; е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор); з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год; к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
В соответствии с п.3 (1) Стандарта утв.постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 Информация, предусмотренная подпунктами "в" - "и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.
В соответствии с п.5 Стандарта утв.постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В соответствии с п.6 Стандарта утв.постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет. Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с п.8 Стандарта утв.постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.
В соответствии с п.9 Стандарта утв.постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 обязанность по раскрытию информации, предусмотренной подпунктами "а" - "ж" и "к" пункта 3 настоящего документа, возникает для управляющей организации - не позднее 30 дней со дня заключения договора управления
Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 № 124 утвержден регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет, определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами - www.reformagkh.ru.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось ответчиком, что ответчик ТСЖ «Надежда» зарегистрировано в качестве юридического лица в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, основным видом экономической деятельности ТСЖ «Надежда» является управление эксплуатацией жилого фонда (<данные изъяты>), ответчик ТСЖ «Надежда» является управляющей организацией, осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами в <адрес> Республики Карелия.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.2.1 Устава ТСЖ «Надежда» утв.общим собранием собственников ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, реализации собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и в установленным законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что требования действующего законодательства, обязывающего управляющую организацию разместить на официальном сайте www.reformagkh.ru информацию о своей деятельности, ответчиком ТСЖ «Надежда» не исполнены, что ответчиком не оспаривалось. Тогда как в силу прямого указания федерального законодательства, на управляющие организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в т.ч. на ответчика ТСЖ «Надежда» возложена обязанность по обеспечению свободного доступа в сети Интернет к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утв.Правительством РФ.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что факты, изложенные прокурором Муезерского района в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела в суде, факт отсутствия на официальном сайте www.reformagkh.ru в сети Интернет полных сведений о деятельности управляющей организации ТСЖ «Надежда» по управлению многоквартирными домами в порядке и объеме, установленных Стандартом утв.постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, Регламентом раскрытия информации утв.приказом Минрегиона России от 02.04.2013 № 124, доказан.
Суд соглашается с изложенными в исковом заявлении доводами о том, что неисполнение ответчиком ТСЖ «Надежда» нормативно установленных требований к раскрытию информации о своей деятельности в сети Интернет нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к информации.
Суд также учитывает, что объективных причин, препятствующих ответчику ТСЖ «Надежда» выполнению заявленных прокурором в иске требований не установлено, доказательств наличия таковых ответчиком суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не добыто.
Исходя из правовой позиции Европейского Суда по правам человека, обозначенной в Постановлении от 26.05.2009 по делу «Бацанина (Batsanina) против России», жалоба № 3932/02, поддержка прокуратурой одной из сторон может быть оправдана при определенных условиях, например, в целях защиты уязвимых лиц, которые считаются не способными защитить свои интересы самостоятельно, или в случае, если правонарушение затрагивает большое число людей, или если требуют защиты реальные государственные интересы или имущество.
Суд, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, оценивая все собранные по делу доказательства в совокупности исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, учитывая конкретные обстоятельства дела, поскольку действующим законодательством в целях защиты прав потребителей, неопределенного круга заинтересованных лиц установлена обязанность управляющих организаций размещать информацию о своей деятельности в сфере управления многоквартирными домами, тогда как неисполнение ответчиком ТСЖ «Надежда» нормативно установленных требований к раскрытию информации о своей деятельности в сфере управления многоквартирными домами в сети Интернет нарушает права неопределенного круга заинтересованных лиц, граждан-потребителей жилищно-коммунальных услуг на получение информации об управлении многоквартирными домами, о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о стоимости работ и услуг, о тарифах на коммунальные услуги, прочей подлежащей размещению управляющей организацией информации, нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на доступ к информации, гарантированное ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации, тогда как в силу ст.ст.2, 45 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, исходя из правовой позиции Европейского Суда по правам человека, обозначенной в Постановлении от 26.05.2009 по делу «Бацанина (Batsanina) против России», жалоба № 3932/02, полагает, что исковое заявление подано прокурором Муезерского района в защиту гарантированных ст.29 Конституции Российской Федерации прав и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем, таким образом, правовые основания для предоставления судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц по избранным прокурором Муезерского района процессуальным средствам гражданского судопроизводства, имеются, иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд исходит из следующего.
Истцом испрашивается обязание ответчика ТСЖ «Надежда» совершить определенные действия, а именно разместить на официальном сайте www.reformagkh.ru в сети Интернет информацию о своей деятельности в сфере управления многоквартирными домами, в порядке и объеме, предусмотренных Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв.постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, в соответствии с регламентом раскрытия информации утв.приказом Минрегиона России от 02.04.2013 № 124, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд, с учетом положений ст.206 ГПК РФ, учитывая пассивную позицию ответчика и отсутствие возражений по существу заявленных требований в части испрашиваемого к установлению срока исполнения решения суда, полагает возможным определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в срок, испрашиваемый прокурором - в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. С учетом требований ст.206 ГПК РФ данный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями 6000 руб.
При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию в порядке ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика ТСЖ «Надежда» суд исходит из размера государственной пошлины, установленной подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением в суд, поскольку прокурором в рамках настоящего дела заявлен иск в интересах неопределенного круга лиц содержащий требования неимущественного характера.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика ТСЖ «Надежда» подлежит взысканию в доход бюджета Муезерского муниципального района государственная пошлина в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Муезерского района в интересах неопределенного круга лиц к товариществу собственников жилья «Надежда» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать товарищество собственников жилья «Надежда» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте www.reformagkh.ru в сети Интернет информацию о своей деятельности по управлению многоквартирными домами в порядке и объеме, предусмотренных «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, в соответствии с регламентом раскрытия информации утвержденным приказом Минрегиона России от 02.04.2013 № 124.
Взыскать с товарищества собственников жилья «Надежда» в доход бюджета Муезерского муниципального района государственную пошлину в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Л. Варламова
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено 15 апреля 2015 года.
Последний день подачи апелляционной жалобы 15 мая 2015 года.
Судья В.Л. Варламова