Дело № 2-1777/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе председательствующего судьи Сергиенко Н.В.,
при секретаре Береза Е.А.,
с участием представителя ответчика Панина А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 29 июня 2021 года гражданское дело по иску прокурора Омсукчанского района в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Омсукчанский городской округ», в лице администрации муниципального образования «Омсукчанский городской округ», к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омсукчанского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Омсукчанский городской округ», в лице администрации муниципального образования «Омсукчанский городской округ», к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» (далее – НО «Фонд капитального ремонта Магаданской области», Фонд) о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Омсукчанского района выявлено бездействие регионального оператора, выразившееся в необеспечении проведения капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: Омсукчанский район, п. Омсукчан, ул. Мира, д. 24.
Постановлением Правительства Магаданской области от 29 мая 2014 г. № 455-пп утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 год», которой установлена очередность проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Исполнителями Программы являются Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области и Фонд.
Указанная программа исполняется в соответствии с Краткосрочным планом реализации программы, утвержденным Постановлением Правительства Магаданской области от 27 октября 2016 г. № 842-пп.
Программой предусмотрен капитальный ремонт многоквартирного дома, по адресу: Омсукчанский район, п. Омсукчан, ул. Мира, д. 24.
Краткосрочным планом конкретизирован вид работ по капитальному ремонту многоквартирных домов – ремонт крыши, в том числе, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровлю.
В 2020 году, прокуратурой района по коллективному обращению жильцов указанного дома на систематическое протекание кровли дома, установлено, 29 января 2020 г. Государственной жилищной инспекцией Магаданской области Фонду было выдано предписание об устранении нарушений путем проведения капитального ремонта кровли дома в срок до 1 июля 2020 г.
В целях устранения нарушений ответчик на основании разработанной проектной документации трижды размещал информацию о проведении аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту крыши названного дома. Однако аукционы были признаны несостоявшимися.
В нарушение указанных требований капитальный ремонт крыши многоквартирного дома № 24 по улице в поселке Омсукчан до настоящего времени не проведен.
Невыполнение Фондом функций регионального оператора по обеспечению проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома привело к срыву сроков, установленных Программой и Краткосрочным планом, нарушает права граждан на благоприятные условия проживания, а также создает угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан.
Иск предъявлен в интересах муниципального образования «Омсукчанский городской округ» как собственника недвижимого имущества в названном многоквартирном доме.
На основании изложенного просит обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта Магаданской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 24 по улице Мира в пос. Омсукчан Омсукчанского района Магаданской области, в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Прокурор и представитель администрации муниципального образования «Омсукчанский городской округ» в судебном заседании участия не принимали, о времени его проведения извещены надлежаще.
Представитель администрации муниципального образования «Омсукчанский городской округ» просил рассматривать дело без своего участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Суд, руководствуясь положениями ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), с учетом мнения представителя ответчика, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель ответчика с исковыми требованиями согласился, указал, что в настоящее время ответчиком принимаются меры по проведению капитального ремонта, заключен договор на разработку проектно-сметной документации, который выполнен в полном объеме, объявлялись закупки на выполнение работ, однако аукционы не состоялись в связи с отсутствием заявок.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав представленные в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Положениями главы 17 Жилищного кодекса Российской Федерации урегулированы формирование фондов капитального ремонта региональным операторам, а также деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Функции регионального оператора определены в ч. 1 ст. 180 ЖК РФ. Так, в соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора относятся, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пунктов 3 - 5, 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Частью 6 ст. 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, Законом Магаданской области от 14 февраля 2002 года № 232-ОЗ «О порядке управления государственной собственностью Магаданской области» постановлением администрации Магаданской области от 18 апреля 2013 года № 340-па создана НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области».
Согласно пункту 1.1. Устава НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» Фонд является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Магаданской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства Магаданской области, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Уставом.
Постановлением правительства Магаданской области от 29 мая 2014 г. № 455-пп утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 год» (далее - Программа).
Согласно указанной Программы очередность проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области, определена с учетом положений ЖК РФ и критериев, установленных Областным Законом.
В целях реализации вышеназванной региональной программы постановлением правительства Магаданской области от 27 октября 2016 № 842-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 год на 2017 год», согласно которому в многоквартирном доме 24 по улице Мира в поселке Омсукчан планировалось проведение капитального ремонта общего имущества дома в части ремонта крыши, в том числе, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю.
В 2020 году в прокуратуру Омсукчанского района поступили обращения от жильцов квартир, расположенных в доме 24 по улице Мира в поселке Омсукчан по факту систематического протекания кровли дома в весенний и осенний периоды.
В связи с рассмотрением указанных обращений прокуратурой Омсукчанского района проведена проверка деятельности регионального оператора – некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области». В ходе проверки было установлено, что ранее по распоряжению Государственной жилищной инспекции Магаданской области от 25 декабря 2019 г. № 1175/020 проводилась проверка в отношении Фонда капитального ремонта. По результатам проверки 29 января 2020 г. в адрес Фонда вынесено представление, в котором предлагалось выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений, а именно, обеспечить выполнение краткосрочного плана реализации региональной программы в срок до 1 июля 2020 г.
В ответ на запрос прокуроры Омсукчанского района руководитель Фонда капитального ремонта сообщил, что в период с 2016 по 2020 годы Фондом были выполнены работы по выполнению краткосрочного плана реализации региональной программы, в частности, по многоквартирному дому, расположенному в пос. Омсукчан, ул. Мира, д. 24: 1 сентября 2016 г. заключен договор № 7-ПР-16 на разработку проектной документации с ООО «Маглем»; 1 февраля 2015 г. заключен договор № П1/15 на проведение научно-исследовательских работ с испытательной лабораторией строительных конструкций и материалов ФГБОУ ВПО «СВГУ». Неоднократно объявлялись закупки на проведение капитального ремонта кровли, однако аукционы признаны несостоявшимися.
Из представленных в материалы дела электронных извещений следует, что неоднократно открывался аукцион в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома № 24 в пос. Омсукчан, ул. Мира, которые не состоялись в связи с отсутствием заявок на участие.
Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что работы по капитальному ремонту кровли в названном многоквартирном доме до настоящего времени не проведены.
Между тем, Законом об обеспечении проведения капитального ремонта порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него ч. 1 ст. 182 ЖК РФ обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Недостаточность средств фонда капитального ремонта по причине небольшой собираемости взносов не является основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, поскольку именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.
При таком положении прокурор, действуя в интересах жителей дома 24 по улице Мира в пос. Омсукчан, муниципального образования «Омсукчанский городской округ» в лице администрации муниципального образования «Омсукчанский городской округ», в собственности которой согласно имеющейся в деле информации находятся квартиры № 3, 4, 8, 13, 25, 288, 30, 36, 40, 41, 48, 58, 60, 63, 72, 75 названного многоквартирного дома, вправе требовать от регионального оператора выполнения предусмотренного региональной программой ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности предъявленных исковых требований, поскольку невыполнение ответчиком действий по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме существенным образом нарушает сроки выполнения капитального ремонта, предусмотренного Программой, что приводит к нарушению жилищных прав граждан на благоприятные условия проживания, а также создает угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта Магаданской области» обязанности обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 24 по улице Мира в пос. Омсукчан Омсукчанского района Магаданской области, в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчика, характер и длительность допущенного нарушения.
Доказательств наличия объективных причин относительно невозможности исполнения решения к сроку, определенному прокурором в соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ, суду ответчиком не представлено и материалы дела не содержат.
Учитывая временные и финансовые затраты, необходимые на проведение капитального ремонта инженерных систем многоквартирного дома, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения - в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, который является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, и подлежат удовлетворению исковые имущественные требования, не подлежащие оценке, предъявленные в защиту неопределенного круга лиц, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Омсукчанского района в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Омсукчанский городской округ», в лице администрации муниципального образования «Омсукчанский городской округ», к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» о понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.
Обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта Магаданской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 24 по улице Мира в пос. Омсукчан Омсукчанского района Магаданской области, в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения суда – 6 июля 2021 года.
Судья Н.В. Сергиенко