Дело № 2а-921/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2020г. г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Нистратовой Т.М.,
при секретаре Мирзакаримове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зубкова Дениса Сергеевича к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, находящихся в частной собственности», обязании заключить соглашение о перераспределении земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Зубков Д.С. обратился с иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, находящихся в частной собственности», обязании заключить соглашение о перераспределении земельных участков.
Заявленные требования мотивированы тем, что 26 сентября 2019г. административным истцом в рамках государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения ЛПХ, садоводства, ИЖС» подано заявление в администрацию Солнечногорского района на предоставление указанной государственной услуги, в котором административный истец просил заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 750 кв. м, категория земель «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования «для жилищного строительства», площадью образуемого земельного участка 1566 кв.м. Решением административного ответчика от 8 октября 2019г. за № Р001- 0782595330-29106732 в предоставлении названной выше государственной услуги отказано ввиду того, что указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного Кодекса РФ, ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов транспорта местного значения (частично расположен на планируемой обычной автодороге местного значения), о чем указано в заключении Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области №ГЗ-СМЭВЭ-163306594. Втором основанием для отказа является имеющиеся противоречие сведений в части категории земельного участка с кадастровым номером №, содержащихся в документах, предоставленных заявителем, общедоступным сведениям, содержащимся в ЕГРН. Отказ в предоставлении государственной услуги административный истец считает незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.
Представитель администрации городского округа Солнечногорск Московской области против удовлетворения административного иска возражал.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного кодекса (статьи 11.2 и 11.7).
Право собственников земельных участков на их перераспределение не является безусловным, реализуется в соответствии с требованиями земельного законодательства и в установленных им случаях.
Условия, которые должны быть соблюдены при перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ допускается перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ (п. 1 и 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что Зубкову Д.С. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 750 кв. м, категория земель: не установлена, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Согласно положений Временного порядка, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19 января 2017г. № 13ВР-44, орган местного самоуправления при предоставлении земельного участка в аренду или собственность (в том числе в порядке перераспределения), обязан обеспечить проверку земельного участка на предмет наличия ограничений оборотоспособности, которая подтверждается заключениями Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.
В соответствии с заключением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области №ГЗ-СМЭВЭ-163306594 в отношении испрашиваемого земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности, данный земельный участок расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов транспорта местного значения (частично расположен на планируемой обычной автодороге местного значения), то есть земельный участок в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ является изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
По результатам рассмотрения заявления Зубкова Д.С. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск, с учетом названного выше заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги на том основании, что указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного Кодекса РФ. Также административным ответчиком указано на то, что информация, которая содержится в документах, представленных заявителем, противоречит общедоступным официальным сведениям, содержащимся в ЕГРН.
Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных п.1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 того же Кодекса.
В соответствии с пп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п. 3 ст. 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Согласно ч. ч. 3 и 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план включает в себя карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, в которой должны отображаться планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа.
10 декабря 2019г. Советом депутатов городского округа Солнечногорск Московской области принято решение № 227/14 «Об утверждении генерального плана городского округа Солнечногорск Московской области».
В соответствии с картой планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования на перераспределяемом земельном участке планируется размещение улиц в жилой застройке.
Решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области от 17 мая 2018г. № 484/73 утвержден Генеральный план сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области (ссылка в заключении ГУАиГр МО), согласно которому на части перераспределяемого земельного участка запланировано размещение автодороги местного значения. Данный генеральный план действовал на момент принятия оспариваемого решения.
Вышеназванные нормативные правовые акты приняты в установленном порядке, по результатам проведенных публичных слушаний и общественных обсуждений, не оспорены, недействующими не признаны, не отменены и являются документами, регламентирующими градостроительную деятельность, определяющими порядок землепользования на территории городского округа Солнечногорск.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что согласно документам территориального планирования на испрашиваемом к перераспределению земельном участке планируется размещение улиц в жилой застройке, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись предусмотренные законом основания для принятия оспариваемого решения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
При этом в силу п. 3 ст. 11.2 названного кодекса целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу приведенного положения, образуемые в результате перераспределения земельные участки, имеют то же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования.
Между тем, согласно сведениям ЕГРН категория принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером № не установлена, что в нарушение ст. 11.2 Земельного кодекса РФ препятствует отнесению образованного путем перераспределения земельного участка к определенной категории.
Оценив имеющиеся по делу доказательства, учитывая, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в рамках предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, законные права и интересы административного истца не нарушает, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Зубкова Дениса Сергеевича к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» от 8 октября 2019г. № Р001-0782595330-29106732 незаконным,
обязании заключить соглашение с Зубковым Денисом Сергеевичем о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № в рамках «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 11 июня 2020г.
Судья Т.М. Нистратова