Решение по делу № 2а-735/2020 от 08.05.2020

Дело № 2а-735/2020

Решение

Именем Российской Федерации

город Елизово Камчатского края 07 июля 2020 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Степаненко А.В., с участием:

представителя административного истца старшего помощника Елизовского городского прокурора Мизинина Н.В., действовавшего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до 31 декабря 2020 года,

представителя административного ответчика администрации Елизовского городского поселения Евтодьева М.Ю., действовавшего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до 31 декабря 2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-735/2020 по административному исковому заявлению заместителя Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Елизовского городского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

заместитель Елизовского городского прокурора обратился в суд с административным иском к администрации Елизовского городского поселения (далее по тексту Администрация), в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выраженное в самоустранении от возложенных на орган местного самоуправления полномочий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от частных домовладений, расположенных по <адрес>, и обязать его в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать указанное место (площадку) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19.

Свой административный иск заместитель Елизовского городского прокурора мотивировал тем, что вопреки требованиям законодательства вывоз твердых коммунальных отходов жителей указанной улицы осуществляется по бестарной (позвонковой) системе, в связи с отсутствием на <адрес> места (площадки) накопления отходов (л.д. 3-7).

В судебном заседании представитель заместителя Елизовского городского прокурора Мизинин Н.В. поддержал исковые требования по основаниям в нем изложенным.

Представитель Администрации Евтодьев М.Ю. возражал против удовлетворения административного иска, полагая, что бесконтейнерная система удаления отходов, применяемая на <адрес>, соответствует требованиям закона (л.д. 50-53).

Заинтересованные лица ГУП «Спецтранс», управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю, Агентство по обращению с отходами Камчатского края и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили. При этом управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю и Агентство по обращению с отходами Камчатского края ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Согласно письменным мнениям ГУП «Спецтранс» и Агентства по обращению с отходами Камчатского края административный иск подлежал удовлетворению, так как наличие места накопления отходов является обязательным (л.д. 150-152, 180, 182, 187, 190-192, 193-194, 195).

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) судебное разбирательство было проведено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив административный иск, выслушав участников процесса, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Оспариваемое бездействие может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствие бездействия нормативным правовым актам и нарушения таким бездействием прав, свобод и законных интересов административного истца (неопределенного круга лиц) либо незаконного возложения на административного истца (неопределенного круга лиц) каких-либо обязанностей (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).

Пунктами 2.1, 2.2 и 2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19. «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05 декабря 2019 года № 20, определено, что на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м. При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, определено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра регламентируется Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Камчатского края, утвержден постановлением Правительства Камчатского края от 09 февраля 2017 года № 39-П.

Согласно пункту 3.1. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Камчатского края физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, обеспечивают накопление твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках, обустроенных в соответствии с требованиями экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего транспортирования твердых коммунальных отходов для утилизации, обезвреживания, размещения.

Накопление твердых коммунальных отходов в пакетах, мешках или других специально предназначенных для их накопления емкостях допускается на территориях индивидуальной жилой застройки, садово-огороднических и дачных товариществ в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 4.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Камчатского края).

При этом в силу пункта 4.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Камчатского края при осуществлении накопления твердых коммунальных отходов в пакетах, мешках или других специально предназначенных для их накопления емкостях места накопления твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрен единственный способ накопления (складирования) коммунальных отходов – в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов, создание которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Накопление (складирование) коммунальных отходов в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов может осуществлять в контейнеры, бункеры, в пакеты или другие емкости.

При этом названным законодательством не предусмотрена возможность транспортирования твердых коммунальных отходов без их предварительного накопления в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов путем сбора твердых коммунальных отходов от домов индивидуальной жилой застройки в таре потребителя непосредственно в мусороуборочную технику регионального оператора.

В судебном заседании установлено, что на <адрес> вопреки требованиям законодательства Российской Федерации администраций Елизовского городского поселения, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Елизовского городского поселения, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, не создано место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от частных домовладений, что стороной административного ответчика не оспаривалось. Сбор твердых коммунальных отходов от домов индивидуальной жилой застройки, расположенных на вышеуказанной улице, осуществляется в таре потребителя без их предварительного накопления в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов непосредственно в мусороуборочную технику регионального оператора (его субподрядчика) по позвонковой системе собственными силами потребителей (л.д. 8-17, 18-20, 21-22, 23-25, 26-33, 56-63, 65-66, 67-68, 70-135, 136-140).

Бездействие административного ответчика, выраженное в самоустранении от возложенных на орган местного самоуправления полномочий по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от частных домовладений, расположенных по <адрес>, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение надлежащего санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ суд считает необходимым установить административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Причин не согласиться со сроком указанным прокурором у суда не имеется, поскольку указанный срок отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Доводы Администрации о том, что создание на <адрес> места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов приведет к нарушению требований законодательства в области обращения с отходами, отклоняются судом, так как каких-либо объективных доказательств, подтверждающих невозможность создания указанного места (площадки) суду не предоставлено.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Елизовского городского поселения, выраженное в самоустранении от возложенных на орган местного самоуправления полномочий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от частных домовладений, расположенных по <адрес>.

Обязать администрацию Елизовского городского поселения в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от частных домовладений, расположенных по <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2020 года.

Председательствующий Д.П. Федорцов

2а-735/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель Елизовского городского прокурора
Заместитель Елизовского городского прокурора Бляхер А.Л.
Ответчики
Администрация Елизовского городского поселения
Другие
ГУП "Спецтранс"
ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России
Агентство по обращению с отходами Камчатского краю
Управленние Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Камчатскому краю
Суд
Елизовский районный суд Камчатский края
Судья
Федорцов Денис Павлович
Дело на странице суда
elizovsky.kam.sudrf.ru
08.05.2020Регистрация административного искового заявления
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.05.2020Предварительное судебное заседание
08.05.2020Предварительное судебное заседание
29.05.2020Судебное заседание
08.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020Дело оформлено
25.08.2020Дело передано в архив
07.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее