ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2а-3281/2019
г. Краснодар 2 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алтухова В.И. на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 5 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Алтухова В.И. об оспаривании действий (бездействия) территориальной избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., выслушав объяснение прокурора Стрелковского С.Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алтухов В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (далее ТИК).
Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 5 сентября 2019 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной Алтуховым В.И. в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных и необоснованных.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22 мая 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, выслушав объяснение прокурора Стрелковского С.Н., полагавшего судебные акты законными и обоснованными, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 23 июля 2019г. Алтухов В.И. подал в ТИК Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону документы для выдвижения в качестве самовыдвиженца в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва по Ворошиловскому району по одномандатному избирательному округу № 1 и получил извещение о необходимости для регистрации кандидата собрать 130 подписей избирателей.
По мнению административного истца, требование ТИК о предоставлении предельного количества, а именно 130 подписей избирателей, является незаконным, в связи с чем, Алтухов В.И. обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая Алтухову В.И. в удовлетворении административных исковых требований, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что действия ТИК по установлению предельного количества подписей избирателей, не противоречат полномочиям комиссии и соответствуют положениям действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно части 2 статьи 239 указанного кодекса кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
На основании пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 2 настоящей статьи предусмотрено, что непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам составляет - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 29 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области», на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме избирательных округов, но не менее 10 подписей.
Частью 6 настоящей стати предусмотрено, что количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на четыре подписи.
Постановлением ТИК Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 20 июня 2019 года «О необходимом для регистрации кандидата количестве подписей избирателей, о предельном количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, о количестве подлежащих проверке подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, при проведении дополнительных выборов депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва 8 сентября 2019 года» установлено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, предельное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, количество подлежащих проверке подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, при проведении дополнительных выборов депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва, назначенных на 8 сентября 2019 года, согласно приложению к постановлению.
Согласно Приложению к данному постановлению ТИК Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 20 июня 2019 года, по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу № 1 установлено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата - 119 подписей, предельное количество подписей избирателей, представляемых в территориальную избирательную комиссию - 130 подписей, количество подлежащих проверки подписей избирателей - 60 подписей. Также указано число избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа в количестве 23 639 человек.
Постановлением ТИК Ворошиловского района города Ростова-на-Дону № 101-1 от 31 июля 2019 года Алтухов В.И. извещен о том, что им не были представлены в установленные сроки документы, необходимые для регистрации, а именно: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей; информация об изменениях в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях; первый финансовый отчет кандидата.
Поскольку такие документы так и не были представлены, постановлением ТИК Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 2 августа 2019 года Алтухову В.И. отказано в регистрации кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы шестого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу № 1.
Алтухов В.И. полагает, что установление предельного количества подписей избирателей в размере 130 является необоснованным.
Вместе с тем, как уже было указано, число избирателей в Ворошиловском избирательном округе № 1 составляет 23 639 человек.
При этом, указанное предельное количество подписей избирателей, представляемых в территориальную избирательную комиссию в размере 130, не превышает более чем на 10 процентов количество подписей, необходимое для регистрации кандидата (119 х 1,1 = 130,9), что в полной мере согласуется с положениями части 6 статьи 29 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области».
При таких обстоятельствах районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Приведенные в кассационной жалобе в качестве основания к отмене судебных актов положения Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Риме 4 ноября 1950 года) не исключают обоснованность и правомерность выводов постановлений судебных инстанций.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 5 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
А.Е. Иванов