№ 2-58/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2011 года Железногоский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Потехиной О.Б., при секретаре Подоляко Н.С., с участием истца Муравьевой В.В., представителя ответчика Толпыгиной О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муравьевой В.В. к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Железногорске Красноярского края о признании решения комиссии об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным и обязании включить стаж работы в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Муравьева В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Железногорске Красноярского края (далее ГУ УПФ РФ в г.Железногорске) о признании незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить стаж работы в должности заведующей фельдшерским пунктом в п.Д-ый К-го с 01 апреля 1980 года по 04 мая 1981 года в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии по старости в соответствии с подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в льготном исчислении как (один год и 3 месяца), назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья. Свои требования истец мотивировала тем, что в указанный период она работала в должности заведующей фельдшерским пунктом в п.Д-ый К-го района при этом выполняла обязанности фельдшера и акушерки, то есть осуществляла лечебную деятельность, работала одна, поскольку согласно нормативам численности населения поселка полагалась только одна ставка. Однако ответчиком указанный период не был включен в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Невключение указанного периода в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, является неправомерным, нарушающим ее право.
В судебном заседании истица Муравьева В.В. поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Толпыгина О.Ю. (полномочия по доверенности) исковые требования не признала, пояснила, что в связи с тем, что согласно Спискам должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 предусмотрена работа в должности: заведующий фельдшерским здравпунктом- фельдшер (медицинская сестра), должность заведующего фельдшерским пунктом указанным Списком не предусмотрена и не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с тем, что необходимый 30- летний стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию на дату обращения отсутствовал и составлял 28 лет 11 месяцев 00 дней, Муравьевой В.В. отказано в назначении пенсии. При этом представитель не оспаривала наличие указанного истицей стажа работы и то, что работа в должности согласно Спискам должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в населенном пункте в котором работала истица- в п.Д-ый К-го района дает право на исчисление стажа в льготном порядке- год работы засчитывается в стаж работы как год и 3 месяца.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании материалами дела и пояснениями сторон установлено, что истица работала:
-с 01 апреля 1980 года по 04 мая 1981 года- заведующей фельдшерского пункта поселка Д-ый К-го района;
-с 17 сентября 1981 года по 16 августа 2010 года- медсестрой в ФГУЗ КБ № (ЦМСЧ-№).
16 августа 2010 года истица, реализуя право на пенсионное обеспечение, обратилась с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в ГУ УПФ РФ в г.Железногорске.
Решением № от 30 августа 2010 года ГУ УПФ РФ в г.Железногорске истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием необходимого 30- летнего стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию; периоды работы с 01 апреля 1980 года по 04 мая 1981 года в должности заведующей фельдшерского пункта поселка Д-ый К-го района в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пенсионным органом не включен.
При разрешении указанного спора по существу, наряду с нормативными актами и законами, регулирующими пенсионные отношения, суд руководствуется правовой позицией выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 06 марта 2003 года № 107-О «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 ст.27 и пунктов 1 и 3 ст.31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлении от 3 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в Определении от 18 июня 2004 года № 197-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Путинцевой Е.Л. и Федоровой Е.С. на нарушение их конституционных прав положениями п.3 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральном законом от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляется в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (ст.7).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список).
В разделе "Наименование должностей" вышеуказанных Списков указана должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), а согласно разделу "Наименование учреждений" Списков к учреждениям, работа заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра) в которых дает право на досрочное назначение пенсии указаны в том числе больницы всех наименований, фельдшерско-акушерский пункт.
Из трудовой книжки истицы усматривается, что истица с 01 апреля 1980 года по 04 мая 1981 года работала заведующей фельдшерского пункта поселка Д-ый К-го района К-ой Центральной районной больницы.
Из показаний свидетелей Ш.В.Г. и З.А.Т., допрошенных в судебном заседании по судебному поручению следует, что они проживают в п.Д-ый К-го района, где проживали и в период работы там истицы. Муравьева В.В. работала в поселке фельдшером, акушеркой, одновременно была заведующей фельдшерским пунктом. Она вела прием больных, ходила по вызовам на дом, посещала новорожденных детей, выполняла работу акушерки (принимала роды). В поселке был только один медицинский работник, в спорный период им являлась Муравьева В.В.
В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для некоторых категорий лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях здравоохранения, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
При таких обстоятельствах поставленный истицей вопрос, по сути, связан с установлением тождественности должностей, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и аналогичных должностей, имевших иные наименования, а также тождественности выполняемой лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в приведенных постановлениях и определениях, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из материалов дела следует, что истица с 01 апреля 1980 года по 04 мая 1981 года работала заведующей фельдшерского пункта поселка Д-ый К-го района, при этом фактически выполняла работу фельдшера и акушерки.
Исходя из конкретных обстоятельств дела установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истицей работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой ею должностям), суд приходит к выводу о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности должности, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а именно о тождественности выполняемых ею обязанностей в должности заведующей фельдшерским пунктом должностным обязанностям заведующей фельдшерским пунктом- акушерка (фельдшер). На этом основании период работы истицы с 01 апреля 1980 года по 04 мая 1981 года в должности заведующей фельдшерского пункта поселка Д-ый К-го района подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Кроме того, суд соглашается с доводами истицы о том, что в данном случае подлежит применению льготный порядок исчисления стажа, поскольку согласно подпункту «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В судебном заседании установлено, что за назначением пенсии с письменным заявлением истица обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Железногорске 16 августа 2010 года.
На день обращения за пенсией, истица имела специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а поэтому ее требования о признании решения ГУ УПФ РФ в г.Железногорске об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным являются обоснованными, истица имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента обращения с заявлением- то есть с 16 августа 2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
Исковые требования Муравьевой В.В. удовлетворить.
Признать решение государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.Железногорске об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Муравьевой В.В. в связи с отсутствием права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»- незаконным.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Железногорске Красноярского края включить Муравьевой В.В. в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ее работу в должности заведующей фельдшерским пунктом в поселке Д-ый К-го района в период с 01 апреля 1980 года по 04 мая 1981 года с применением льготного порядка исчисления стажа- год работы как год и три месяца; назначить Муравьевой В.В. трудовую пенсию по старости с 16 августа 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 07 февраля 2011 года.
Судья Железногорского городского суда О.Б. Потехина