Дело №2-805/2019
Решение
именем Российской Федерации
г. Няндома 28 октября 2019 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Волынской Н.В.,
при секретаре Поповой М.Г.,
с участием представителя истца Холматовой С.С.,
представителя ответчика Отдела судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Цветковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» к Отделу судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
администрация муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее также администрация) обратилась в Няндомский районный суд Архангельской области с исковым заявлением к Отделу судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав в обоснование, что решением Няндомского районного суда от 11.07.2018 по делу №2-235/2018 на администрацию возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по капитальному ремонту пола, а именно по его восстановлению по всей квартире, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Цветковой И.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, однако администрацией принимались все меры для надлежащего исполнения решения суда. С ФИО1 было достигнуто соглашение о том, что администрация после согласования объема и сроков проведения работ по капитальному ремонту пола заключит договор на проведение работ с УК ООО «Активжилсервис» со сроком проведения до 31.12.2019. Просит освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Няндомским районным судом по делу №2-235/2018.
Представитель истца администрации Холматова С.С. в судебном заседании доводы и требования искового заявления поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что исполнение решения суда было невозможно в установленный срок ввиду отсутствия доступа в жилое помещение в связи с погодными условиями (вокруг дома стояла вода), разъездным характером работы взыскателя, в связи с чем объем работ ранее невозможно было определить и согласовать. Кроме того, первоначально ФИО1 самостоятельно хотел выполнить ремонт. В настоящее время характер и объем работ согласованы с ФИО1, которые будут выполнены до 25.12.2019.
Представитель ответчика Отдела судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и НАО Цветкова И.А. в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что в настоящее время исполнительный лист отозван взыскателем и исполнительное производство окончено.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и НАО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился. Согласно телефонограмме с иском согласен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Законом).
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Законом.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав - исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 ст. 112 Закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (ч. 2 ст. 112 Закона). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации в соответствии с ч. 3 указанной статьи устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Частью 6 статьи 112 Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Законом обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
В судебном заседании установлено, что решением Няндомского районного суда от 24 апреля 2018 года удовлетворено исковое заявление Государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности по проведению капитального ремонта в квартире. На администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по капитальному ремонту пола, а именно по его восстановлению по всей квартире, по адресу: <адрес>.
Решение суда вступило в законную силу 11 июля 2018 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Няндомскому району от ДД.ММ.ГГГГ на основании выданного по данному делу исполнительного листа возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации МО «Няндомский муниципальный район», которому был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Копия постановления получена должником, истцом по данному делу.
Между тем, в установленный срок решение суда исполнено не было и это истцом не оспаривается, в связи с чем, судебный пристав-исполнитель ОСП по Няндомскому району 16.09.2019 вынес постановление о взыскании с должника администрации исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
На момент рассмотрения дела исполнительский сбор, об освобождении от уплаты которого заявлены исковые требования, не уплачен.
Заявляя требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация указывает на то, что она фактически не имела реальной возможности исполнить решение суда в связи с отсутствием доступа в жилое помещение из-за погодных условий, поскольку вокруг дома стояла вода, а жилое помещение находится на первом этаже, и отсутствием взыскателя в жилом помещении, поскольку у него разъездной характер работы.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу п.п.2,3 ч.1 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
На основании п.5 ч.1 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Согласно ч.2 ст.676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Пунктом 2 ст.681 ГК РФ предусмотрено, что капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
На основании с п.9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
На основании изложенного суд считает, что в рассматриваемом случае должник принял все зависящие от него меры для исполнения решения суда, в связи с чем его вина в неисполнении судебного постановления в установленный судебным приставом - исполнителем срок отсутствует. Решение суда не было исполнено в установленный срок по не зависящим от воли должника обстоятельствам.
В настоящее время между должником и взыскателем достигнуто соглашение об объеме и сроках проведения ремонтных работ. При этом исполнительное производство окончено 11.10.2019 ввиду отзыва исполнительного документа взыскателем, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.10.2019, заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства конкретные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии в данном случае предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований для освобождения администрации от взыскания исполнительского сбора, соответственно исковые требования по отношению к УФССП России по Архангельской области и НАО подлежат удовлетворению.
Освобождение истца от взыскания исполнительского сбора не является основанием для прекращения обязательства по исполнению решения суда и его не приостанавливает.
ОСП по Няндомскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не является юридическим лицом, поэтому в удовлетворении иска к нему как к ненадлежащему ответчику следует отказать.
В соответствии с ч. 8 ст. 112 Закона решение об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 16 сентября 2019 года по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» к Отделу судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу отказать.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Н.В. Волынская
Мотивированное решение составлено 05 ноября 2019 года.