Судья: Баранов П.М. |
стр. 045 г, г/п 00 руб. |
|
Докладчик: Бланару Е.М. |
№ 33-5550/2019 |
18 сентября 2019 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Хмара Е.И.,
судей Бланару Е.М. и Маслова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Осовской Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 сентября 2019 г. в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 29 мая 2019 г., которым постановлено:
«иск Казаковой Татьяны Сергеевны к войсковой части <данные изъяты>, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании заработной платы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни удовлетворить частично.
Взыскать с войсковой части <данные изъяты> за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в пользу Казаковой Татьяны Сергеевны невыплаченную заработную плату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год в сумме 10258 (десяти тысяч двухсот пятидесяти восьми) рублей 74 копеек (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц).
В удовлетворении исковых требований Казаковой Татьяны Сергеевны к войсковой части <данные изъяты>, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании заработной платы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год в сумме 62153 рублей 37 копеек отказать.»
Заслушав доклад судьи Бланару Е.М., судебная коллегия
установила:
Казакова Т.С. обратилась в суд с иском к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о взыскании заработной платы. В обоснование иска указала, что работает в войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> В силу специфики работы ей приходится работать в выходные и нерабочие праздничные дни. Ей установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. В 2018 г. она отработала в выходные и нерабочие праздничные дни: в январе – 43,2 часа, в феврале – 28,8 часа, в марте – 36 часов, в апреле – 36 часов, в мае – 43,2 часа, в июне – 36 часов, в ноябре – 28,8 часа, в декабре – 7,2 часа. С размером произведенной оплаты указанной работы она не согласилась, полагала, что работа в выходные и нерабочие праздничные дни подлежала оплате в размере не менее одинарной часовой ставки сверх оклада с учетом компенсационных и стимулирующих выплат. В связи с чем просила взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату за 2018 г. в сумме: за январь – 11939 рублей 03 копейки, за февраль – 7986 рублей 57 копеек, за март – 9585 рублей 95 копеек, за апрель – 11917 рублей 18 копеек, за май – 10826 рублей 60 копеек, за июнь – 10431 рубль 59 копеек, за ноябрь – 7487 рублей 90 копеек, за декабрь – 2237 рублей 29 копеек.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие представителя ответчика войсковой части <данные изъяты> и истца Казаковой Т.С., извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направившей своего представителя Наговицына Р.А., который на иске в судебном заседании настаивал.
Представитель ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» Корюкин А.В. в судебном заседании с иском не согласился.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик ФКУ «ОСК Северного флота». В поданной апелляционной жалобе представитель ФКУ «ОСК Северного флота» Корюкин А.В. просит решение суда первой инстанции в части взыскания заработной платы за работу в праздничные дни ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с учетом компенсационных и стимулирующих выплат в размере 9021 рубля 91 копейки отменить, принять по делу новое решение.
Доводы апелляционной жалобы мотивирует тем, что судом не принят во внимание п. 23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, которым не предусматривается применение к выплате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни иных выплат компенсационного и стимулирующего характера. Указывает, что Министерство обороны РФ определило конкретные размеры оплаты гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ работы в выходные и праздничные дни – без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Ссылаясь на выявленную правовую позицию в области трудового права, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 26-П, вместе с тем считает ошибочным решение суда первой инстанции, которым удовлетворены требования истца о перерасчете заработной платы за работу в праздничные дни (с января по июнь 2018 г.) за период предшествующий официальному опубликованию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 26-П.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец и представитель ответчика войсковой части 40640, надлежащим образом в установленном гражданском процессуальном порядке извещенные о времени и месте его проведения, не явились, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание суда апелляционной инстанции не представили. При таких обстоятельствах в соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» Корюкина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы по изложенным основаниям, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Казакова Т.С. с ДД.ММ.ГГГГ работает в войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты>9. С ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу установлен районный коэффициент 40 % (1,4) и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера 80 %, рабочий день согласно графику и два выходных дня в неделю. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлен оклад в размере 6864 рублей.
Работодатель истца войсковая часть <данные изъяты> находится на финансовом обеспечении ФКУ «ОСК Северного флота».
В январе – июне 2018 г. и ноябре – декабре 2018 г. истец привлекалась к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, которая была оплачена ей в одинарном размере с применением районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Полагая, что работодателем неправильно произведена оплата её работы в выходные и нерабочие праздничные дни, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично заявленные Казаковой Т.С. исковые требования, руководствуясь ст.ст. 129, 153 ТК РФ, Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, учтя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2018 № 26-П «По делу о проверке конституционности ч.1 ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других», суд первой инстанции пришел к выводу, что оплата работы истца в выходные и нерабочие праздничные дни должна производиться с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, и поскольку работодателем истцу произведена оплата работы в нерабочие праздничные дни, исходя из одинарного размера часовой ставки (части оклада за час работы) сверх оклада без учета компенсационных и стимулирующих выплат, суд первой инстанции взыскал в пользу истца невыплаченную заработную плату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год в размере 10258 рублей 74 копейки.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оплата работы истца в выходные и нерабочие праздничные дни должна производиться с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, считает его правильным, основанным на исследованных доказательствах, которым была дана верная правовая оценка.
В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
На основании п. 22 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16.05.2003 № 170, членам экипажей судов, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени – дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Согласно п. 24 Положения в тех случаях, когда членам экипажей судов невозможно предоставить дни отдыха полностью, допускается с согласия членов экипажей этих судов оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.
Положениями ст. 153 ТК РФ установлено общее правило об оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере с возможностью оплаты такой работы в одинарном размере в случае предоставления работнику по его желанию другого дня отдыха.
Материалами дела подтверждается, что истцом выполнялась работа в нерабочие праздничные дни ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (21,6 часа), ДД.ММ.ГГГГ (7,2 часа), ДД.ММ.ГГГГ (7,2 часа), ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (14,4 часа), ДД.ММ.ГГГГ (7,2 часа).
Данная работа была оплачена работодателем исходя из одинарного размера часовой ставки (части оклада за час работы) сверх оклада с применением районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Вместе с тем, система оплаты труда гражданского персонала воинских частей установлена Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, и включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера (п.2), как это предусмотрено и ст. 129 ТК РФ.
Согласно расчетным листкам, заработная плата истца включает кроме оклада выплаты компенсационного характера (за работу во вредных условиях труда, морскую надбавку, надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера, районный коэффициент), а также стимулирующие выплаты (за выслугу лет, премиальные выплаты).
Из ч. 1 ст. 153 ТК РФ, во взаимосвязи с положениями абз. 2 ч. 2 ст. 22 и ст. ст. 132 и 149 данного Кодекса, однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда.
При этом оплата труда работника (заработная плата), как следует из ст. 129 ТК РФ, наряду с окладом (должностным окладом) или тарифной ставкой (т.е. фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей (выполнение нормы труда) определенной сложности) включает в себя выплаты, которые призваны компенсировать работнику неблагоприятное воздействие на него вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки (трудозатрат) и установление которых обусловлено наличием оказывающих такого рода воздействие на работника (его здоровье, работоспособность и пр.) объективных обстоятельств, существующих независимо от того, в какой день выполняется работа - в будний, выходной или нерабочий праздничный день (компенсационные выплаты), а также выплаты, направленные на улучшение результатов труда и, как правило, связанные с выполнением заранее определенных показателей или условий (стимулирующие выплаты).
Предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны, по смыслу ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни.
В этой связи, суждение суда первой инстанции о том, что при привлечении работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день в оплату их труда за работу в такой день, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда, является правильным.
При этом оснований для несогласия с мотивами, по которым судом первой инстанции признана несостоятельной ссылка представителя ответчика на п. 23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, регулирующий порядок оплаты работы гражданского персонала в выходной или нерабочий праздничный день, судебная коллегия не усматривает.
Изложенное в полной мере соотносится с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28.06.2018 № 26-П «По делу о проверке конституционности ч.1 ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других».
При этом доводы апелляционной жалобы о том, повышенная оплата должна производиться только за работу, выполнявшуюся после дня принятия указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно судом отклонены, с чем судебная коллегия также соглашается по приведенным судом первой инстанции мотивам.
По существу доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
В остальной части решение суда сторонами не оспаривается, а потому, в соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, и, учитывая отсутствие оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, законность и обоснованность решения в остальной части судебной коллегией не проверяется.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора и основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 29 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Хмара |
Судьи |
Е.М. Бланару |
Д.А. Маслов |