Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1695/2020 от 24.07.2020

РЎСѓРґСЊСЏ Ендовицкая Р•.Р’.                          Дело в„– 33-1695/2020

в„– 2-774/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2020 Рі.                                         Рі. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Должикова С.С.,

судей Коротченковой И.И., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Гороховой А.В.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Рыбакова Виталия Александровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 11 июня 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалевой Н.Л., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Рыбаков В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование требований указал, что в периоды с 26 апреля 1986 г. по 21 сентября 2015 г. истец проживал в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме в <адрес> – на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако, при обращении в пенсионный орган за назначением досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, ему было отказано, ввиду отсутствия документального подтверждения проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.

По изложенным основаниям, Рыбаков В.А. просил суд установить факт его проживания в период с 26 апреля 1986 г. по 21 сентября 2015 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в <адрес>, признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года и обязать ответчика назначить и производить выплату трудовой пенсии по старости с 09 декабря 2019 г.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска, поскольку факт проживания Рыбакова В.А. на загрязненной территории в спорный период документально не подтвержден.

Оспаривает предоставление права на льготное пенсионное обеспечение на основе документов, выданных уполномоченными органами Республики Беларусь.

Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить истцу выплату пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.

Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии с примечанием к ст. 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1).

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В силу ст. 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г.№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

13 марта 1992 г. государства - участники Содружества Независимых Государств заключили Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, согласно ст. 11 которого необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Как видно из материалов дела, <дата> Рыбаков В.А., являясь гражданином Российской Федерации, обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.

Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от 19 декабря 2019 г. Рыбакову В.А. отказано в назначении пенсии по старости (л.д. 10).

Письмом УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от 23 декабря 2019 г. № истцу разъяснено, что отказ в назначении пенсии связан с отсутствием в законодательстве Российской Федерации возможности предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь, и подтверждающими право на льготы в соответствии с законодательством этих государств (л.д. 9).

Обращаясь в суд, Рыбаков В.А. ссылался на то, что с 26 апреля 1986 г. по 21 сентября 2015 г. он вместе со своей семьей проживал в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме в <адрес> <адрес>, относящейся к территории с льготным социально-экономическим статусом.Разрешая заявленные требования и, проверяя их обоснованность, судом установлено, что в спорный период Рыбаков В.А. постоянно проживал в <адрес>

Указанный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.

Так, согласно паспорту, выданному <дата> <...> Рыбаков В.А., <дата> года рождения, уроженец <адрес>, является гражданином <...>. С <дата> значится зарегистрированным по адресу: <адрес> (л.д. 11-12).

<дата> Рыбаков В.А. и ФИО11 зарегистрировали брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака № выданного <...> <дата> в <адрес> (л.д. 15).

В обоснование заявленных требований Рыбаков В.А. ссылается на то, что с 18 сентября 1979 г. по 16 ноября 2012 г. проживал по адресу: <адрес>, территория которого относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем (зоне с льготным социально-экономическим статусом).

Так, в период с 1984 г. по 26 июня 1990 г. истец обучался в <...>, что подтверждается копией диплома (л.д. 21).

Согласно трудовой книжке 08 сентября 1979 г. Рыбаков В.А. принят на работу на должность <...> 05 июля 1982 г. уволен по собственному желанию. 21 июля 1982 г. истец был принят <...> 18 августа 1989 г. уволен по собственному желанию. 15 января 1990 г. принят на работу <...> 09 октября 1998 г. уволен по собственному желанию. 12 октября 1998 г. принят на работу на должность <...> 30 июля 1999 г. уволен по собственному желание. 08 сентября 1999 г. принят на работу <...>, 31 октября 2005 г. уволен по соглашению сторон (л.д. 23-43).

Из справки от 15 июля 2020 г. №, выданной <...>, следует, что в период с 18 сентября 1979 г. по 16 ноября 2012 г. Рыбаков В.А. проживал по адресу: <адрес> (л.д.7).

В названной справке также указано, что согласно ст. 6 Закона <...> от 26 мая 2012 г. № 385-3 «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлений Совета Министров РБ № 328 от 01 июня 1992 г., № 116 от 19 февраля 1996 г., № 1076 от 08 августа 2002 г., № 1623 от 23 декабря 2004 г., № 132 от 01 февраля 2010 г., № 9 от 11 января 2016 г. (Об утверждении перечня территорий населенных пунктов и других объектов, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения) <адрес> в период с 26 апреля 1986 г. по настоящее время включительно входит в зону с загрязнением почвы цезием-137 от 37 до 185 кБк/кв.м (от 1 до 5 Ки/кв.км), или стронцием-90 от 5,55 до 18,5 кБк/кв.м (от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км), или плутонием-238,239,240 от 0,37 до 0,74 кБк/кв.м (от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв, что соответствует зоне проживания с периодическим радиационным контролем.

Факт регистрации и проживания истца в спорный период по указанному адресу подтверждается также справкой о месте жительства, выданной начальником РСЦ от 09 января 2020 г. № (л.д. 8).

Аналогичные сведения содержатся в выписке из медицинских документов от 24 января 2020 г. № <...> № <адрес>», из которой следует, что Рыбаков В.А., <дата> года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, в период с 1977 г. по 2012 г. находился под наблюдением <...> (л.д. 13).

Кроме того, 28 мая 2015 г. администрацией <адрес> Рыбакову В.А., выдано удостоверение №, в котором указано, что предъявитель удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством Республики Беларусь для лиц, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 22).

Сыновья истца обучались в общеобразовательной школе № <адрес>, а именно сын ФИО12 закончил школу в 2003 г. (период обучения с 1987 г. по 2003 г.), а сын ФИО13 – в 2007 г. (период обучения с 1991 г. по 2009 г.), что подтверждается копиями свидетельств об общем базовом и среднем образовании (л.д. 16, 17, 18, 19, 20), а также справками выданными ГУО «Гимназия № <адрес> имени ФИО7» от <дата> № и № (л.д. 61).

По информации Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области от <дата> №Д/З-4-2782, следует, что согласно Постановлению Совета Министров <...> от <дата> №, <адрес> «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» <адрес> Республики Беларусь в соответствии с законом Российской Федерации от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 66, 67-68).

Согласно свидетельству о государственной регистрации от <дата>, Рыбаков В.А. является правообладателем капитального строения (здание одноквартирного жилого дома) расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 14).

Установив, что Рыбаков В.А. в период 26 апреля 1986 г. по 30 июля 1999 г. проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за ним права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на три года.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Рыбаков В.А., так как его проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период документально не подтверждено, являются несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на граждан, проживавших в <адрес> Закон Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 не распространяется, являются ошибочными, поскольку положения ст. 49 указанного закона гарантируют меры социальной поддержки и гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и участникам ликвидации, которые переселились с территории Украины, Республики Беларусь и других государств.

Ошибочными является и довод жалобы ответчика о том, что пенсия истцу подлежит назначению не ранее, чем с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.

Право Рыбакова В.А., <дата> года рождения, на досрочную пенсию по старости, с учетом снижения возраста выхода на пенсию на три года, возникло по достижении возраста 57 лет, то есть с <дата>

Истец обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости <дата>

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования истца и возложил на ответчика обязанность назначить Рыбакову В.А. досрочную пенсию по старости с <дата>, то есть с даты обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 11 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

РЎСѓРґСЊСЏ Ендовицкая Р•.Р’.                          Дело в„– 33-1695/2020

в„– 2-774/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2020 Рі.                                         Рі. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Должикова С.С.,

судей Коротченковой И.И., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Гороховой А.В.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Рыбакова Виталия Александровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 11 июня 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалевой Н.Л., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Рыбаков В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование требований указал, что в периоды с 26 апреля 1986 г. по 21 сентября 2015 г. истец проживал в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме в <адрес> – на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако, при обращении в пенсионный орган за назначением досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, ему было отказано, ввиду отсутствия документального подтверждения проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.

По изложенным основаниям, Рыбаков В.А. просил суд установить факт его проживания в период с 26 апреля 1986 г. по 21 сентября 2015 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в <адрес>, признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года и обязать ответчика назначить и производить выплату трудовой пенсии по старости с 09 декабря 2019 г.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска, поскольку факт проживания Рыбакова В.А. на загрязненной территории в спорный период документально не подтвержден.

Оспаривает предоставление права на льготное пенсионное обеспечение на основе документов, выданных уполномоченными органами Республики Беларусь.

Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить истцу выплату пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.

Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии с примечанием к ст. 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1).

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В силу ст. 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г.№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

13 марта 1992 г. государства - участники Содружества Независимых Государств заключили Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, согласно ст. 11 которого необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Как видно из материалов дела, <дата> Рыбаков В.А., являясь гражданином Российской Федерации, обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.

Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от 19 декабря 2019 г. Рыбакову В.А. отказано в назначении пенсии по старости (л.д. 10).

Письмом УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от 23 декабря 2019 г. № истцу разъяснено, что отказ в назначении пенсии связан с отсутствием в законодательстве Российской Федерации возможности предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь, и подтверждающими право на льготы в соответствии с законодательством этих государств (л.д. 9).

Обращаясь в суд, Рыбаков В.А. ссылался на то, что с 26 апреля 1986 г. по 21 сентября 2015 г. он вместе со своей семьей проживал в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме в <адрес> <адрес>, относящейся к территории с льготным социально-экономическим статусом.Разрешая заявленные требования и, проверяя их обоснованность, судом установлено, что в спорный период Рыбаков В.А. постоянно проживал в <адрес>

Указанный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.

Так, согласно паспорту, выданному <дата> <...> Рыбаков В.А., <дата> года рождения, уроженец <адрес>, является гражданином <...>. С <дата> значится зарегистрированным по адресу: <адрес> (л.д. 11-12).

<дата> Рыбаков В.А. и ФИО11 зарегистрировали брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака № выданного <...> <дата> в <адрес> (л.д. 15).

В обоснование заявленных требований Рыбаков В.А. ссылается на то, что с 18 сентября 1979 г. по 16 ноября 2012 г. проживал по адресу: <адрес>, территория которого относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем (зоне с льготным социально-экономическим статусом).

Так, в период с 1984 г. по 26 июня 1990 г. истец обучался в <...>, что подтверждается копией диплома (л.д. 21).

Согласно трудовой книжке 08 сентября 1979 г. Рыбаков В.А. принят на работу на должность <...> 05 июля 1982 г. уволен по собственному желанию. 21 июля 1982 г. истец был принят <...> 18 августа 1989 г. уволен по собственному желанию. 15 января 1990 г. принят на работу <...> 09 октября 1998 г. уволен по собственному желанию. 12 октября 1998 г. принят на работу на должность <...> 30 июля 1999 г. уволен по собственному желание. 08 сентября 1999 г. принят на работу <...>, 31 октября 2005 г. уволен по соглашению сторон (л.д. 23-43).

Из справки от 15 июля 2020 г. №, выданной <...>, следует, что в период с 18 сентября 1979 г. по 16 ноября 2012 г. Рыбаков В.А. проживал по адресу: <адрес> (л.д.7).

В названной справке также указано, что согласно ст. 6 Закона <...> от 26 мая 2012 г. № 385-3 «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлений Совета Министров РБ № 328 от 01 июня 1992 г., № 116 от 19 февраля 1996 г., № 1076 от 08 августа 2002 г., № 1623 от 23 декабря 2004 г., № 132 от 01 февраля 2010 г., № 9 от 11 января 2016 г. (Об утверждении перечня территорий населенных пунктов и других объектов, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения) <адрес> в период с 26 апреля 1986 г. по настоящее время включительно входит в зону с загрязнением почвы цезием-137 от 37 до 185 кБк/кв.м (от 1 до 5 Ки/кв.км), или стронцием-90 от 5,55 до 18,5 кБк/кв.м (от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км), или плутонием-238,239,240 от 0,37 до 0,74 кБк/кв.м (от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв, что соответствует зоне проживания с периодическим радиационным контролем.

Факт регистрации и проживания истца в спорный период по указанному адресу подтверждается также справкой о месте жительства, выданной начальником РСЦ от 09 января 2020 г. № (л.д. 8).

Аналогичные сведения содержатся в выписке из медицинских документов от 24 января 2020 г. № <...> № <адрес>», из которой следует, что Рыбаков В.А., <дата> года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, в период с 1977 г. по 2012 г. находился под наблюдением <...> (л.д. 13).

Кроме того, 28 мая 2015 г. администрацией <адрес> Рыбакову В.А., выдано удостоверение №, в котором указано, что предъявитель удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством Республики Беларусь для лиц, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 22).

Сыновья истца обучались в общеобразовательной школе № <адрес>, а именно сын ФИО12 закончил школу в 2003 г. (период обучения с 1987 г. по 2003 г.), а сын ФИО13 – в 2007 г. (период обучения с 1991 г. по 2009 г.), что подтверждается копиями свидетельств об общем базовом и среднем образовании (л.д. 16, 17, 18, 19, 20), а также справками выданными ГУО «Гимназия № <адрес> имени ФИО7» от <дата> № и № (л.д. 61).

По информации Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области от <дата> №Д/З-4-2782, следует, что согласно Постановлению Совета Министров <...> от <дата> №, <адрес> «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» <адрес> Республики Беларусь в соответствии с законом Российской Федерации от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 66, 67-68).

Согласно свидетельству о государственной регистрации от <дата>, Рыбаков В.А. является правообладателем капитального строения (здание одноквартирного жилого дома) расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 14).

Установив, что Рыбаков В.А. в период 26 апреля 1986 г. по 30 июля 1999 г. проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за ним права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на три года.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Рыбаков В.А., так как его проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период документально не подтверждено, являются несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на граждан, проживавших в <адрес> Закон Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 не распространяется, являются ошибочными, поскольку положения ст. 49 указанного закона гарантируют меры социальной поддержки и гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и участникам ликвидации, которые переселились с территории Украины, Республики Беларусь и других государств.

Ошибочными является и довод жалобы ответчика о том, что пенсия истцу подлежит назначению не ранее, чем с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.

Право Рыбакова В.А., <дата> года рождения, на досрочную пенсию по старости, с учетом снижения возраста выхода на пенсию на три года, возникло по достижении возраста 57 лет, то есть с <дата>

Истец обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости <дата>

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования истца и возложил на ответчика обязанность назначить Рыбакову В.А. досрочную пенсию по старости с <дата>, то есть с даты обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 11 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

1версия для печати

33-1695/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Рыбаков Виталий Александрович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Хомякова Марианна Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
27.07.2020Передача дела судье
12.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее