копия
Дело № 2-561/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2015 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Торгашиной Е.Н.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
представителя ответчика – Администрации городского округа <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре судебного заседания Нечаевой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести государственный учет воинского захоронения, составить паспорт захоронения, установить охранную зону объекта культурного наследия и зону охраняемого ландшафта вблизи воинского захоронения «Павшим за власть Советов»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в порядке, установленном ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в Карпинский городской суд <адрес> с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести государственный учет воинского захоронения, составить паспорт захоронения, установить охранную зону объекта культурного наследия и зону охраняемого ландшафта вблизи воинского захоронения «Павшим за власть Советов», указав, что проверкой установлено, что на территории ГО <адрес> имеется воинское захоронение «Павшим за власть Советов» (памятник-надгробие), находящееся в <адрес>. Однако ответчиком не осуществлен государственный учет указанного захоронения, не составлен паспорт на захоронение. Отсутствие государственного учета влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по сохранению, использованию и популяризации памятников истории и культуры, возможность утраты физической целостности объекта, нарушение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям.
В связи с чем просит признать бездействия ответчика незаконными, возложить на ответчика обязанность произвести государственный учет воинского захоронения «Павшим за власть Советов» (памятник-надгробие), находящееся в <адрес>, составить паспорт захоронения, установить охранную зону объекта культурного наследия и зону охраняемого ландшафта вблизи воинского захоронения «Павшим за власть Советов».
Помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, и, уточнив их, просит признать бездействие Администрации ГО <адрес> по осуществлению государственной регистрации воинского захоронения «Павшим за власть Советов», составлении паспорта захоронения и по неустановлению охранной зоны воинского захоронения «Павшим за власть Советов», незаконным. Обязать Администрацию городского округа <адрес> надлежащим образом произвести государственный учет воинского захоронения «Павшим за власть Советов» (памятник – надгробие), находящегося в <адрес> в городе <адрес> по <адрес>, составить паспорт захоронения, установить охранную зону воинского захоронения «Павшим за власть Советов».
Представитель ответчика – Администрации ГО <адрес> ФИО4 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве, согласно которого героев гражданской войны нельзя относить с защитникам Отечества, поскольку гражданская война являлась острой формой классовой борьбы, вооруженной борьбы за власть между классами, социальными группами. В ходе гражданской войны решался вопрос о государственной власти в России, а при защите Отечества граждане охраняли, обороняли свое государство, свою страну, свою Родину от нападения извне. В связи с чем, считают, что Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» не распространяется на граждан, погибших в ходе гражданской войны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв, согласно которому мнения по иску не имеет, поскольку Военный комиссариат <адрес> не имеет компетенции и полномочий по государственному учету воинских захоронений, а также по установлению охранной зоны объекта культурного наследия и зоны охраняемого ландшафта вблизи соответствующего объекта.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании показала, что она работает директором городского архива. На 1967 год он училась в школе. Она помнит, что был митинг по поводу того, что в <адрес> было перезахоронение останков красноармейцев, братские могилы которых были на <адрес> месте их перезахоронения был установлен памятник «Павшим за власть Советов».
В последующем ежегодно ходили к памятнику, делали приборку у памятника, почитали, поскольку это герои гражданской войны.
Свидетель ФИО6. в судебном заседании показал, что он родился в 1927 году в городе <адрес> года он жил в городе <адрес>, работал на Рудоремонтром заводе, был заместителем главного инженера. ДД.ММ.ГГГГ был открыт памятник «Павшим за власть Советов». Как ему известно, под этим памятников перезахоронены останки красноармейцев, расстрелянных в годы гражданской войны, останки были из 2-х братских могил. Одна могила располагалась возле сухой речки, вторая могила – где раньше была школа №. Общее перезахоронение было сделано с целью сохранения памяти о погибших людях и поклонения им в одном месте.
Свидетель ФИО7. в судебном заседании показала, что она работает директором краеведческого музея <адрес>. В музее имеется газетная заметка от ДД.ММ.ГГГГ об открытии памятника «Павшим за власть Советов» в городском парке. Открытие памятника было торжественным, прошел митинг по этому поводу. Из заметки следует, что под памятником погребены останки красноармейцев из двух братских могил, которые были расстреляны во времена гражданской войны. Останки были извлечены из двух могил, одна у сухой речки – останки 5 человек, вторая у машиностроительного завода – останки 4 человек.
Суд, заслушав помощника прокурора <адрес> ФИО3, представителя ответчика, свидетелей, рассмотрев письменные материалы гражданского дела, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ко дню празднования 50-летия Советской власти Исполнительным комитетом <адрес> Совета депутатов трудящихся было принято решение № о переносе останков братских могил героев города, павших в период гражданской войны в одну общую братскую могилу и установке памятника «Павшим за власть Советов» в <адрес>
Постановлением Бюро <адрес> ГК КПСС и исполкома городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ решено для увековечения памяти павших в борьбе за Советскую власть открыть в <адрес> во вновь строящемся городском парке памятник с установлением скульптуры, изображающей солдата-воина, выполненной из чугуна (скульптор ФИО8) перенести и захоронить у вновь сооруженного памятника останки из ныне существующих двух братских могил, находящихся у здания бывшей школы № и в районе питомника. В ознаменовании дня открытия памятника ДД.ММ.ГГГГ, в канун знаменательной даты 50-летия Великого Октября провести общегородской митинг трудящихся.
Решение Исполкома городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № было исполнено. Согласно сведениям директора Краеведческого музея памятник открыт ДД.ММ.ГГГГ в канун 50-летия Советской власти. Накануне в парк были перенесены останки героев гражданской войны из двух братских могил: из района мехлесхоза по <адрес> (<адрес> где были расстреляны и похоронены ДД.ММ.ГГГГ пять красноармейцев, из района машиностроительного завода (в 1918 году механические мастерские) по <адрес>, где были захоронены в 1919-1924 года красногвардейцы, умершие от ран, полученных в боях гражданкой войны – 4 человека. По случаю открытия памятника состоялся митинг.
Согласно ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов.
Согласно статье 11 указанного Закона органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.
Из Преамбулы к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В статье 4 указанного Закона предусмотрено, что объекты культурного наследия регионального значения представляют собой объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации, объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Согласно ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, помимо прочего, и разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия,
требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 34 указанного Закона).
В п. 4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Согласно ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 6 Устава городского округа <адрес> к вопросам местного значения городского округа отнесена охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.
В силу ст. 31 Устава ГО <адрес> к полномочиям Администрации ГО <адрес> относится охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.
К доводам ответчика Администрации ГО Карпинск о том, солдаты красноармейцы, погибшие в годы Гражданской войны, не относятся к защитникам Отечества, суд относится критически, считает их несоответствующими историческим понятиям, сложившимся в отношении указанного периода в истории России.
На основании запроса суда из Института истории и археологии Уральского отделения Российской Академии наук было получено научно-историческое заключение, из содержания которого следует, что понятие «Отечество» объединяет культурное пространство и социальную общность. Отечество в широком смысле слова – страна, в которой человек родился и с которой его связывают многочисленные социальные и культурные связи, в узком смысле Отечество - страна, гражданином которой является человек. Непринятие существующей в стране политической власти, типа государственного устройства, не означает отрицание Отечества. Иногда разность политических взглядов. Их неприятие могут перерастать в конфликт, острой фазой которого становится Гражданская война. У соотечественников могут быть разные политические взгляды, позиции, но в случае внешней угрозы Отечеству они готовы совместно встать на его защиту от внешнего врага.
Защитник Отечества - образное выражение, первое и основное значение которого – солдат или офицер регулярных Вооруженных Сил страны. Так государственный праздник «День защитника Отечества», назывался ранее «День Красной армии и флота», «День Советской армии и флота». Соответственно защита Отечества заключается, прежде всего, в надлежащем выполнении гражданином страны своего воинского долга, а именно: гражданин не уклонился от воинского призыва, не дезертировал из рядов Вооруженных Сил, не запятнал себя военными преступлениями во время несения воинской службы, не сдался добровольно в плен во время боевых действий.
Российская Федерация официально является правопреемницей СССР/РСФСР, поэтому к людям, служившим в годы Гражданской войны в Красной армии, необходимо относиться как к защитникам Отечества.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, красноармейцы, погибшие в годы Гражданской войны, перезахороненные из двух братских могил: из района мехлесхоза по <адрес> (<адрес>), где были расстреляны и похоронены ДД.ММ.ГГГГ пять красноармейцев, из района машиностроительного завода (в 1918 году механические мастерские) по <адрес>, где были захоронены в 1919-1924 года красногвардейцы, умершие от ран, полученных в боях гражданкой войны – 4 человека, являются защитниками Отчества. Следовательно, место их захоронения с установленным на нем памятником «Павшим за власть Советов» подлежит признанию в качестве воинского захоронения.
В апреле 1918 в Екатеринбурге прошел 2-й съезд военных комиссаров <адрес>, который постановил, что формируемая Красная армия состоит из кадровых частей и резервистов, переименовал отряды Красной гвардии в резерв Красной армии. Таким образом, Красная гвардия была институционализирована и стала составной частью Красной армии.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести государственный учет воинского захоронения, составить паспорт захоронения, установить охранную зону объекта культурного наследия и зону охраняемого ландшафта вблизи воинского захоронения «Павшим за власть Советов».
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░ ░░░░░: