Решение по делу № 33а-1744/2020 от 18.05.2020

Дело №2а-117/2020; 33а- 1744/2020

Судья Ермакова А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 15 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Баранова В.В.,

судей : Корнеевой А.Е., Ледовских И.В.,

при секретаре Дрожжиной В.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оленич Ларисы Витальевны, Масюковой Лидии Тимофеевны о признании незаконным отказа администрации города Тамбова в установлении границ земельного участка,

по апелляционной жалобе администрации города Тамбова на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30 января 2020 г.

Заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е. судебная коллегия,

установил:

Оленич Л.В. и Масюкова Л.Т. обратились в суд с иском к администрации г. Тамбова с учетом уточнений требований о признании незаконным отказа администрации г. Тамбова, выраженного в письме от 22 апреля 2019 года № ***, в части формирования и установления границ земельного участка под многоквартирным домом *** г.Тамбова, с возложением обязанности повторно рассмотреть вопрос о формировании и установлении границ земельного участка под эти домом.

В обоснование заявленных требований указали, что Оленич Л.В. на праве собственности принадлежит квартира ***, а Масюковой Л.Т. принадлежит - квартира №*** в многоквартирном жилом дом № *** г. Тамбова.

Постановлением мэра города Тамбова от 21 февраля 2001 года «О предоставлении земельных участков муниципальному учреждению «Дирекция Единого заказчика» под жилые дома» за жилым домом *** г.Тамбова был закреплен земельный участок площадью 520,2 кв.м., при определении площади земельного участка использованы данные инвентарного учета здания по внешнему обмеру.

Постановлением администрации г. Тамбова от 4 апреля 2008 года указанное постановление было признано утратившим силу.

В мае 2018 г. жильцы дома приняли решение о формировании земельного участка под принадлежащим им домовладением. С этой целью провели межевание, границы земельного участка в соответствии с межевым планом были установлены по фактическому пользованию на местности, площадь земельного участка составила 1020 кв.м.

19.03.2019 они обратились в администрацию г. Тамбова о формировании земельного участка под многоквартирным домом *** г.Тамбова площадью 1020 кв.м.. На данное обращение они получили письмо от 22 апреля 2019 года № *** с отказом, и указанием на то, что земельный участок площадью 520,2 кв.м. под многоквартирным домом поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный с видом разрешенного использования «под многоэтажную застройку». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, при этом в устанавливаемые границы земельного участка согласно плану ООО «Земля» включена территория, прилегающая к многоквартирному дому со стороны главного фасада многоквартирного дома, предназначенная для общего пользования неограниченного круга лиц, но не для обслуживания жилого дома. Построенные на этой территории гаражи удалены от дома на расстоянии от 4 до 6 м, тогда как по действующим нормам, стоянка автомобилей должна располагаться на расстоянии 10 и более метров от окон дома, в связи с чем территория застроенная гаражами с нарушением действующих норм не может быть отнесена к придомовой территории.

Полагают, что данный отказ незаконный и существенно нарушает их права и законные интересы, указав в административном иске, что жилой многоквартирный дом является постройкой *** года, возведен и сдан в эксплуатацию с печным отоплением, на прилегающей территории были возведены вспомогательные сооружения – деревянные хозяйственные постройки (сараи), которые были закреплены за квартирами и предназначались для хранения угля и дров, необходимых для отопления квартир. В процессе эксплуатации сараи неоднократно подвергались воздействию пожаров и в связи с этим постройки были заменены на металлические. Указанный порядок пользования земельным участком складывался на протяжении 60 лет.

Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30 января 2020 г. признан незаконным отказ администрации г. Тамбова, выраженный в письме от 22 апреля 2019 года № ***, в части формирования и установления границ земельного участка под многоквартирным домом *** г.Тамбова.

На администрацию г. Тамбова возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о формировании и установлении границ земельного участка под многоквартирным домом *** г.Тамбова.

С данным решением суда не согласилась администрация города Тамбова подав апелляционную жалобу о его отмене.

Ссылается на то, что земельный участок под многоквартирным домом поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования под «многоэтажную застройку» площадью 520 кв.м. При этом, какие- либо иные документы на отведение земельного участка в большем размере в материалах дела отсутствуют. Также обращает внимание на то, что часть собственников квартир, расположенных в этом многоквартирном доме, не согласна на увеличение земельного участка.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, выслушав представителя административного истца Оленич Л.В. – Стрекалова С.В., возражавшего против отмены решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова Тамбовской области является органом администрации города Тамбова Тамбовской области на основании Положения о Комитете, утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 30.01.2015 № ***.

Как следует из материалов дела Оленич Л.В. и Масюковой Л.Т. на праве собственности принадлежат квартиры *** соответственно, расположенные в многоквартирном жилом дом № *** г. Тамбова.

Постановлением мэра города Тамбова от 21 февраля 2001 года № *** «О предоставлении земельных участков муниципальному учреждению «Дирекция Единого заказчика» под жилые дома» за жилым домом *** г.Тамбова был закреплен земельный участок площадью 520,2 кв.м. С МУ «Дирекция Единого заказчика» заключен договор аренды земли.

На основании данного постановления сведения об этом земельном участке внесены в Оценочную опись от 29 марта 2006 года № ***, выданной и утвержденной Управлением Роснедвижимости по Тамбовской области в соответствии с которым сведения о земельном участке, площадью 520,2 кв.м., расположенном по адресу: г.Тамбов, ***, с разрешенным использованием «под многоэтажную застройку», внесены 29.04.2005 в Единый государственный реестр недвижимости с присвоением кадастрового номера ***. Данный земельный участок до настоящего времени включен ЕГРН и является «ранее учтенным» без сведений о местоположении границ земельного участка, что подтверждается ответом филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области от 20 декабря 2019 г. № ***.

Постановлением администрации г. Тамбова от 4 апреля 2008 года № *** «О прекращении права аренды земельных участков под многоквартирными домами» расторгнут договор аренды земельного участка муниципальной собственности в городе Тамбове № *** от 04.05.2001. Постановление от 21 февраля 2001 года № *** постановлено считать утратившим силу.

19 марта 2019 Оленич Л.В. обратилась в Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова Тамбовской области с заявлением об установлении границ земельного участка под многоквартирным домом *** г.Тамбова согласно плану границ земельного участка, выполненному ООО «Земля» площадью равной 1020 кв.м.

В Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова Тамбовской области ответе от 22 апреля 2019 года указано на то, что представленному плану в устанавливаемые границы земельного участка включена территория, прилегающая к многоквартирному дому № *** г. Тамбова со стороны главного фасада многоквартирного дома, предназначенная для общего пользования неограниченного круга лиц, но не для обслуживания жилого дома. С учетом обращений от жильцов данного дома о несогласии с включением территории под хозяйственными строениями в границах земельного участка, на котором расположен жилой дом № *** г. Тамбова. Указанные обращения являются дополнительным подтверждением обоснованности принятого комитетом решения об отказе в формировании земельного участка, с включением в его границы территории под хозяйственными строениями.

Предметом заявленных требований по настоящему делу явилась проверка законности данного отказа в формировании земельного участка.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая отказ в формировании земельного участка, выраженный в письме от 22.04.2019 незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что является недопустимым отказ административного ответчика по обращению одного из собственников помещений в многоквартирном доме в формировании земельного участка на котором расположен многоквартирный дом.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном применении нормы материального права.

По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, при этом земельный участок, на котором расположен данный дом, должен быть достаточным для размещения на нем элементов озеленения и благоустройства, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенных на указанном земельном участке объектов.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).

Действительно формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления в разумные сроки является их публичной обязанностью, от которой они не вправе произвольно отказаться, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П).

Вместе с тем, для признания незаконным оспариваемого решения необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решений нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решение не может быть признано незаконным (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В данном случае такая совокупность отсутствует, так как отказ в формировании земельного участка по представленным административными истцами документам не нарушает их права и свободы, поскольку земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный под многоквартирным домом, внесен в государственный кадастр недвижимости имеет статус "учтенного", с площадью 520 кв. м. без сведения о месте расположения границ данного участка. Более того признание оспариваемого отказа не приведет к восстановлению, как полагают административные истцы, нарушенных прав.

Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Так, согласно ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.

По смыслу положений ч. ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ земельного участка является обязательным, если в ходе кадастровых работ, в том числе на основании данных натурных обследований, установлено, что земельный участок является смежным, однако в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ такого смежного земельного участка в виде координат характерных точек его границ.

Статьей 22 данного закона предусмотрено, что необходимыми для кадастрового учета документами являются, в частности, межевой план, а также копия документа подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном законодательством порядке.

    Исходя из анализа приведенных положений закона для увеличения площади земельного участка и установлением границы необходимо предоставление межевого плана с имеющимся согласованием собственником смежных участков.

В данном случае при обращении в администрацию города Тамбова предоставленный административными истцами план границ, изготовленный ООО «Земля» от 28 мая 2018 г. с площадью 1020 кв.м. данным требованием не отвечает, так как при проведении межевания земельного участка, смежные границы не согласованы с собственником, от имени которого выступает Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации города Тамбова.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административными истцами избран ненадлежащий способ защиты для восстановления своего нарушенного права, ставя вопрос о признании незаконным отказа в формировании земельного участка площадью 1020 кв.м. при отсутствии согласия собственников смежных участков.

     Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила :

решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30 января 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Оленич Ларисы Витальевны, Масюковой Лидии Тимофеевны о признании незаконным отказа администрации г. Тамбова, выраженного в письме от 22 апреля 2019 года № ***, в части формирования и установления границ земельного участка под многоквартирным домом № *** г.Тамбова, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г. Тамбова.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1744/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Масюкова Лидия Тимофеевна
Оленич Лариса Витальевна
Ответчики
Администрация г.Тамбова Тамбовской области
Другие
Черникова Юлия Вячеславовна
Шароватов Егор Олегович
Черникова Ангелина Петровна
Швецоваа Любовь Николаевна
Глушков Вячеслав Григорьевич
Шароватов Олег Николаевич
Жукова Елена Николаевна
Строков Денис Михайлович
Демидова Анна Сергеевна
Шароватова Елена Владимировна
Демидов Иван Викторович
Мелехов Юрий Леонидович
МКУ Долговой центр
Строкова Екатерина Юрьевна
Канин Роман Игоревич
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области
Попов Руслан Николаевич
Косова Нина Мефодьевна
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Корнеева Альбина Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
18.05.2020Передача дела судье
15.06.2020Судебное заседание
08.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2020Передано в экспедицию
15.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее