№ 2-6432/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2021 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Маколовой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края к А2 о возложении обязанности,-
УСТАНОВИЛ:
Служба по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края обратилась в суд с иском к ответчику о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, требования мотивируют тем, что ответчик является собственником здания, расположенного по адресу: Х, стр. 1, которое в соответствии с приказам Министерства культуры РФ от 14.11.2014 года зарегистрировано в качестве объекта культурного наследия в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При проведении проверки истцом установлено, что ответчик не выполнил охранное обязательство в области сохранения, использования объекта культурного наследия, установленное актом технического состояния объекта от 14 января 2016 года. Просит обязать ответчика подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых», до 1817г., расположенного по адресу: Х, стр. У; выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых», до 1817г., расположенного по адресу: Х, стр. У, в соответствии с проектной документацией, ст. ст. 45, 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В судебном заседании представитель истца Горлевская Я.А., действующая на основании доверенности от 16 ноября 2020 года, исковые требования поддержала.
В судебном заседании ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку не все здание, расположенное по адресу: Х, является его собственностью, а лишь двухэтажное кирпичное нежилое здание «Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых», собственником двухэтажного кирпичного нежилого здания «Флигель усадьбы Ларионовых» является Ремизов В.В.
Суд, выслушав представителя истца и ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему:
В соответствии с п. 5 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с названным Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен (п. 10 ст. 16.1 Закона N 73-ФЗ).
В силу ст. 6 Закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях данного Закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии со ст.ст. 47.2 и 47.3 Закона N 73-ФЗ лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом N 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
В судебном заседании установлено, что решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 г. № 345 здание, расположенное по адресу: Х, стр. У, принято на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых», до 1817г.
Приказом Министерства культуры Красноярского края № 585 от 16 декабря 2013 года утвержден предмет охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных в г. Красноярске, в который входит «Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых, Х.» Х (адрес на момент принятия на государственную охрану: Х).
Данных о том, что указанный приказ был отменен либо признан недействующими, а здание исключено из перечня выявленных объектов культурного наследия материалы дела не содержат.
Согласно названному приказу № 585 от 16 декабря 2013 года предмет охраны культурного наследия регионального значения «Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых, д. 1817г.» Х имеет следующие особенности: жилой дом с воротами входит в комплекс усадьбы Ларионовых, в состав которого также входит каменный двухэтажный флигель; здание двухэтажное; мансардный этаж и кирпичная пристройка выполнены во время реконструкции 2007 года и предметом охраны не являются.
Приказом Министерства культуры РФ от 14.11.2014 № 1939 объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятником истории и культуры) народов РФ под номером 271410027890005.
Актом № 355 технического состояния объекта культурного наследия регионального значения от 14 января 2016 года установлена необходимость выполнить работы по сохранению объекта в соответствии и с заранее разработанной проектной документацией в срок до 16 июня 2016 года.
Согласно выписке из ЕГРН от 27 сентября 2021 года собственником здания по адресу: Х, является ответчик.
25 апреля 2016 года в адрес ответчика направлено обращение об охранном обязательстве, однако, при проведении мероприятий по контролю в отношении объекта культурного наследия 25 августа 2020 года установлено, что ответчиком работы по сохранению объекта культурного наследия по адресу: Х У, «Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых», до 1817г. не проводятся, имеется угроза разрушения конструкций здания, а именно на цоколе присутствуют отслоения штукатурного и покрасочного слоя, разрушение и загрязнение покрасочного слоя; по всему периметру здания на фасадах (наружная отделка стен) зафиксировано множество наклонных и вертикальных волосяных трещин, присутствуют отслоения штукатурного и покрасочного слоя, шелушение и загрязнение покрасочного слоя; часть северного фасада окрашена в другой тон колера, отличный от основного фасада; на северном фасаде по углам водосточная система выполнена без понижения до уровня земли (заканчивается на уровне около полутора метров от земли) в результате чего происходит попадание атмосферных осадков на углы здания, разрушение кирпичной кладки, разрушен штукатурный и покрасочный слой, углы здания поросли мелкой моховой растительностью, травой; оконные проемы выполнены из ПВХ профилей, в одном из оконный проемов на первом этаже разбито остекление; в оконных нишах происходит деструкция раствора в верхней его части (разрушение, высыпание); на водосточных трубах присутствует шелушение и отслоение покрасочного слоя; ворота и ограждение по обоим сторонам здания имеют следу разрушения кирпичной кладки, трещины, отслоение штукатурного и покрасочного слоя, шелушение и загрязнение покрасочного слоя.
Порядок проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регламентирован ст. 45 Закона N 73-ФЗ, согласно которому работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).
Документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия, являются объектом историко-культурной экспертизы (ст. 30 Закона N 73-ФЗ).
В заключении экспертизы указывается однозначный понятный вывод о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия (п.п. 19 - 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569).
В соответствии с п. 3 Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.06.2015 N 1749, для согласования проектной документации органу охраны объектов культурного наследия предоставляется исключительно положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации.
С учетом вышеназванных нормативных положений невозможность проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия может быть установлена только по результатам историко-культурной экспертизы проектной документации.
В соответствии со ст. 16.1 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ выявление и государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 названного Федерального закона, возлагается на региональные органы охраны объектов культурного наследия и муниципальные органы охраны объектов культурного наследия.
Доводы ответчика о том, что исполнить обязанность в части сохранения объекта культурного наследия невозможно, поскольку он уже не существует, так как был реконструирован и площадь нежилого здания стала составлять 877 кв.м., а не 218,9 кв.м., являются несостоятельными, поскольку право собственности на объект культурного наследия ответчика подтверждается выпиской из ЕГРН от 27 сентября 2021 года, в которой содержатся сведения об обременении объекта с учетом охранного обязательства.
Кроме того, суд учитывает, что объектом культурного наследия являются не все помещения по адресу: Х, а его отдельные элементы, поименованные в приказе № 585 от 16 декабря 2013 года, а также, что по настоящее время объект культурного наследия не исключен из реестра объектов культурного наследия и ответчиком доказательств того, что он утрачен, в материалы дела не представлено.
Поскольку факт ненадлежащего технического состояния объекта культурного наследия подтвержден материалами дела, в связи с чем суд находит требования Службы по государственной охране объектов культурного наследования Красноярского края подлежащими удовлетворению.
В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что исковые требования удовлетворены, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина а размере 6000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Возложить на А2, 00.00.0000 года года рождения, обязанность в течение 12 месяцев с даты вступления решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре:
- подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых», до 1817г., расположенного по адресу: Х;
- выполнить в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых», до 1817г., расположенного по адресу: Х 1.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено и подписано председательствующим 03 ноября 2021 года
Копия верна
Судья Кирсанова Т.Б.