10RS0008-01-2019-001334-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2020 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-53/2020 по иску Гиб Татьяны Григорьевны к Администрации Медвежьегорского городского поселения, Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» о признании права собственности на хозяйственные постройки,
установил:
Гиб Т.Г. обратилась в суд по тем основаниям, что является собственником земельного участка с к.н. №, расположенного по адресу <адрес>. Напротив указанного земельного участка находятся хозяйственные постройки – сараи для хранения дров и инструментов, которые были возведены при жизни родителей истца в 1955 году. Истец указывает, что открыто, добросовестно и непрерывно владеет на протяжении более 40 лет указанными хозяйственными постройками. Просит суд признать за ней право собственности на хозяйственные постройки, расположенные напротив земельного участка с к.н. №.
В судебном заседании истец Гиб Т.Г. требование по изложенным основаниям поддержала.
Представитель ответчиков Администрации Медвежьегорского городского поселения, Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве заявляет о согласии с иском.
Представители третьих лиц Министерства имущественных и земельных отношений РК и Управления Росреестра по РК не явились, извещены, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, разрешение требований оставили на усмотрение суда.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.
Заслушав объяснения истца, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться предусмотренными законом способами, в том числе путем признания права.
Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, при рассмотрении споров о признании права собственности на самовольную постройку необходимо учитывать, что действующее законодательство разграничивает основания возникновения права собственности в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ) и в связи с осуществлением самовольного строительства (ст. 222 ГК РФ).
Как указано в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу ст. ст. 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, в том числе расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке, поскольку в подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность застройщика, так как, осуществляя самовольное строительство, лицо должно было осознавать отсутствие у него оснований для возникновения права собственности. Тогда как лишь совокупность всех перечисленных в ст. 234 ГК РФ условий (добросовестность, открытость и непрерывность владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет) является основанием для приобретения права собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
Как следует из материалов дела, Гиб Татьяна Григорьевна является собственником индивидуального жилого дома, 1954 года возведения, с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, и земельного участка площадью 1200 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по данному адресу.
31.01.2018 Гиб Т.Г. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность под хозяйственные постройки для хранения дров и инструментов, получила отказ, поскольку не представила доказательства принадлежности ей данных построек.
Испрашиваемый истцом земельный участок под спорными постройками расположен на территории Медвежьегорского городского поселения, в территориальной зоне «Ж-3. Зона застройки индивидуальными жилыми домами».
Как следует из составленной кадастровым инженером Карбелайнен Ю.Р. схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, испрашиваемый истцом земельный участок отделен проездом от находящегося в собственности истца земельного участка с к.н. №, находится напротив дома истца, имеет площадь 250 кв.м.
Из представленных МКУ «Медвежьегорский районный архив» документов следует, что 17.08.1953 г. между Исполкомом Медвежьегорского городского Совета депутатов трудящихся и Исаковым К.К. был заключен договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности по <адрес>. Согласно выписке из решения исполкома Медвежьегорского городского Совета депутатов трудящихся от 27.05.1959 г., Исакову К.К. был отведен земельный участок по <адрес>, этим же решением постановлено Исакову К.К. своими силами спланировать проезд к дому.
Согласно справке Администрации Медвежьегорского городского поселения от 26.01.2018 № 162, Гиб Т.Г. является владельцем хозяйственных построек, расположенных напротив земельного участка с кадастровым номером №, возведенных в 1955 году.
Вступившим в законную силу решением Медвежьегорского районного суда РК от 03.06.2016 по делу № 2-427/2016 установлено, что Гиб Т.Г. является внучкой Исакова К.К., Исаковым К.К. был возведен жилой дом по адресу <адрес>, который Гиб Т.Г. унаследован.
Свидетель Гиб В.В. показал суду, что площадь и местоположение отведенного под строительство жилого дома земельного участка не позволяли устройство на нем сараев для хранения дров. Дом по адресу <адрес> является неблагоустроенным, с печным отоплением. С разрешения городской администрации дед истца построил сараи напротив дома, самостоятельно устраивал проезд к дому. Споров в отношении земельного участка, на котором расположены сараи, нет, никто на данный участок не претендует. С 1950-ых годов сараи используются для хранения дров и инструментов, истец намерена узаконить пользование земельным участком под сараями. Каких-либо предписаний на снос сараев за все время их существования не выносилось.
Свидетель Еремина О.В. показала суду, что сараи используются поколениями семьи истца, были построены одновременно с домом, предназначены для хранения дров и инструментов, споров в отношении земельного участка, на котором расположены сараи, нет.
Исследованные доказательства в их совокупности позволяют прийти к выводу, что спорные сараи, по сути, относятся к домовладению истца, возведены в 1955 г., предназначены для хранения дров, поскольку дом истца является неблагоустроенным. Возведение сараев напротив дома истца связано с необходимостью устройства проезда к дому, особенностями ландшафта, было согласовано с исполкомом городского совета. При установленных обстоятельствах, не имеется оснований полагать, что истец и её предшественники пользовались земельным участком под сараями незаконно, соответственно, не имеется оснований считать спорные сараи самовольной постройкой, возведенными незаконно. Поскольку лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является, а ответчики не оспаривают право собственности истца, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать право собственности Гиб Татьяны Григорьевны на хозяйственные постройки 1955 года возведения, расположенные в г. Медвежьегорске Республики Карелия напротив земельного участка с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Л.А. Ерохова
Решение в окончательной форме составлено 11 февраля 2020 года