Дело № 12-29/2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Кинешма 14 февраля 2019 года
Судья Кинешемского городского суда Ивановской области Разуваев Г.Л.,
с участием Косогорова А.В., начальника Кинешемского РОСП Управления ФССП по Ивановской области Мельниковой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Косогорова А.В. на постановление начальника Кинешемского РОСП Управления ФССП по Ивановской области Мельниковой Л.С. от 14 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Кинешемского РОСП Управления ФССП по Ивановской области от 14 июня 2018 года Косогоров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, за которое ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Косогоров А.В. обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с жалобой на указанное постановление о назначении административного наказания, мотивируя тем, что при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела 14.06.2018 года были допущены существенные нарушения; кроме того полагал, что состава правонарушения в его действиях не имеется, просит признать постановление незаконным и отменить, производство по делу прекратить.
В ходе судебного заседания Косогоров А.В. полностью поддержал жалобу по указанным в ней основаниям.
Начальник Кинешемского РОСП УФССП России по Ивановской области Мельникова Л.С. просила отказать в удовлетворении жалобы и оставить постановление без изменения, полагала, что Косогоров А.В. был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола – уведомлением от 30.05.2018 года; рассмотрения дела 14.06.2018 года почтовым извещением.
Ходатайства №2 и №3 о запросе в Кинешемском РОСП документов оставлены без рассмотрения, в связи с тем, что Косогоров А.В. в судебном заседании отказался от поддержания данных ходатайств.
Рассмотрев жалобу, заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему:
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении № 283 в отношении Косогорова А.В. был составлен 31 мая 2018 года судебным приставом исполнителем Кинешемского РОСП УФССП России по Ивановской области Трошиной О.В. в отсутствие правонарушителя.
В представленных материалах дела об административном правонарушении имеется акт от 30 мая 2018 года о том, что на основании исполнительного листа № 2, выданного Кинешемским городским судом Ивановской области 21 сентября 2011 года, 30 мая 2018 года с 15 часов 00 минут до 15 часов 10 минут судебный пристав исполнитель в присутствии понятых попыталась вручить Косогорову А.В. документы, в том числе, требование о предоставлении 31 мая 2018 года в 11 часов доступа по адресу: <адрес>, для проверки имущественного положения; уведомление о последствиях неисполнения указанного законного требования судебного пристава исполнителя в виде возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, и возможности ознакомления с протоколом об административном правонарушения в помещении Кинешемского РОСП 01 июня 2018 года в 14 часов 00 минут. Косогоров А.В. принимать указанные документы отказался, их содержание зачитано вслух.
Из уведомления от 30.05.2018 года составленного Трошиной О.В. следует, что Косогорову А.В. разъяснена возможность решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в случае неисполнения требования о предоставлении доступа в жилое помещение, для ознакомления с протоколом об административном правонарушении приглашался Косогоров А.В. 01.06.2018 года, сведений о том, что Косогоров А.В. извещался должностным лицом о составлении протокола об административном правонарушении 31.05.2018 года уведомление не содержит.
Также в представленных материалах дела об административном правонарушении имеется акт от 31 мая 2018 года о том, что 31 мая 2018 года Косогоров А.В. доступ по месту проживания адресу: <адрес>, для проверки имущественного положения не предоставил.
В связи с чем, 31 мая 2018 года судебным приставом исполнителем Кинешемского РОСП УФССП России по Ивановской области Трошиной О.В. в отношении Косогорова А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ.
31 мая 2018 года начальником Кинешемского РОСП УФССП России по Ивановской области Мельниковой Л.С. вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении – 14 июня 2018 года в 14 часов 00 минут в помещении Кинешемского РОСП.
Копия протокола об административном правонарушении и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, направлены Косогорову А.В. по месту жительства заказным письмом.
Из отчета об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором № следует, что данное почтовое отправление Косогоровым А.В. получено не было и возвращено отправителю по истечении срока хранения 05 июля 2018 года.
Таким образом, на момент составление протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, сведений о надлежащем извещении Косогорова А.В. у должностного лица не имелось.
Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вмененного ему правонарушения.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Как следует из п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены неправильно судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимыми доказательствами по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на постановление принятое по делу.
Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований КоАП РФ и является недопустимым доказательством, выводы о наличии в действиях Косогорова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, являлись бы преждевременными.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление, принимается решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление начальника Кинешемского РОСП Управления ФССП по Ивановской области от 14 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника Кинешемского РОСП Управления ФССП по Ивановской области Мельниковой Л.С. от 14 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ в отношении Косогорова А.В. - отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалобу Косогорова А.В.- удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Разуваев Г.Л.