РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2022 года адрес
Черемушкинский районный суд адрес в составе судьи Ивакиной Н.И., с участием помощника прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-945/22 по административному иску Панферова *к Швец*, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – муниципального адрес об отмене регистрации кандидата,
установил:
Панферов В.П. обратился в суд с административным иском к Швец Т.В., Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – муниципального адрес об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу № 3 Швец*, зарегистрированной решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 21.07.2022 № 8/6
В обоснование своих требований истец указал, что решением Совета депутатов муниципального адрес от 14 июня 2022 года № 56/2 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес на 11 сентября 2022 года. Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – муниципального адрес от 21.07.2022 № 8/6 Швец *зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу № 3. Административный истец также является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, что и Швец Т.В. (решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – муниципального адрес от 21 июля 2022 года № 8/19). Истец считает, что регистрация Швец Т.В. была произведена в отсутствие достаточных к тому законных оснований и подлежит безусловной отмене. Так, 31.08.2022 административный истец ознакомился с опубликованными 31.08.2021 для неопределенно широкого круга лица в сетевом электронном периодическом издании (электронном СМИ) «КРАСНАЯ МОСКВА» постановлением Пленума Комитета Московского городского отделения Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты от 02.07.2022 и решением Политбюро Центрального Комитета КПКР от 02.07.2022 об утверждении названного постановления избирательного объединения, которыми оформлено выдвижение административного ответчика кандидатом в депутаты на указанных выше выборах, а также авторской оценкой автора публикации с аргументированными мнением и юридической оценкой содержания этих документов о выдвижении кандидатами в депутаты. Как указывает истец, последний, ознакомившись с указанными документами, пришел к выводу о том, что содержание названных документов указывает на нарушение законодательства о выборах, являющееся основанием для отмены регистрации зарегистрированного кандидата Швец Т.В. по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке реализации гарантии, установленной нормой положения пп. «а» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № ФЗ-67. Истец считает, что Швец Т.В. выдвинута избирательным объединением с нарушением порядка, установленного требованиями ФЗ-67 и Федеральным законом «О политических партиях», что исключало допустимость его правомерной регистрации в качестве кандидата ввиду наличия безусловных оснований к отказу в регистрации, установленных положением требования пп. «б» п. 24 ст. 38 ФЗ-67. Так, выдвижение административного ответчика Швец Т.В. в качестве кандидата избирательным объединением, в качестве которого выступило Мосгоротделение КПКР, должно было соответствовать установленным ФЗ-67 (в т.ч., п.п. 1-2 ст.35), ФЗ-95 (в т.ч., ст. 25) и Уставом КПКР обязательным юридическим требованиям, несоблюдение которых исключало возможность и допустимость регистрации административного ответчика в качестве зарегистрированного кандидата на названных выборах. Как указывает истец, из содержания постановления Пленума Комитета МГО КПКР от 02.07.2022 и решения Политбюро ЦК КПКР от 02.07.2022 следует, что выдвижение административного ответчика в качестве кандидата на данных выборах осуществлено, состоялось и оформлено постановлением Пленумом Комитета МГО КПКР и решением Политбюро ЦК КПКР об утверждении этого постановления. В последующем административным ответчиком Швец Т.В. указанные документы представлены в регистрирующую избирательную комиссию вместе с пакетом документов с уведомлением о выдвижении и на регистрацию, а избирательная комиссия зарегистрировала Швец Т.В. в качестве кандидата на основании этих документов. Вместе с тем, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 35 ФЗ-67 избирательное объединение должно было выдвигать кандидатов тайным голосованием в порядке, установленном ФЗ-95 (ст. 25), на Съезде партии или Конференции (либо на Общем собрании) регионального отделения партии, т.е. либо решением Съезда КПКР, либо постановлением Конференции (или Общего собрания членов) Мосгоротделения КПКР (с последующим утверждением такого постановления решением Политбюро ЦК КПКР), а не постановлением Пленума Комитета Мосгоротделения КПКР, как это имело место в рассматриваемом случае. Кроме того, аналогичные требования вытекают и, исходя из установленных положениями Устава КПКР требований, согласно которым высшим руководящим органом Мосгоротделения КПКР является Конференция, а в случае, если на учете в нем числится и состоят менее 30 членов партии и в его составе нет местных отделений, то Общее собрание членов Мосгоротделения КПКР с функциями, правами и полномочиями Конференции регионального отделения (п.п. 3.6, 3.10, 6.1, 6.2, 6.3, 6.7 Устава КПКР), а Комитет Мосгоротделения КПКР на своём Пленуме уполномочен лишь на выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления не на общих основных периодических выборах, а лишь на дополнительных и (или) повторных. Кроме того, истец также ссылался на то, что Мосгоротделение КПКР, учрежденное Учредительной конференцией и обязанное формировать периодически выборные и контрольно-ревизионные органы своих подразделений и самого регионального отделения, не имеет в своём составе ни одного местного и первичного партийного отделений, Конференции или Общие собрания которых избирают делегатов на Конференции вышестоящих структурных подразделений и Конференцию Молсгоротделения КПКР, избирающую периодически раз в 4 года Комитета и КРК Мосгоротделения КПКР и делегатов на Съезд КПКР (п.п. 3.1, 3.3, 3.6, 5.3, 5.7, 5.9, 6.1, 6.2 — 6.3, 6.7 и 7.2 Устава КПКР). Противное означало бы, что и Мосгоротделение КПКР и сама КПКР могут считаться юридически фиктивными организациями, не имевшими права на учреждение и регистрацию в качестве партии и структурного подразделения партии и права на участие в любых выборах, а также подлежащими юридической ликвидации в судебном порядке. Кроме того, надлежащее решение о выдвижении избирательным объединением (в лице Съезда, Конференции или Общего собрания и утверждающее решение Политбюро ЦК КПКР) административного ответчика Швец Т.В. в качестве кандидата на выборах в соответствии с п.п. «в» - «г» ч. 14.5 ст. 35 ФЗ-67 должно было содержать в себе данные о дате, паспортные данные и месте жительства административного ответчика, а регистрирующая комиссия зарегистрировать ее в качестве зарегистрированного кандидата на названных выборах только при поступлении в комиссию от кандидата лично в установленный срок (п.п. 5, 9 ст. 33 ФЗ-67) подтверждающего соблюдение названных требований к выдвижению кандидата избирательным объединением соответствующих надлежащих документов. Однако и таких документов, содержавших бы необходимые данные и информацию о соблюдении избирательным объединением установленного порядка выдвижения кандидатов на выборах, административным ответчиком Швец Т.В. в регистрирующую комиссию не представлялось и у комиссии они отсутствуют, поскольку их не существует.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, об отложении дела не просил.
Административный ответчик Швец Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена, обеспечила явку своего представителя, который просил в удовлетворении требований административного истца отказать, в связи с их необоснованностью.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – муниципального адрес в судебное заседание явился, в удовлетворении требований административного истца просил отказать по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме
В силу части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на адрес в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Как установлено в ходе рассмотрения дела, решением Совета депутатов муниципального адрес от 14 июня 2022 года № 56/2 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес на 11 сентября 2022 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – муниципального адрес от 21 июля 2022 года № 8/6 Швец Т.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу № 3.
Административный истец также является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, что и Швец Т.В. (решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – муниципального адрес от 21 июля 2022 года № 8/19).
Разрешая требования административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 части 7 статьи 87, в подпункте 2 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес.
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Пункт 3.1 статьи 25 Федерального закона № 95-ФЗ предусматривает, что в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.
В соответствии с пунктом 6.8 Устава Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» Комитет является постоянно действующим руководящим органом регионального отделения Партии.
Согласно пункту 6.9 Устава Политической партии Комитет регионального отделения выдвигает и отзывает кандидатов (списки кандидатов) в депутаты представительного органа муниципального образования и кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления в случае отсутствия на территории соответствующего муниципального образования местного отделения Партии. Данное решение утверждается Политическим Бюро ЦК.
В соответствии с указанными положениями Федерального закона № 95-ФЗ, Устава Политической партии, а также в связи с отсутствием местного отделения на территории соответствующего муниципального образования 02 июля 2022 года своим Постановлением Комитета Московского городского отделения Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» выдвинул административного ответчика Швец Т.В. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов соответствующего муниципального округа на предстоящих выборах 11 сентября 2022 в адрес. Указанное решение согласно пункту 6.9. Устава Политической партии утверждено Политическим Бюро Центрального Комитета Партии Решением от 02.07.2022 года.
Таким образом, выдвижение административного ответчика Швец Т.В. политической партией происходило в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, а доводы административного истца основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Также довод административного истца о том, что надлежащее решение о выдвижении избирательным объединением (в лице Съезда, Конференции или Общего собрания и утверждающее решение Политбюро ЦК КПКР) административного ответчика Швец Т.В. в качестве кандидата на выборах в соответствии с подпунктами «в» - «г» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона № 67 - ФЗ должно было содержать в себе данные о дате, паспортные данные и месте жительства административного ответчика Швец Т.В., не соответствует действующим нормам права.
Согласно подпункту «в», «г» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Таким образом, вопреки утверждению административного истца, правила подпунктов «в», «г» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ не содержат требования об указании в решении о выдвижении кандидата сведений о дате, паспортные данные и месте жительства выдвинутого лица.
Довод административного истца о том, что указанные обстоятельства являются вновь открывшимися в связи с тем, что он узнал о них 31.08.2022 года, также основан на неверном толковании закона.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 статьи 76 Федерального закона года N 67-ФЗ вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, а не административному истцу.
Принимая во внимание, что административный ответчик Швец Т.В. представила ИКМО партийные документы на выдвижение, то в случае наличия недостатков в указанных документах, ИКМО знала или должна была знать о них с момента их получения.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», следует, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Принимая во внимание, что партийные документы о выдвижении административного ответчика Швец Т.В. имелись на момент рассмотрения ИКМО вопроса о регистрации кандидата, то в случае наличия недостатков в них, ИКМО было или должно было быть известно об указанных недостатках, а значит, они не могут являться вновь открывшимися.
Соответственно, надлежащим предметом иска должно являться требование об отмене решения о регистрации согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, а не требование об отмене регистрации согласно пункту 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца об отмене регистрации кандидата
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Панферова *к Швец*, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес – муниципального адрес об отмене регистрации кандидата, отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения через Черемушкинский районный суд адрес.
Судья Н.И. Ивакина
Решение изготовлено в окончательной форме 03 сентября 2022 года