Дело № 2-1428/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2016 года город Ирбит
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Недокушевой О.А.
при секретаре судебного заседания Помазкиной Е.П.,
с участием истца Карфидовой Т.Ю., представителя истца Хамидуловой Т.Н., ответчика Мельцовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карфидовой Т.Ю. к Мельцовой Н.В. о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Карфидова Т.Ю. обратилась в Ирбитский районный суд с вышеназванным иском к Мельцовой Н.В., обосновав следующим. ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> около магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу <адрес> Мельцова Н.В. высказала нецензурные оскорбительные слова в адрес истца. Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ирбитского судебного района Свердловской области, вступившего в законную силу, Мельцова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 ч.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа <данные изъяты> рублей. Действиями ответчика ей причинен моральный вред, поскольку она была унижена и оскорблена, затронуты её честь и достоинство. Ей было очень неприятно, она переживала, плакала, испытывала нравственные страдания. Высказывания Мельцовой Н.В. являлись матерными, выражали нецензурную отрицательную оценку её личности, являлись неприличными. Оскорбления были высказаны публично, на её рабочем месте, что заставило её страдать дополнительно, поскольку их могли слышать посторонние граждане и её сотрудники, от чего она испытывала стыд. Ей причинены нравственные страдания, которые просит компенсировать, взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Карфидова Т.Ю. и её представитель Хамидулова Т.Н. поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям. Истец дополнила, что слова, высказанные Мельцовой, унизили её честь и достоинство, оскорбили, слова были крайне непристойными.
Ответчик Мельцова Н.В. исковые требования не признала, ситуация истцом надумана, отсутствует основания для взыскания компенсации морального вреда, истец не доказала причинение ей морального вреда. Считает, что истец выдвигает данные требования с целью обогащения за её счёт.
Свидетель М. Л.П. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ, около <данные изъяты>, она встретилась с Мельцовой у магазина «<данные изъяты>», на углу детского сада, Мельцова шла домой к отцу. Мельцова около магазина «<данные изъяты>» заметила Карфидову и сказала: «<данные изъяты>». Она (Морозова) пошла потихоньку. Немного отойдя, она услышала, как Мельцова просила Карфидову отдать мамины вещи. Мельцова не высказывала в адрес Карфидовой оскорбительных слов. Разговор между женщинами длился около 5 минут.
Выслушав объяснения сторон, представителя истца, пояснения свидетеля, исследовав письменные доказательства, обозрев материалы дела об административном правонарушении № в отношении Мельцовой Н.В., оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.
Согласно статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из анализа данных правовых норм следует, что основанием для возмещения компенсации морального вреда является, в том числе и оскорбление - унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. При этом, под неприличной формой выражения понимается циничная форма отрицательной оценки личности, резко противоречащая принятым в обществе правилам поведения.
По делу установлено следующее.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ирбитского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Мельцова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде администратвиного штрафа в размере <данные изъяты> рублей за то, что она, ДД.ММ.ГГГГ, около <данные изъяты>, около магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу <данные изъяты> высказывала нецензурные оскорбительные слова в адрес Карфидовой Т.Ю., тем самым, оскорбила её, унизив честь и достоинство (<данные изъяты>).
Из материалов дела об административном правонарушении № установлено, что факт того, что Карфидова Т.Ю. была оскорблена теми словами (<данные изъяты> высказанными в её адрес Мельцовой Н.В., которые в письменном виде приобщены к материалам дела, в результате чего были унижены её честь и достоинство в неприличной форме, подтверждаются показаниями потерпевшей Карфидовой Т.Ю., свидетелей К. В.Г. и К. В.И., данными в судебном заседании. Слова являются бранными, вульгарными, поскольку в своем значении содержат крайне негативную экспрессивно-эмоциональную оценку личности. Их употребление связано с желанием ответчика унизить, оскорбить, опозорить истца Карфидову (<данные изъяты>).
Необходимым условием возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде компенсации морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца, наличие виновных действий ответчика, наличие причинной связи между действиями ответчика и нравственными страданиями истца. Такие обстоятельства, установлены вступившим в законную силу постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ года.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик Мельцова Н.В. выражалась в адрес Карфидовой Т.Ю. нецензурными словами, чем унизила честь и достоинство Карфидовой Т.Ю., тем самым причинив нравственные страдания, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости компенсации ответчиком морального вреда, являющегося следствием распространения мнения, носящего оскорбительный характер.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает все имеющие значение обстоятельства: степень причинённых нравственных страданий, требования разумности и справедливости, фактические обстоятельства дела, исходя из требований соразмерности, суд взыскивает компенсацию морального вреда в пользу истца в размере <данные изъяты> рублей.
Суд отклоняет доводы ответчика о том, что истец не доказала причинение ей морального вреда, поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
В соответствии с ч.1 ст. 88, ч. 1,2 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты>).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Карфидовой Т.Ю. к Мельцовой Н.В. о взыскании компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Взыскать с Мельцовой Н.В. в пользу Карфидовой Т.Ю. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей, всего – <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца, путём подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области.
Председательствующий / подпись/
<данные изъяты>