Дело № 2-1564/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2015 г город Ишимбай
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Давлетшина Т.З.,
при секретаре Вариной М.А.,
с участием представителя истца Богданова Р.Р.,
представителя ответчика представителя ответчика администрации муниципального района Ишимбайский район РБ Каримова Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Репалова В.П. к Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Репалов В.П. обратился в Ишимбайский городской суд РБ с исковым заявлением к Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указано, что Репалов В.П. проживает в квартире расположенной по адресу: <адрес> на основании договора найма.
Указанная квартира расположена в общежитии находящимся на балансе <данные изъяты>. Указанная квартира была предоставлена его отчиму ФИО1 и членам его семьи на основании договора заселения в ДД.ММ.ГГГГ. Однако, истец зарегистрировался в спорном жилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время продолжает проживать там же, своевременно вносят плату за коммунальные услуги.
В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в <данные изъяты> с заявлением о предоставлении занимаемой ими квартиры в собственность в порядке приватизации. В его адрес поступило письменное согласие <данные изъяты>, из которого следовало, что <данные изъяты> не возражает против приватизации занимаемой им квартиры, но в настоящее время не обладает ни правом оперативного управления, ни правом хозяйственного ведения на общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ, он также обращались в Администрацию муниципального район Ишимбайский район с заявлением о передаче занимаемого жилого помещения в общежитии в их собственность в порядке приватизации. Однако в приватизации жилого помещения им также было отказано. Отказ был мотивирован тем, что занимаемое жилое помещение не отнесено к муниципальному жилищному фонду.
В нарушение указанных положений жилищного законодательства, при приватизации Государственного предприятия Ишимбайский завод транспортного машиностроения, в последствии преобразованное в <данные изъяты>, данное предприятие незаконно стало собственником спорного общежития, относящегося к государственному жилищному фонду и неподлежащему приватизации или выкупу юридическими лицами.
Нарушение вышеуказанных норм жилищного законодательства было устранено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по иску Прокуратуры Республики Башкортостан о защите нарушенного права собственно государства путем признания недействительным зарегистрированного собственности <данные изъяты> как основанного на недействительной сделке.
Дальнейшая судьба спорного имущества - общежития по адресу: <адрес>, должна определиться собственником - государством в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом администрацией Муниципального района Ишимбайский район РБ, путем подачи виндикационного иска, на что указано в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 ноября 2008 года № 5419/07.
Но до настоящего времени статус вышеуказанного общежития не определен, что является существенным препятствием для приобретения занимаемого ими жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
В настоящее время спорное имущество находится на балансе <данные изъяты>, которое несет бремя содержания общежития, заключает с жильцами договора найма жилого помещения.
Считает, что к занимаемому ими жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, должны применяться нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Ранее он свое право на бесплатную приватизацию жилого помещения не использовал, что подтверждается справкой Ишимбайского территориального участка Стерлитамакского филиала ГУП БТИ РБ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» и ч. 1 ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» имеют право приобрести занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в собственность в порядке приватизации бесплатно.
На судебное заседание истцы Репалов В.П. не явился, представил суду заявления о рассмотрении дела без его участия.
Представитель истца Богданов Р.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержал, подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального район Ишимбайский район и г.Ишимбай Каримов Г.А. против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Представитель ответчика Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, представитель третьих лиц: ОАО «МК «Витязь», ЗАО «Ишимбайстрой», МУП «Управление дирекции единого заказчика РБ», Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Ишимбайскому району и г.Ишимбай, а также ФИО1 на судебное заседание не явились, надлежащим образом были извещены, причины неявки суду не сообщили.
В связи с чем, учитывая мнение участников процесса, суд находит возможным рассмотреть данное дело без участия не явившихся участников процесса.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 4 данного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные
жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
Указанная квартира была предоставлена по договору его отчиму ФИО1 и членам его семьи на основании договора заселения в ДД.ММ.ГГГГ. В качестве постоянно проживающих совместно с нанимателем членов семьи указан так же истец Репалов В.П.
<данные изъяты> дало согласие Репалову В.П. на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно плану приватизации государственного предприятия <данные изъяты> общежитие <данные изъяты>, ныне общежитие по адресу: <адрес>, явилось предметом приватизации в ДД.ММ.ГГГГ. Это также подтверждено свидетельством о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Решением внешнего управляющего <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о создании <данные изъяты> вновь созданное предприятие было наделено уставным капиталом в размере <данные изъяты>, куда вошло и указанное общежитие, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решениями Ишимбайского городского суда РБ (дело <данные изъяты> решение от ДД.ММ.ГГГГ)
Между тем в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в
состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 года, и подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях прав на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На основании изложенного требование истца о признании за ним права собственности на указанное жилое помещение является законным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Репалова В.П. к Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Репаловым В.П. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня вынесения решения суда.
Судья Т.З. Давлетшин