Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 28 июня 2017 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.,
при секретаре ФИО4,
с участием истца КНД, представителя ответчика ГМД,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КНД к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца и возложении обязанности по ее назначению
установил:
Истец обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в <адрес> РК (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, и возложении обязанности по назначению пенсии, указывая в заявлении, что истец является сыном КДВ, умершего ДД.ММ.ГГГГ. До достижения 18 лет истцу выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца. В настоящее время истец является учащимся ремесленно-художественного колледжа Пииппола в Финляндии, проходит базовое обучение в области деревообработки (столяр), период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, форма обучения - дневная, стипендия истцу не выплачивается. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии по причине отсутствия направления на учебу в Финляндию в соответствии с международным договором РФ. Истец с учетом уточнения требований в судебном заседании просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении пенсии и обязать ответчика назначить ему социальную пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец КНД исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГМД, действующая на основании доверенности от имени ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК (межрайонное), иск не признала, пояснив, что истцу отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, поскольку он обучается в Финляндии, не имея направления в соответствии с международным договором РФ.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2011 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (далее ФЗ № 166-ФЗ) право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В соответствии со ст. 13 ФЗ № 166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закона) право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
В судебном заседании установлено, что истец КНД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с августа 2015 года является студентом Ремесленно-художественного колледжа Пииппола Финляндии, форма обучения «дневная», срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются справкой учебного заведения от ДД.ММ.ГГГГ, которая в установленном порядке удостоверена апостилем, переведена на русский язык.
Истец приходится сыном КДВ, умершему ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями свидетельств о рождении и о смерти.
Истец зарегистрирован на территории РФ, что подтверждается свидетельством о регистрации.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, поскольку он самостоятельно обучается в Финляндии, не имея направления на учебу в соответствии с международным договором.
Суд считает, что решение об отказе истцу в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца нарушает право истца на пенсионное обеспечение.
Образовательными учреждениями, в период обучения в которых дети старше 18 лет признаются нетрудоспособными членами семьи, могут быть учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Истец обучается в учебном заведении, которое соответствует типу образовательного учреждения среднетехнического профессионального образования, форма обучения - дневная (очная). Возраста 23 лет истец не достиг.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на образование (статья 43). Положения указанной статьи полностью соответствуют международным стандартам в сфере образования, в том числе статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В указанном Пакте подчеркивается, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и сознания ее достоинства, укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ №18-П от 27.11.2009 лишение тех из обучающихся, кто самостоятельно (без направления на учебу) поступил в иностранное образовательное учреждение и получает в нем образование в очной форме, в отличие от лиц, направленных на учебу в образовательные учреждения в соответствии с международным договором РФ, - в частности, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет, означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 39 (части 1) Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ также указал в данном Постановлении, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ № 166-ФЗ пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Истец обратился с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, при этом выплата социальной пенсии по случаю потери кормильца была осуществлена ответчиком по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ответчик обязан назначить пенсию истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования КНД удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Карелия (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Карелия (межрайонное) назначить КНД социальную пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Карелия (межрайонное) в пользу КНД расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.