Дело № 3а-26/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 марта 2020 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Алёшиной Е.А.,
с участием представителя административного истца Редникиной С.С., представителя административного ответчика Правительства Орловской области Титовой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-26/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Снежана» к Правительству Орловской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Снежана» (далее – ООО «Снежана», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что Обществу на праве собственности принадлежат три земельных участка:
<...>
<...>
<...>
Ссылается на то, что земельный налог на указанные земельные участки рассчитывается на основании их кадастровой стоимости, которая значительно выше их рыночной стоимости, установленной отчётами об оценке, составленными оценщиком - индивидуальным предпринимателем <...> И.Л., что нарушает права Общества, как плательщика земельного налога.
По этим обстоятельствам ООО «Снежана» просит суд установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей, а также по состоянию на 19 октября 2017 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рубля.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Снежана» Редникина С.С. заявленные требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просит суд принять решение об их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области Титова И.Н. по вопросу удовлетворения заявленных требований полагалась на усмотрение суда. Суду пояснила, что постановлением Правительства Орловской области от 22 октября 2019 г. № 591 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости, которое вступило в силу с 1 января 2020 г. Поэтому в случае удовлетворения заявленных требований просит суд указать срок действия пересмотренной кадастровой стоимости.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.
Представители заинтересованных лиц администрации пгт. Нарышкино Орловской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля <...> И.Л., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьёй.
Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222 (в редакции от 17 ноября 2011 года) утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно пункту 1.2. данные Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями (пункт 1.3. Методических указаний).
Пунктом 1.4. Методических указаний предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании установлено, что ООО «Снежана» на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
<...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> ноября 2017 г. (л.д. 13-16);
<...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> ноября 2017 г. (л.д. 17-20);
<...> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> сентября 2012 г. (л.д. 12).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 ноября 2019 г., выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, определена в соответствии с постановлением Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 года по состоянию на 1 января 2014 г. в размере <...> (л.д. 21).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 18 ноября 2019 года, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером <...> составляет <...> и с кадастровым номером <...> - <...>, которая определена по состоянию на 19 октября 2017 г. (л.д. 22, 23).
Считая результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков завышенными, ООО «Снежана» 30 декабря 2019 г. обращалось с заявлениями в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области, которая письмами от 10 января 2020 г. №№ <...>, данные заявления возвращены без рассмотрения (л.д. 205-208).
При обращении в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости ООО «Снежана» в подтверждение заявленных требований представлены отчёты ИП <...> И.Л. от <...> декабря 2019 г. № <...> <...> согласно которым по состоянию на 1 января 2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рублей, а также по состоянию на 19 октября 2017 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рублей и с кадастровым номером <...> - <...> рубля (л.д. 24-107, 108-203).
В судебном заседании свидетель - оценщик ИП <...> И.Л. сведения, указанные в отчётах об оценке рыночной стоимости земельных участков, подтвердила в полном объеме. Пояснила, что составленные отчёты являются достоверными и соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ». Определение рыночной стоимости земельных участков производилось ею с применением сравнительного подхода методом сравнения продаж на основании использования выбранных объектов-аналогов, сравнимых по характеристикам с объектами оценки.
Установлено, что отчёты об определении рыночной стоимости выполнены оценщиком на даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом рыночную стоимость земельных участков, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.
Суд, исследовав указанные выше отчёты об оценке, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, в том числе показаниями свидетеля <...> И.Л., приходит к выводу о том, что данные доказательства, представленные истцом в подтверждение рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ООО «Снежана» подлежит удовлетворению.
В связи с принятием постановления Правительства Орловской области от 22 октября 2019 г. № 591, которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости с 1 января 2020 г., суд руководствуется разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которым дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Таким образом, за административным истцом сохраняется право на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков, поскольку Общество обратилось в Комиссию при Управлении Росреестра по Орловской области 30 декабря 2019 г., то есть до вступления в силу вышеуказанного постановления Правительства Орловской области.
В связи с тем, что в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2020 года внесены сведения о новой кадастровой стоимости, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость стала архивной и действовала до 31 декабря 2019 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Снежана» удовлетворить.
Установить кадастровую (архивную) стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 19 октября 2017 года, действовавшую до 31 декабря 2019 года.
Установить кадастровую (архивную) стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 19 октября 2017 года, действовавшую до 31 декабря 2019 года.
Установить кадастровую (архивную) стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2014 года, действовавшую до 31 декабря 2019 года.
Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «Снежана» о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 6 марта 2020 года.
Председательствующий Л.В. Майорова
Дело № 3а-26/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 марта 2020 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Алёшиной Е.А.,
с участием представителя административного истца Редникиной С.С., представителя административного ответчика Правительства Орловской области Титовой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-26/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Снежана» к Правительству Орловской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Снежана» (далее – ООО «Снежана», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что Обществу на праве собственности принадлежат три земельных участка:
<...>
<...>
<...>
Ссылается на то, что земельный налог на указанные земельные участки рассчитывается на основании их кадастровой стоимости, которая значительно выше их рыночной стоимости, установленной отчётами об оценке, составленными оценщиком - индивидуальным предпринимателем <...> И.Л., что нарушает права Общества, как плательщика земельного налога.
По этим обстоятельствам ООО «Снежана» просит суд установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей, а также по состоянию на 19 октября 2017 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> рубля.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Снежана» Редникина С.С. заявленные требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просит суд принять решение об их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области Титова И.Н. по вопросу удовлетворения заявленных требований полагалась на усмотрение суда. Суду пояснила, что постановлением Правительства Орловской области от 22 октября 2019 г. № 591 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости, которое вступило в силу с 1 января 2020 г. Поэтому в случае удовлетворения заявленных требований просит суд указать срок действия пересмотренной кадастровой стоимости.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил.
Представители заинтересованных лиц администрации пгт. Нарышкино Орловской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля <...> И.Л., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 5 данной статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьёй.
Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222 (в редакции от 17 ноября 2011 года) утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно пункту 1.2. данные Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями (пункт 1.3. Методических указаний).
Пунктом 1.4. Методических указаний предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании установлено, что ООО «Снежана» на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
<...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> ноября 2017 г. (л.д. 13-16);
<...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от <...> ноября 2017 г. (л.д. 17-20);
<...> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> сентября 2012 г. (л.д. 12).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 ноября 2019 г., выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, определена в соответствии с постановлением Правительства Орловской области № 419 от 25 декабря 2014 года по состоянию на 1 января 2014 г. в размере <...> (л.д. 21).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 18 ноября 2019 года, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером <...> составляет <...> и с кадастровым номером <...> - <...>, которая определена по состоянию на 19 октября 2017 г. (л.д. 22, 23).
Считая результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков завышенными, ООО «Снежана» 30 декабря 2019 г. обращалось с заявлениями в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области, которая письмами от 10 января 2020 г. №№ <...>, данные заявления возвращены без рассмотрения (л.д. 205-208).
При обращении в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости ООО «Снежана» в подтверждение заявленных требований представлены отчёты ИП <...> И.Л. от <...> декабря 2019 г. № <...> <...> согласно которым по состоянию на 1 января 2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рублей, а также по состоянию на 19 октября 2017 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> рублей и с кадастровым номером <...> - <...> рубля (л.д. 24-107, 108-203).
В судебном заседании свидетель - оценщик ИП <...> И.Л. сведения, указанные в отчётах об оценке рыночной стоимости земельных участков, подтвердила в полном объеме. Пояснила, что составленные отчёты являются достоверными и соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ». Определение рыночной стоимости земельных участков производилось ею с применением сравнительного подхода методом сравнения продаж на основании использования выбранных объектов-аналогов, сравнимых по характеристикам с объектами оценки.
Установлено, что отчёты об определении рыночной стоимости выполнены оценщиком на даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом рыночную стоимость земельных участков, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.
Суд, исследовав указанные выше отчёты об оценке, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, в том числе показаниями свидетеля <...> И.Л., приходит к выводу о том, что данные доказательства, представленные истцом в подтверждение рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ООО «Снежана» подлежит удовлетворению.
В связи с принятием постановления Правительства Орловской области от 22 октября 2019 г. № 591, которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки всех объектов недвижимости с 1 января 2020 г., суд руководствуется разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которым дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Таким образом, за административным истцом сохраняется право на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков, поскольку Общество обратилось в Комиссию при Управлении Росреестра по Орловской области 30 декабря 2019 г., то есть до вступления в силу вышеуказанного постановления Правительства Орловской области.
В связи с тем, что в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2020 года внесены сведения о новой кадастровой стоимости, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость стала архивной и действовала до 31 декабря 2019 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Снежана» удовлетворить.
Установить кадастровую (архивную) стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 19 октября 2017 года, действовавшую до 31 декабря 2019 года.
Установить кадастровую (архивную) стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 19 октября 2017 года, действовавшую до 31 декабря 2019 года.
Установить кадастровую (архивную) стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 января 2014 года, действовавшую до 31 декабря 2019 года.
Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «Снежана» о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 6 марта 2020 года.
Председательствующий Л.В. Майорова