Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5355/2015 ~ М-4665/2015 от 01.06.2015

Дело № 2-5355/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2015 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,

при секретаре Исаковой В.В.,

с участием заместителя Карельского межрайонного природоохранного прокурора Антонова П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

Иск заявлен по следующим основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес>, находится несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Ссылаясь на ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 3, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 7, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес>.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство по природопользованию и экологии РК.

В судебном заседании заместитель Карельского межрайонного природоохранного прокурора Антонов П.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, указав, что в описательной части искового заявления допущена описка в части места расположения несанкционированной свалки, а именно вместо свалки, расположенной на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес>, указана несанкционированная свалка на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес>.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что согласно п. 24 и п. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа. На сегодняшний день данные полномочия органом местного самоуправления полностью выполнены и реализуются посредством создания, функционирования и деятельности МУП «Автоспецтранс». Каждая организация, находящаяся (расположенная) на территории Петрозаводского городского округа, в ходе деятельности которой возникают производственные или иные отходы, обязана предпринять меры для сбора, вывоза и утилизации их, что возможно выполнить посредством заключения договора с МУП «Автоспецтранс», иной организацией имеющей лицензию на данный вид работ или же самостоятельно произвести данные действия. В соответствии с Законом РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы являются объектами права собственности и собственники должны предпринять все меры для не допущения складирования их на не отведенной территории, а также обязан принять все меры направленные на вывоз и утилизацию отходов специализированной организацией на специально отведенные участки. Таким образом, неисполнение хозяйствующими субъектами своих обязанностей по надлежащей утилизации отходов при наличии и создании органами местного самоуправления условий для этого не может определять действие или бездействие Администрации как незаконное. Полагает, что прокурор не представил никаких доказательств нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду или же наличия непосредственного неблагоприятного воздействия, на саму окружающую среду требующего судебного вмешательств.

Министерство по природопользованию и экологии РК в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представило отзыв на иск, в котором просило о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.

Заслушав заместителя Карельского межрайонного природоохранного прокурора Антонова П.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьей 4 данного закона предусмотрено, что земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса … являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (часть 1 статьи 7 Закона).

Аналогичное положение содержится в части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», где указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 13 настоящего закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Уставом Петрозаводского городского округа к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Петрозаводского городского Совета (п.1 ч.1 ст.39 Устава).

В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес>, находится несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов.

Данное обстоятельство подтверждается актом обследования санитарного состояния территории общего пользования Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (с приложением фотографий), в соответствии с которым в оформлении акта принимали участие сотрудники ответчика.

Таким образом, судом установлено, что размещение свалки на вышеуказанном земельном участке - на территории общего пользования осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории Петрозаводского городского округа, так и неопределенного круга лиц.

В ходе судебного разбирательства установлено, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, лица, разместившие эти отходы, не установлены.

В нарушение ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Петрозаводского городского округа, Администрацией Петрозаводского городского округа не организован надлежащий сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории городского округа, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд считает доказанным факт несанкционированного размещения отходов на территории Петрозаводского городского округа, а также полагает, что Администрация Петрозаводского городского округа является органом, обязанным организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, в связи с чем требования прокурора обоснованны и подлежат полному удовлетворению.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве, судом не могут быть приняты во внимание, так как определение приоритетов деятельности Администрации Петрозаводского городского округа как хозяйствующего субъекта не должно нарушать права на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории Петрозаводского городского округа, так и неопределенного круга лиц.

С учетом анализа вышеприведенных норм права, суд полагает, что при наличии установленного факта наличия свалки на соответствующей территории, не требуется дополнительных доказательств нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, так как законом определено, что земли, недра, почвы и др. являются объектами охраны окружающей среды, в том числе от загрязнения, о чем, в частности, говорится в ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды», само по себе загрязнение земельного участка оказывает влияние на благоприятную окружающую среду.

Иные возражения ответчика в письменном отзыве по изложенным выше основаниям также не являются основанием для отказа в удовлетворении требований.

С учетом положений ст.103 ГПК РФ, п.п. 19 п.1 ст.333-36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Ю.Л. Саврук

Мотивированное решение составлено 22.06.2015.

2-5355/2015 ~ М-4665/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Министерство по природопользованию и экологии РК
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Саврук Ю.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
01.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2015Передача материалов судье
02.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2015Судебное заседание
22.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2015Дело оформлено
27.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее