Дело № 2-165/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 03 мая 2018 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Рыбаковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Легойдо Евгения Ивановича к администрации Элисенваарского сельского и администрации Лахденпохского муниципального района поселения о признании права собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
Легойдо Е.И. обратился в суд с иском, поданным в его интересах на основании доверенности Александровым А.В., к администрации Элисенваарского сельского и администрации Лахденпохского муниципального района поселения о признании права собственности на недвижимое имущество.
Иск предъявлен по тем основаниям, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. На основании постановлений местной администрации п. Элисенваара от 27.02.1990 № 18 и от 29.10.1991 № 56 истцу в собственность был предоставлен земельный участок площадью 0,41 га. 02.08.1996 истцу было выдано свидетельство на право собственности на землю. В указанном свидетельстве допущена опечатка в написании фамилии истца, а именно вместо правильной фамилии «ЛегойдО», указано «ЛегойдА». Указанная опечатка послужила основанием для отказа истцу в регистрации за ним права собственности на земельный участок. Исправить выявленную ошибку во внесудебном порядке не представляется возможным, поскольку орган, выдавший свидетельство на право собственности на землю, в настоящее время не существует.
На основании изложенного истец просил признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером (далее по тексту КН) №, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности Александров А.В., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Легойдо Е.И., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представители ответчиков администрации Элисенваарского сельского поселения и администрации Лахденпохского муниципального района, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Направили отзыв на исковое заявление.
В представленном отзыве на иск представитель третьего лица полагал, что истцом выбран неверный способ защиты своего права, поскольку исходя из оснований, по которым заявлены требования истцом, ему необходимо было обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа. Установление данного факта позволит истцу в последующем обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении спорного земельного участка. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее по тексту Управление Росреестра по РК), извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Возражений относительно заявленных требований и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направил.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В судебном заседании установлено, что истцу Легойдо Е.И. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 28.08.1991 на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 23,6 кв.м., с КН № (л.д. 80, 84-86).
На основании решения исполнительного комитета Элисенваарского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 (отцу истца) в связи с приобретением указанного выше жилого дома был предоставлен земельный участок площадью 0,11 га, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 38).
Решением Исполнительного комитета Элисенваарского поселкового совета народных депутатов от 29.10.1991 № 56 истцу Легойдо Е.И. был предоставлен земельный участок площадью 0,3 га, расположенный по адресу: <адрес>.
02.08.1996 на основании указанных выше решений Администрацией п. Элисенваара было выдано свидетельство от 22.07.1996 № 00022 на право собственности на землю общей площадью 0,41 га на имя Легейда Е.И. (л.д.11-12). 27.02.1990 земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением КН № (л.д. 82-83).
Согласно сведениям о земельном участке с КН №, содержащимся в ЕГРН, земельный участок расположен по адресу: <адрес> площадь участка – 4 100 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, сведения об участке имеют статус «актуальные, ранее учтенные», дата присвоения кадастрового номера – 27.02.1990, данные о правообладателе отсутствуют. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 82-83).
27.09.2017 Александров А.В., действуя в интересах Легойдо Е.И., обратился в Управление Росреестра по РК за регистрацией права собственности на указанный выше земельный участок, предоставив свидетельство на право собственности на землю от 22.07.1996 № 00022.
В ответе на указанное заявление Управление Росреестра по РК от 09.01.2018 № 10-003/003/2017-3878 отказало истцу в государственной регистрации права по тем основаниям, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлено свидетельство на право собственности на землю от 22.07.1996 № 00022, в котором фамилия истца указана как «ЛегойдА», тогда как за проведением государственной регистрации обратился «ЛегойдО» (л.д. 5-6).
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Из ст. 8 ГК РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права собственности осуществляется в судебном порядке.
В силу ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В судебном заседании установлено, что истцу был предоставлен земельный участок до введения в действие (31.01.1998) Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу ст. 4 указанного Федерального закона обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. В силу ст. 9, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество производили учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В указанное время действующее законодательство не предусматривало государственную регистрацию сделок до введения в действие вышеуказанного Федерального закона № 122-ФЗ, вступившего в законную силу в январе 1998 года.
Согласно абзацу второму п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Таким образом, по смыслу указанных выше положений закона, для удовлетворения исковых требований о признании права собственности на земельный участок, юридически значимыми и подлежащими установлению являются обстоятельства, касающиеся наличия у истца документа, подтверждающего законность прав на земельный участок.
Согласно сведениям, предоставленным Росреестром по РК, земельный участок с КН № был поставлен на государственный кадастровый учет 27.02.1990 на основании решения исполнительного комитета Элисенваарского поселкового совета народных депутатов от 27.02.1990 № 18; решения исполнительного комитета Элисенваарского поселкового совета народных депутатов от 29.10.1991 № 56, а также на основании свидетельства от 22.07.1996 № 00022 на право собственности на землю.
Кроме того, истец является собственником недвижимого имущества – жилого дома, расположенного на спорном земельном участке.
Суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт приобретения истцом Легойдо Е.И. на законном основании спорного земельного участка, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Так, из свидетельства на право собственности на землю от 22.07.1996 № 00022 следует, что земельный участок площадью 0,41 га был предоставлен на основании решений Исполнительного комитета Элисенваарского поселкового совета народных депутатов от 27.02.1990 №18 (о предоставлении земельного участка площадью 0,11 га отцу истца Легойдо И.В.) и от 29.10.1991 №56 (о предоставлении истцу земельного участка площадью 0,3 га). Из указанных решений следует, что земельные участки расположены по одному тому же адресу (<адрес>), фамилия лица, которому предоставляется земельный участок указана как «ЛегойдО».
Указанный акт о праве истца на спорный земельный участок никем не оспаривается, не признан недействительным.
Суд полагает, что при составлении свидетельства на право собственности на землю от 22.07.1996 № 00022 на вышеуказанный земельный участок, допущена техническая опечатка в указании фамилии истца, вместо правильной – «ЛегойдО», указано – «ЛегойдА», что подтверждено совокупностью представленных в материалы дела доказательств и является основанием для обращения истца за судебной защитой, так как именно неверное написание фамилии явилось основанием для отказа истцу в государственной регистрации права на спорный земельный участок. При этом, нельзя не учесть, что наличие технической ошибки в написании фамилии правообладателя земельного участка, не может повлечь для истца негативных последствий.
Указанную техническую ошибку не представляется возможным исправить во вне судебном порядке, поскольку орган местного самоуправления, выдавший свидетельство на право собственности на землю, не существует. Администрация Элисенваарского сельского поселения и Администрация Лахденпохского муниципального района правопреемниками такого органа не являются.
Суд полагает администрацию Элисенваарского сельского поселения и администрацию Лахденпохского муниципального района ненадлежащими ответчиками по делу по тем основаниям, что каких-либо прав и законных интересов истца не нарушали, каких-либо правопритязаний на спорный земельный участок не заявляли.
Вопреки утверждениям Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о неверно избранном способе защиты права, суд приходит к выводу, что по смыслу статей 11, 12 ГК РФ выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой. Одним из таких способов является признание права.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 58).
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Легойдо Евгением Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, <адрес>, площадью 4 100 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Решение является основанием для регистрации уполномоченными органами за Легейдо Евгением Ивановичем права собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.В.Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 08.05.2018.