Дело №2-4211/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Советского районного суда <адрес> Магомедов Р.А., при секретаре Эминове Ш.Х., с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к РФ в лице Министерства финансов РФ о возмещении материального ущерба, причиненного стихийным бедствием,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к РФ в лице Министерства финансов РФ о взыскании за счет казны РФ денежных средств в счет возмещения материального ущерба в размере <данные изъяты>, причиненного в результате стихийного бедствия (сильных ливневых дождей), произошедшего 21 и ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РД, а также <данные изъяты> оплаченных за услуги представителя и <данные изъяты> за проведенную оценку повреждений.
Иск мотивирован тем, что ФИО1 (далее - истец) является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В сентябре 2009 г. в результате сильных ливневых дождей, которые прошли на территории РД, в частности в <адрес>, принадлежащее истцу домостроение было подтоплено. Для подтверждения факта повреждения жилого дома и получения в последующем полагающейся компенсации, истец обратился в исполнительные органы РД и <адрес>. Для определения ущерба была образована Комиссия Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. После выезда на место данная Комиссия подтвердила факт повреждения жилых домов и обещала собрать необходимые документы и произвести выплаты компенсаций по ущербу, причиненному стихийным бедствием. На неоднократные коллективные обращения жителей <адрес> в различные инстанции исполнительной власти РД, к начальнику ГУ МЧС России по РД, в <адрес> о выплате компенсаций не привели к успеху. До настоящего времени указанные органы власти не исполняют свои обязательства по выплатам пострадавшим материальной компенсации и когда это произойдет неизвестно. В связи с этим истец вынужден обратиться в суд, для взыскания в судебном порядке полагающейся компенсации за причиненный ущерб в результате стихийного бедствия.
Для подтверждения факта повреждения принадлежащего истцу домостроения он обратился в НП «Национальная коллегия специалистов-оценщиков». Согласно Акту оценки от ДД.ММ.ГГГГ № коллегия пришла к выводу о том, что использование помещения и имущества истца по назначению не представляется возможным. Для продолжения его эксплуатации необходимо восстановление внутренней отделки помещения и замена поврежденного имущества, по крайней мере, до уровня, соответствующего таковому до момента возникновения ущерба. Итоговая величина рыночной стоимости ущерба причиненного квартире истца определена в <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 исковые требования по изложенным в заявлении основаниям поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Министерства финансов РФ по доверенности ФИО5 иск не признал по следующим основаниям.
Как следует из протокола заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № «О ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате опасных гидрометеорологических явлений, произошедших 20-ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Дагестан» Минстрою РД, ГУ МЧС России по РД, ГПИ «Дагестангражданпроект» было поручено организовать работу по обследованию технического состояния жилых домов с целью определения степени их повреждения; по результатам обследования, совместно с комиссиями по чрезвычайным ситуациям пострадавших районов, выдать акты с техническим заключением о непригодности жилых домов для проживания, которые необходимо представить в ГУ МЧС России по РД в срок до ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем имеющийся в материалах дела акт обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по ЧС <адрес> с описанием повреждения домостроения в результате прошедших в сентябре 2009 г. сильных ливневых дождей, не содержит техническое заключение о непригодности жилого дома для проживания.
В материалах дела имеется акт оценки степени повреждения и стоимости ремонтно-восстановительных работ по устранению повреждений домовладения истца НП «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» от ДД.ММ.ГГГГ г., то есть, по прошествии более двух месяцев со дня прошедших в сентябре 2009 г. ливневых дождей, из которого не усматривается, на основании каких документов либо методов исследования объекта с выездом на место, была произведена оценка. Таким образом, факт того, что имевшие место повреждения принадлежащего истцу жилого дома вызваны прошедшими в сентябре 2009 г. в <адрес> ливневыми дождями, не установлен, повреждения домостроения могли образоваться в любое время в связи с различными факторами.
Также в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие отнесение данной чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального характера.
В своих возражениях представитель ответчика обращает внимание на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от ДД.ММ.ГГГГ №523-О, согласно которой, организуя систему компенсаций, государство выступает не как причинитель вреда (что требовало бы полного возмещения причиненного вреда) и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее – Правила). Ущерб, причиненный стихийным бедствием, может быть возмещен только в порядке, предусмотренном указанными Правилами.
Поскольку Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» формы и размеры возмещения ущерба не определены, а Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено выделение бюджетных ассигнований только для частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, кроме того, согласно ст.211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, ущерб, причиненный истцу прошедшими в сентябре 2009 г. в <адрес> ливневыми дождями, не подлежит возмещению в полном объеме, а только частично (компенсационные выплаты).
В силу положений ст.1069 ГК РФ вред подлежит возмещению за счет казны РФ только в случае признания незаконными действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа. Решениями судов действия (бездействие) государственных органов, либо должностных лиц этих органов незаконными не признавались, а, следовательно, вины ответчика в причинении вреда истцу не имеется. Кроме того, действующее законодательство не возлагает на государство обязанности в полном объеме возмещать гражданам убытки, возникшие в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.
В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих в течении трех месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Однако, как следует из материалов дела, истец не оспаривал в судебном порядке невнесение исполнительными органами РД его в списки пострадавших в результате стихийного бедствия для получения компенсации за поврежденное имущество.
В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года и применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и свобод. По данной категории дел специальных сроков законодательством не предусмотрено. В силу указанных положений, а также ст.152 ГПК РФ и разъяснений Постановления Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности», истечение срока исковой давности, пропущенного без уважительных причин, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
В ходе судебного заседания представитель ответчика заявил ходатайство о применении сроков исковой давности, так как описанные в иске события произошли в сентябре 2009 г.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома общей площадью 14 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 05-1 №0018490от ДД.ММ.ГГГГ г.
В сентябре 2009 г. в результате сильных ливневых дождей, которые прошли на территории РД, в частности в <адрес>, домостроение ФИО1 было подтоплено. Вследствие стихийного бедствия принадлежащее истцу домовладение получило технические повреждения, что подтверждается протоколами заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г., актом обследования жилого дома частного сектора, поврежденного в результате очень сильных ливневых дождей 21 и ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РД, от ДД.ММ.ГГГГ г., составленным комиссией по ЧС Администрации <адрес> и согласованным начальником Управления по <адрес> ГУ МЧС России по РД.
Протоколом заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № отмечено, что в результате интенсивных атмосферных осадков в виде ливневых дождей, вызвавших затопление населенных пунктов, причинен значительный ущерб населению, объектам ЖКХ и социальной сферы РД. Повреждены муниципальные дороги, дамбы, мосты, водопроводы, сельские образовательные и медицинские учреждения, объекты культурного назначения, жилые дома граждан. ГУ МЧС России по РД совместно с администрациями пострадавших районов поручено организовать работу по определению размера причиненного ущерба и составлению обосновывающих документов.
Протоколом заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № «О ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате опасных гидрометеорологических явлений, произошедших 20-ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Дагестан» отмечено, что в результате паводков на территории 5 городов и 10 районов РД разрушено более 470 домов, различной степени повреждения причинены более 4100 домам, частично или полностью утрачено имущество граждан. Сумма средств на погашение государственных жилищных сертификатов, оказание единовременной материальной помощи за поврежденное жилье и оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества составляет около 1500 млн. руб. Ущерб, причиненный объектам ЖКХ, социальной сферы, промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства составляет около 500 млн. руб.
Учитывая объемы нанесенного ущерба, ГУ МЧС России по РД подготовлен и направлен в Правительство РД проект обращения в Правительство РФ Федерации с просьбой поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти рассмотреть обосновывающие ущерб документы и внести согласованные предложения в Правительство РФ о выделении бюджетных ассигнований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №750.
Комиссия решила поручить Минстрою РД, ГУ МЧС России по РД, ГПИ «Дагестангражданпроект» организовать работу по обследованию технического состояния жилых домов и объектов экономики с целью определения степени их повреждения; по результатам обследования совместно с комиссиями по чрезвычайным ситуациям пострадавших районов и городов, выдать акты с техническим заключением о непригодности жилых домов для проживания.
Для обоснования объемов финансовых средств, запрашиваемых из федерального бюджета на ликвидацию последствий стихии, Комиссией установлен срок представления в ГУ МЧС России по РД соответствующих документов, в том числе, для МО «<адрес>» – до ДД.ММ.ГГГГ г.
Протоколом заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации <адрес> по вопросу «Оценка ущерба, причиненного гражданам и объектам, расположенным на территории <адрес> в результате очень сильных дождей 21 и ДД.ММ.ГГГГ» от ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что с 22 сентября по ДД.ММ.ГГГГ комиссия по ЧС и ПБ района провела работу по обследованию поврежденных в результате стихийного бедствия домостроений и объектов и определению объемов причиненного ущерба. В результате очень сильных дождей 21 и ДД.ММ.ГГГГ получили повреждения домостроения частного сектора, находящиеся на территории района по <адрес>, Спортивная, Дагестанская, Дежнева, Исмаилова, Габиева, Гоголева, Загородная, Акушинского, М.Далгата, Юбилейная, Промышленная, Восточная, Тахо-Годи, ВПЧ, Фрунзе, Маяковского, Поселковая, Цимлянская, Артиллерийская, с\т «Авангард», общ. Вагонник, а также поселков Красноармейск, Сулак, Шамхал, Шамхал-Термен.
Обратились с заявлениями о причиненном ущербе 310 владельцев домостроений. Подтвержден ущерб по 247 домостроениям.
Из письма Главного управления МЧС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ №23/7900, адресованного Администрации <адрес>, следует, что, учитывая масштабы причиненного ущерба и недостаточность собственных средств для ликвидации последствий стихии, Правительство РД в установленном порядке обратилось в Правительство РФ с просьбой оказать финансовую помощь республике для ликвидации последствий стихии.
Документы, обосновывающие ущерб, причиненный гражданам и объектам экономики пострадавших районов и городов республики, составленные и представленные администрациями муниципальных образований, в том числе администрацией <адрес>, в установленном порядке Правительством РД были представлены на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1044-р Правительству РД были выделены бюджетные ассигнования на ликвидацию последствий стихийного бедствия, в том числе на оказание пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №940-р Министерством финансов РФ был выделен 501 бланк государственных жилищных сертификатов для выдачи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате стихии.
Администрацией <адрес> составлен список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате очень сильных дождей 21 и ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РД. Из представленной суду копии списка следует, что ФИО1 подлежит выплате сумма единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> руб.
В то же время денежные средства на устранение последствий стихии по ущербу, причиненному домостроениям, из федерального бюджета либо бюджета республики не выделялись. Следовательно, компенсационные выплаты на восстановление поврежденных жилых домов истец не получал.
Согласно ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон №68-ФЗ) чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Статьей 11 указанного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указанный закон является специальный нормой, устанавливающей порядок возмещения вреда, не связанного с виновными действиями конкретных лиц, а причиненными обстоятельствами, не зависящими от воли людей. Предметом судебного разбирательства в данном случае является не вред, причиненный действиями (бездействием) государственных органов, а возможность реализации гражданином его законного права. В связи с тем, что вышеуказанный федеральный закон специально регулирует отношения, связанные с защитой населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к которым относятся отношения, связанные с возмещением ущерба, доказывать наличие вины Министерства финансов РФ, как ответчика, суд не считает необходимым.
До ДД.ММ.ГГГГ компенсационные выплаты осуществлялись в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее – Постановление Правительства РФ №110).
Согласно Постановлению Правительства РФ № органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Указанные обращения должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Довод представителя ответчика о том, что ущерб, причиненный стихийным бедствием, может быть возмещен только в порядке, предусмотренном Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила), сделан на основе неправильного толкования ст.18 Федерального закона №68-ФЗ.
Суд считает, что Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановление Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ № предусматривают только порядок реализации положений ч.1 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ, поскольку утвержденные этими Постановлениями Правила регулируют исключительно порядок осуществления ограниченного перечня компенсационных выплат.
Так п.п.«б» п.2 указанных Правил предусмотрено выделение из резервного фонда бюджетных ассигнований на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В том же время указанные Правила никак не регламентируют порядок и формы восстановления пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций объектов жилищного фонда, находящихся в частной собственности.
Между тем, в силу ч.2 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ государство предоставляет компенсации и социальные гарантии гражданам, которым был причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации, в соответствии с порядком, условиями, видами и размерами, установленными законодательством РФ.
До настоящего времени действующим законодательством РФ указанный порядок возмещения ущерба не установлен. Вместе с тем, суд считает, что отсутствие установленного законодательством РФ порядка (механизма) реализации предусмотренного ч.2 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ права на возмещение вреда, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации, не является правовым основанием для ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина на возмещение указанного вреда. Несоблюдение уполномоченными органами требований действующего законодательства, в частности ст.18 Федерального закона №68-ФЗ, влечет за собой нарушение не только имущественных, но и конституционных прав граждан.
Кроме того, право истца на возмещение вреда не может быть ограниченно установленным государственными органами механизмами выделения средств.
При этих обстоятельствах, учитывая требования Конституции РФ, в том числе вытекающие из принципа равенства (ст.19, части 1 и 2), в силу которых государство обязано обеспечивать гражданские и политические права всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам, без какого бы то ни было различия, суд считает иск ФИО1 о возмещении имущественного вреда, причиненного ему вследствие чрезвычайной ситуации, основанным на его конституционных правах гражданина.
Суд также считает несостоятельным довод представителя ответчика о том, что в силу положений Постановления Правительства РФ № ущерб не подлежит возмещению в полном объеме, а только частично (компенсационные выплаты).
Выделяемые согласно Правилам бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ предоставляются непосредственно органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов указанных органов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Между тем из изложенного следует, что частичному покрытию за счет средств резервного фонда подлежат расходы субъектов РФ, в то время как ущерб, причиненный гражданам вследствие чрезвычайной ситуации, подлежит возмещению в полном объеме независимо от источника финансирования.
В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме.
Исходя из положений Федерального закона №68-ФЗ, пострадавшими в результате продолжительных ливневых дождей в сентябре 2009 г. признаются граждане, постоянно проживающие в затопленных населенных пунктах в границах территорий РД.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения настоящего дела, как следует из вышеуказанных норм, является установление факта постоянного проживания истца в жилом помещении в границах подтопленной территории и факта повреждения принадлежащего ему домовладения.
Из записей домовой книги усматривается, что ФИО1 действительно проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>., т.е. на момент наступления чрезвычайной ситуации истец фактически проживал в пострадавшем жилом доме.
Довод истца о том, что в результате чрезвычайной ситуации его жилой дом получил повреждения и нуждается в капитальном ремонте, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства и являются основанием для получения им меры государственной поддержки.
Суд также находит состоятельными доводы истца о том, что неоднократные обращения в органы местного самоуправления и государственной власти РД к положительным результатам не привели, поэтому разрешить данный вопрос во внесудебном порядке не представляется возможным.
В соответствии со ст.24 Федерального закона №68-ФЗ финансовое обеспечение установленных указанным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Постановление Правительства РФ №304) чрезвычайные ситуации, в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, подразделяются на: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные.
В зависимости от данной квалификации чрезвычайной ситуации определяется, из какого бюджета (бюджетов) будут осуществляться выплаты пострадавшим гражданам.
Согласно Постановлению Правительства РФ № чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. руб., следует считать чрезвычайной ситуацией федерального характера.
Из Протокола заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в результате паводков на территории РД разрушено более 470 домов, различной степени повреждения причинены более 4100 домам, частично или полностью утрачено имущество граждан. Общая сумма ущерба составила около 2000 млн. руб.
Из письма ГУ МЧС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по размеру материального ущерба произошедшая чрезвычайная ситуация являлась чрезвычайной ситуацией федерального характера.
При указанных обстоятельствах финансовое обеспечение ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате продолжительных ливневых дождей, прошедших на территории РД 21 и ДД.ММ.ГГГГ, необходимо отнести к расходным обязательствам Российской Федерации.
В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В данном случае таким финансовым органом является Министерство финансов РФ.
Суд приходит к выводу о том, что взыскание должно производиться с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.
По результатам оценки степени повреждения и стоимости ремонтно-восстановительных работ по устранению повреждений, образовавшихся в результате ливневого дождя, прошедшего ДД.ММ.ГГГГ г., согласно акту оценки от ДД.ММ.ГГГГ №19/2009, составленному специалистом-оценщиком НП «Национальная коллегия специалистов-оценщиков» ФИО6, использование помещения и имущества истца по назначению не представляется возможным. При осмотре жилого дома обнаружено: потолок размыт, везде трещины, изменения цвета; стены – обои, отслоения, изменения цвета; полы – деформация, разбухание по всей площади; оконные проемы – размытие, трещины и изменения цвета; входная дверь – деформация, набухание. Для продолжения его эксплуатации необходимо восстановление внутренней отделки помещения и замена поврежденного имущества, по крайней мере, до уровня, соответствующего таковому до момента возникновения ущерба. Согласно акту оценки общая стоимость восстановительного ремонта с учетом износа по устранению повреждений принадлежащего истцу домовладения составляет <данные изъяты>
Суд не находит оснований не доверять акту оценки НП «Национальная коллегия специалистов-оценщиков». Так, проводивший оценку повреждений специалист-оценщик в своем заключении указал именно те повреждения, которые возникли в результате стихийного бедствия, и описаны в акте осмотра жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ В расчете затрат на восстановление поврежденного домостроения были учтены применяемые стандарты оценки, имеются этапы, подходы и последовательность проведения оценки. В отчете использованы затратные и сравнительные подходы в определении рыночной стоимости затрат на восстановление жилого дома. Оценка объекта недвижимости была произведена на основании осмотра на месте и предоставленной технической документации. Специалист-оценщик является лицом, обладающим познаниями в области оценки имущества, и не доверять отчету эксперта у суда нет никаких оснований.
Ответчиком, в свою очередь, не представлено каких-либо доказательств, опровергающих заключение НП «Национальная коллегия специалистов-оценщиков».
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в качестве доказательства, подтверждающего стоимость восстановительного ремонта частного дома истца, наряду с другими доказательствами по делу, следует учитывать Акт оценки степени повреждения и стоимости ремонтно-восстановительных работ по устранению повреждений от ДД.ММ.ГГГГ Суд признает указанное доказательство достоверным и принимает его за основу при вынесении решения суда по делу.
Частью 1 ст.15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из приведенных норм вытекает, что реальный размер убытков, подлежащих возмещению, составляют расходы, которые истец должен понести (понес) для восстановления нарушенного права, размер которых определяется с учетом износа, имевшегося у принадлежащего истцу домовладения на момент повреждения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом представлены суду объективные и достаточные доказательств повреждения принадлежащего ему домовладения в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в сентябре 2009 г., суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика суммы ущерба, причиненного повреждением жилого дома, в размере <данные изъяты>, а также расходы по оценке поврежденного домостроения в сумме <данные изъяты>, оплаченные истцом на основании договора №19/2009.
В части заявленного ответчиком ходатайства о применении срока исковой давности, суд приходит к мнению, что оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что жители <адрес>, домовладения которых пострадали в результате ливневых дождей в сентябре 2009 г., в том числе и ФИО1, а также по их поручению <адрес>, с 2009 по 2014 годы неоднократно обращались в органы местного самоуправления, республиканские и федеральные органы исполнительной власти, высшему должностному лицу РД с просьбой о выделении материальных средств на восстановление пострадавших домов. Из ответов на эти обращения следует, что меры по восстановлению пострадавшего в результате стихии жилья будут приняты после поступления денежных средств, предназначенных непосредственно на восстановление разрушенных и аварийных домостроений.
В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация <адрес> в ответ на очередное коллективное обращение жителей сообщила, что <адрес> по чрезвычайным ситуациям составлены списки лиц, чьи дома пострадали в результате ливневых дождей, прошедших в сентябре 2009 г. Все жители пострадавших домов включены в эти списки. <адрес> не имеет финансовых средств для восстановления жилых домов, пострадавших в результате ливневых дождей. При наличии обстоятельств, препятствующих реализации законных прав жителей пострадавших домов в части возмещения ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия, разрешение данного вопроса возможно путем обращения в соответствующие государственные органы или судебные органы с соответствующим заявлением.
О том, что жителям <адрес> отказывают в выделении средств на восстановление пострадавших домовладений, истец узнал только после получения данного ответа администрации на их коллективное обращение. Следовательно, срок исковой давности необходимо считать с указанного момента. К судебной защите истец обратился лишь после разъяснения местной администрацией возможности взыскания суммы ущерба в судебном порядке.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что срок исковой давности не был пропущен.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец оплатил представителю за оказанные им юридические услуги <данные изъяты>, о чем свидетельствует представленная суду квитанция об оплате.
Принимая во внимание характер и степень сложности спора по указанному делу, наличие сформированной единообразной судебной практики по делам, аналогичным рассмотренному федеральным судом, продолжительность рассмотрения дела, объем выполненных представителем работ, суд считает возможным определить расходы по оплате услуг представителя, которые должны быть взысканы с ответчика в пользу истца, в сумме <данные изъяты>.
При изложенных обстоятельствах иск ФИО1 подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 ущерб, причиненный повреждением жилого дома в результате стихийного бедствия, в размере <данные изъяты>, а также расходы по проведению оценки поврежденного домостроения в сумме <данные изъяты>, и расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия.
Судья Р.А. Магомедов
Отпечатано в совещательной комнате