Судебный акт #1 (Определение) по делу № 13-424/2021 от 11.05.2021

Дело № 2 –2349/08

М. №13-424/21

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 мая 2021 года судья Центрального районного суда города Воронежа Буслаева В.И., рассмотрев заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об изменении порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 22.04.2018 по гражданскому делу №2-2349/08 по иску Булавина Юрия Сергеевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недоплаченных сумм ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначении и выплате ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью,

У с т а н о в и л:

Решением суда от 22.04.2008 исковые требования Булавина Ю.С. удовлетворены. На ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Булавину Ю.С. с 01.01.2008 ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 2050 руб. 16 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; с 01.01.2008 ежегодную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 4092 руб. 51коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; с 01.01.2008 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 12942 руб. 64 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; взысканы с Военного комиссариата Воронежской области в пользу Булавина Ю.С. недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 90067,60 рублей, недоплаченные суммы ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 14190,75 рублей, недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 369 498, 29 рублей, итого: 473 756 рублей 64 коп. Указанное решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.

Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» обратился в суд с данным заявлением, просит частично изменить порядок исполнения решения суда, указав на обязанность ответчика производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в порядке, определяемом Правительством РФ, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом.

В соответствии с ч.1 ст.203.1 ГПК РФ вопросы индексации присужденных денежных сумм рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.

Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

изменение порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, либо свидетельствующих о невозможности исполнить его тем способом, который указан в решении суда. Изменение решения суда по существу не допускается.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17 июня 2010 года № 869-О-О, положения ст. 433 ГПК РФ устанавливают порядок разъяснения исполнительного документа в тех случаях, когда он содержит неясности, затрудняющие исполнение вступившего в законную силу судебного решения, и направлены на защиту прав лиц, участвующих в деле, в том числе права на своевременное и правильное исполнение судебного решения. Устранение неясностей, содержащихся в исполнительном документе, путем его разъяснения судом в целях обеспечения защиты прав лиц, участвующих в деле, не может быть направлено на изменение правоотношений, установленных соответствующим решением, поскольку это требует изменения содержания самого судебного решения.

Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения является одним из способов устранения его недостатков. Оно производится в случае его неясности, противоречивости и нечеткости, затрудняющих исполнение решения.

Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время Булавину Ю.С. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций.

Исходя из действующего законодательства, индексация указанных выплат должна производиться ежегодно, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, но после достижения одинакового размера компенсационных выплат, установленных законом для указанной категории граждан и получаемых Булавиным Ю.С.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 сформулирована правовая позиция, согласно которой факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Частью 3 статьи 5 названного Закона (в редакции Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью - инвалидам I и II группы в размере 500 руб., III группы - 400 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 № 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Во исполнение требований закона, Правительство РФ ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат, которыми устанавливаются коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 по 31.05.2004 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 847, от 07.05.2005 № 292, от 25.04.2006 № 246, от 21.03.2007 № 171, от 21.12.2007 № 914 (ред. от 24.12.2008), от 21.12.2007 № 914 (ред. от 07.07.2009), от 16.12.2009 № 1024, от 21.12.2010 № 1079, от 08.12.2011 № 1019, от 04.12.2012 № 1255, от 19.12.2013 № 1189 и от 18.12.2014 № 1411 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период. Федеральным законом от 06.04.2015 № 68-ФЗ действие вышеуказанных норм первоначально было приостановлено до 1.01.2016, а затем – до 01.01.2017 и до 01.01.2018. Этим же законом определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных Законами № 1244-1, № 75 – ФЗ, № 2- ФЗ. Так, согласно ст. 3 Федерального закона № 68-ФЗ от 06.04.2015, в 2015 выплаты, пособия и компенсации индексировались в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов». Порядок индексации с 01.02.2016 установлен ст. 4 Федерального закона № 68- ФЗ, а с 01.02.2017 – ст. 4.2 указанного Закона.

Как было отмечено ранее ч. 3 ст. 5 Федерального Закона от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно решению суда выплачиваемая Булавину Ю.С. ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составляет 2050,16 руб., ежегодная компенсация в счет возмещения вреда здоровью – 4092,51 руб.

Таким образом, в настоящий момент размер выплачиваемых Булавину Ю.С. на основании решения суда компенсационных выплат значительно превышает их размер относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым военкомат такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства РФ. Учитывая правовую природу указанных компенсационных выплат, являющихся гарантией социальной защиты, суд приходит к выводу, что установление их размера для одной категории граждан должно быть единым. Иной подход противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав человека и гражданина.

В этой связи суд соглашается с правовой позицией заявителя о том, что Булавину Ю.С. индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания, предусмотренные ст. 203 ГПК РФ для удовлетворения заявления об изменении порядка исполнения вступившего в законную силу решения суда. При этом, суд не изменяет существо принятого ранее судебного постановления, поскольку, выводы суда основаны на положениях ч. 3 ст. 5 базового Закона, предусматривающей принципы индексации соответствующих выплат: исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время Булавину Ю.С. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций. Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд РФ, основания для отсрочки, рассрочки или изменения порядка и способа исполнения судебного акта должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка либо изменение порядка исполнения решения суда должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

При таких обстоятельствах, а так же с учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает, что изменение порядка исполнения судебного акта, о котором просит ответчик, будет соответствовать конституционному принципу справедливости. Конституционное право истца на возмещение вреда здоровью нарушено не будет, так как размер производимых ему выплат останется прежним, порядок же индексации будет приведен в соответствие с действующим законодательством. При этом, частичное изменение порядка и способа исполнения судебного акта восстановит баланс прав и законных интересов должника и взыскателя, предоставив возможность должнику осуществлять назначенные судом выплаты в возмещение вреда здоровью истца с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета, предусмотренных законом на эти цели.

Руководствуясь ст.ст. 203, 224-225, 434 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

Заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об изменении порядка и способа исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 22.04.2008, удовлетворить.

Частично изменить порядок и способ исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 22.04.2008.

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Булавина Юрию Сергеевичу, один раз в год с 01 февраля текущего года, исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Булавиным Юрием Сергеевичем по решению Центрального районного суда г. Воронежа от 22.04.2008.

На определение может быть подана частная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья: В.И. Буслаева

Дело № 2 –2349/08

М. №13-424/21

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 мая 2021 года судья Центрального районного суда города Воронежа Буслаева В.И., рассмотрев заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об изменении порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 22.04.2018 по гражданскому делу №2-2349/08 по иску Булавина Юрия Сергеевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недоплаченных сумм ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначении и выплате ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью,

У с т а н о в и л:

Решением суда от 22.04.2008 исковые требования Булавина Ю.С. удовлетворены. На ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Булавину Ю.С. с 01.01.2008 ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 2050 руб. 16 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; с 01.01.2008 ежегодную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 4092 руб. 51коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; с 01.01.2008 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 12942 руб. 64 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; взысканы с Военного комиссариата Воронежской области в пользу Булавина Ю.С. недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 90067,60 рублей, недоплаченные суммы ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 14190,75 рублей, недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 369 498, 29 рублей, итого: 473 756 рублей 64 коп. Указанное решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.

Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» обратился в суд с данным заявлением, просит частично изменить порядок исполнения решения суда, указав на обязанность ответчика производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в порядке, определяемом Правительством РФ, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом.

В соответствии с ч.1 ст.203.1 ГПК РФ вопросы индексации присужденных денежных сумм рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.

Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

изменение порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, либо свидетельствующих о невозможности исполнить его тем способом, который указан в решении суда. Изменение решения суда по существу не допускается.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17 июня 2010 года № 869-О-О, положения ст. 433 ГПК РФ устанавливают порядок разъяснения исполнительного документа в тех случаях, когда он содержит неясности, затрудняющие исполнение вступившего в законную силу судебного решения, и направлены на защиту прав лиц, участвующих в деле, в том числе права на своевременное и правильное исполнение судебного решения. Устранение неясностей, содержащихся в исполнительном документе, путем его разъяснения судом в целях обеспечения защиты прав лиц, участвующих в деле, не может быть направлено на изменение правоотношений, установленных соответствующим решением, поскольку это требует изменения содержания самого судебного решения.

Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения является одним из способов устранения его недостатков. Оно производится в случае его неясности, противоречивости и нечеткости, затрудняющих исполнение решения.

Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время Булавину Ю.С. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций.

Исходя из действующего законодательства, индексация указанных выплат должна производиться ежегодно, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, но после достижения одинакового размера компенсационных выплат, установленных законом для указанной категории граждан и получаемых Булавиным Ю.С.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 сформулирована правовая позиция, согласно которой факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Частью 3 статьи 5 названного Закона (в редакции Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью - инвалидам I и II группы в размере 500 руб., III группы - 400 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 № 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Во исполнение требований закона, Правительство РФ ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат, которыми устанавливаются коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 по 31.05.2004 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 847, от 07.05.2005 № 292, от 25.04.2006 № 246, от 21.03.2007 № 171, от 21.12.2007 № 914 (ред. от 24.12.2008), от 21.12.2007 № 914 (ред. от 07.07.2009), от 16.12.2009 № 1024, от 21.12.2010 № 1079, от 08.12.2011 № 1019, от 04.12.2012 № 1255, от 19.12.2013 № 1189 и от 18.12.2014 № 1411 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период. Федеральным законом от 06.04.2015 № 68-ФЗ действие вышеуказанных норм первоначально было приостановлено до 1.01.2016, а затем – до 01.01.2017 и до 01.01.2018. Этим же законом определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных Законами № 1244-1, № 75 – ФЗ, № 2- ФЗ. Так, согласно ст. 3 Федерального закона № 68-ФЗ от 06.04.2015, в 2015 выплаты, пособия и компенсации индексировались в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов». Порядок индексации с 01.02.2016 установлен ст. 4 Федерального закона № 68- ФЗ, а с 01.02.2017 – ст. 4.2 указанного Закона.

Как было отмечено ранее ч. 3 ст. 5 Федерального Закона от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно решению суда выплачиваемая Булавину Ю.С. ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составляет 2050,16 руб., ежегодная компенсация в счет возмещения вреда здоровью – 4092,51 руб.

Таким образом, в настоящий момент размер выплачиваемых Булавину Ю.С. на основании решения суда компенсационных выплат значительно превышает их размер относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым военкомат такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства РФ. Учитывая правовую природу указанных компенсационных выплат, являющихся гарантией социальной защиты, суд приходит к выводу, что установление их размера для одной категории граждан должно быть единым. Иной подход противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав человека и гражданина.

В этой связи суд соглашается с правовой позицией заявителя о том, что Булавину Ю.С. индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания, предусмотренные ст. 203 ГПК РФ для удовлетворения заявления об изменении порядка исполнения вступившего в законную силу решения суда. При этом, суд не изменяет существо принятого ранее судебного постановления, поскольку, выводы суда основаны на положениях ч. 3 ст. 5 базового Закона, предусматривающей принципы индексации соответствующих выплат: исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время Булавину Ю.С. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций. Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд РФ, основания для отсрочки, рассрочки или изменения порядка и способа исполнения судебного акта должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка либо изменение порядка исполнения решения суда должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

При таких обстоятельствах, а так же с учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает, что изменение порядка исполнения судебного акта, о котором просит ответчик, будет соответствовать конституционному принципу справедливости. Конституционное право истца на возмещение вреда здоровью нарушено не будет, так как размер производимых ему выплат останется прежним, порядок же индексации будет приведен в соответствие с действующим законодательством. При этом, частичное изменение порядка и способа исполнения судебного акта восстановит баланс прав и законных интересов должника и взыскателя, предоставив возможность должнику осуществлять назначенные судом выплаты в возмещение вреда здоровью истца с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета, предусмотренных законом на эти цели.

Руководствуясь ст.ст. 203, 224-225, 434 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

Заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об изменении порядка и способа исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 22.04.2008, удовлетворить.

Частично изменить порядок и способ исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 22.04.2008.

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Булавина Юрию Сергеевичу, один раз в год с 01 февраля текущего года, исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Булавиным Юрием Сергеевичем по решению Центрального районного суда г. Воронежа от 22.04.2008.

На определение может быть подана частная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья: В.И. Буслаева

1версия для печати

13-424/2021

Категория:
Другие
Статус:
Удовлетворено
Истцы
ФКУ "ВК ВО"
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Буслаева Валентина Ивановна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
14.05.2021Материалы переданы в производство судье
17.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2021Рассмотрение без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
25.05.2021Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее