№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Илимпийский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,
с участием ответчиков: ФИО1 Министерства финансов Российской Федерации Воробьёва Б.М. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
ФИО1 ОВД по <адрес> ФИО4 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству финансов Российской Федерации, Главному управлению внутренних дел МВД РФ по <адрес>, ОВД по <адрес> о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ, Главному управлению внутренних дел МВД РФ по <адрес>, ОВД по <адрес> о компенсации морального вреда в размере 999 999 рублей 99 копеек, причиненного ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания (далне-ИВС) ОВД по <адрес>.
Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с привлечением в уголовной ответственности был заключен под стражу и содержался в ИВС ОВД по <адрес> в камере №, где отсутствовал санузел и умывальник, недостаточным освещением, без вентиляции. Вследствие маленького размера окна (32,5 х 22,5 см) было ограничено поступление естественного света и воздуха. Пол в камере бетонный, холодный, промерзая в сильные морозы, образует наледь. В камере размещено ведро для оправки естественных нужд. Вместо кроватей с панцирной сеткой в камере установлены двухъярусные цельнометаллические лежанки, использование которых давно уже отменено. К дверному проему приварен металлический уголок на уровне 55 см. от пола, который существенно препятствует выходу из камеры и представляет угрозу причинения увечий. При санитарной норме камеры в 4 кв.м. на одного человека, площадь камеры составляет 6,82 кв.м. и расчитана на 4 человек. ДД.ММ.ГГГГ медицинским работником ИВС ему было отказано в медицинской помощи. Питание, поставляемое их кафе «Альбатрос» было некачественным, не соответствовало норме. В нарушение ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в условиях ИВС содержался свыше 10 суток, не был этапирован в СИЗО № <адрес>. Находясь в таких условиях, испытал физические и нравственные страдания, в связи с чем просит взыскать с ответчиков денежную компсацию в размере 99 999 руб. 00 коп.
В судебное заседание истец ФИО2, отбывающий наказание в местах лишения свободы, в соответствии со ст. 77.1 УИК РФ не вызывался, о дне слушания извещён надлежащим образом.
ФИО1 Министерства финансов Российской Федерации в лице главного специалиста-эксперта административного отдела Отделения по Эвенкийскому муниципальному району Управления Федерального казначейства по <адрес> Воробьёв Б.М. исковые требования ФИО2 к казне РФ не признал. Считает, что согласно ст.ст. 1069, 1070 ГК РФ государство может отвечать за счет казны Российской Федерации только в том случае, когда вред причинен в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов; действий органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, повлекших незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное осуждение, незаконное применение ареста, подписки о невыезде в качестве меры пресечения и т.д. (ч.1 ст. 1070 ГК РФ), либо когда вред причинен незаконной деятельностью органов дознания, следствия, прокуратуры, не повлекших последствий, указанных в ч.1 ст. 1070 ГК РФ. Только в этих случаях в соответствии с п.1 ч.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от имени Российской Федерации в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета в судах выступает Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства и его территориальных органов. Требования истца исходят из вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОВД по <адрес>. Согласно ст. 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Главным распорядителем средств федерального бюджета на эти цели является МВД Российской Федерации и его территориальные органы. Поэтому считает, что надлежащим ответчиком по делу является ОВД по <адрес> как структурное подразделение Министерства внутренних дел РФ. Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем средств федерального бюджета в данном случае является МВД Российской Федерации, которое и должно отвечать в случае доказанности неправомерных действия его структурных подразделений и должностных лиц.
ФИО1 внутренних дел по <адрес>в судебное заседание не явился. В письменном возражении на иск указал, что надлежащим ответчиком по делу дожно быть Министерство РФ, поскольку в соответствии со ст. 1069 ГК ТРФ при причинении гражданину либо юридическому лицу вреда в результате незаконных действий органов государственной власти возмещение производится за счет казны РФ. Считает, что также не имеется правовых оснований для удовлетворения иска к ОВД по <адрес>, так как действия (бездействия) должностных лиц ОВД по ненадлежащему содержанию в ИВС истца не признаны незаконными. Кроме этого, полагает, что ФИО2 не представлены доказательства причинения ему нравственных и физических страданий и обоснованность размера денежной компенсации.
ФИО1 ответчика ОВД по <адрес> ФИО4 исковые требования не признала, пояснив, что ФИО2 содержался в ИВС ОВД по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Был помещен в камеру №,2 и все это время из-за своей физической комплекции и состояния здоровья (гипертоническая болезнь) содержался в них в основном один. В 2009 году в ИВС был произведен капитальный ремонт: в камерах установлены окна, вешалка для одежды, тумбочка для хранения продуктов и личных вещей, емкость для питьевой воды, заменены полы, стол для приема пищи, электорооборудование. Оборудован отдельный санитарный узел с двумя унитазами, душевой кабинкой с бойлером для подгревом воды, двумя раковинами для умывания, установлена стиральная машина-автомат для стирки постельного белья спецконтингента. Реконструирован прогулочный двор: сделан навес от осадков, скамейка для отдыха спецконтингента, построен погрузочно-разгрузочный шлюз. Для отправления естественных надобностей в период утреннего и вечернего туалета в каждой камере оборудовано специальное место с приватной перегородкой и емкостью (ведро), что предусмотрено внутренними правилами. Для арестованных, содержащихся в ИВС, еженедельно организуется помывка в душе ИВС, обеспечиваются сменными постельными принадлежностями. В период каптального ремонта полы в камерах ИВС приводились в соответствие с требованиями стандартов: наполовину бетонными, наполовину деревянным, на бетонном основании. Факты промерзания полов в камерах ИВС не зафиксированы, таких жалоб от лиц, содержащихся в ИВС, не поступало. Металлические уголки с дверных проемов были удалены в ходе проверки обращения ФИО2. В ИВС установлена приточно - вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Кроме этого, имеется самостоятельная проточно-вытяжная вентиляция. Указанное оборудование находится в исправном состоянии и в период содержания в ИВС Боровикова повреждений не имело. Питание арестованных организовано по договору с ООО «Альбатрос», жалоб на качество питания не поступало. ДД.ММ.ГГГГ в хлебе, поступившем из кафе «Альбатрос», плесень была обнаружена сотрудниками ИВС «на контроле» до приема пищи арестованнымм, тут же были приняты меры по замене хлеба. Отказа ФИО2 в медицинской помощи места не имело. При ежедневном медицинском осмотре каких- либо жалоб на состояние здоровья он не предъявлял. Конворирование лиц, содержащихся в ИВС, из ИВС в СИЗО, осуществляется Управлением по обеспечению общественного порядка организации деятельности спецучреждений милиции и конвоирование ГУВД <адрес> специальным авиарейсом согласно графику один раз в месяц по последним четвергам. В январе 2011 года этапирование по плану не было организовано Управлением отсутствия денежных средств на оплату спецрейса ввиду начала финансового года, то есть не по вине ОВД. Истцом не представлено доказательств того, что кратковременным пребыванием в ИВС ему нанесен физический или нравственный вред: заключения эксперта или справки врачей об ухудшении его здоровья нет. Считает, что ответственность за причиненный моральный вред является одним из видов деликтной ответственности и может наступать при наличии полного состава гражданского правонарушения, а именно: противоправного поведения государственного органа или должностного лица, причинение вреда, причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в виде вреда неимущественным правам и нематериальным благам. Просит в удовлетворении требований отказать.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ФИО1 ГУВД по <адрес>.
Выслушав доводы явившихся сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. К нематериальным благам в соответствии со ст. 150 ГК РФ относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя и т.д.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон №-Ф3 ДД.ММ.ГГГГ) установлены порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 16 указанного Закона приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила внутреннего распорядка ИВС).
Согласно ст. 9 Закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - ИВС) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом РФ, в них могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
ИВС являются подразделениями общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел РФ. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 статьи 17 Положения об Отделе внутренних дел по <адрес> (далее- ОВД по <адрес>), утвержденного приказом ГУВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №дсп, обязанность по содержанию подозреваемых и обвиняемых в ИВС, их охране и конвоированию возложены на ОВД по <адрес>.
Согласно ст. 13 Закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ подозреваемые и обвиняемые могут переводиться в ИВС в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Из положений ст. 4 вышеуказанного Закона следует, что содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, определены статьей 17 Закона, согласно которому подозреваемые и обвиняемые имеют право, помимо прочего, на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; ежедневную прогулку; пользоваться собственными постельными принадлежностями; на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых определено статьями 23, 24 Закона. Кроме того, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых урегулировано главами пятой и четырнадцатой Правил внутреннего распорядка ИВС.
В соответствии с пунктами п.п.42-45 Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Так, в соответствии со ст.45 Правил камеры ИВС должны быть оборудованы индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и (или) вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 приговором Илимпийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ был осужден по ч. 1 ст. 166 УК РФ с частичным присоединением неотбытого наказания по приговору от ДД.ММ.ГГГГ окончательно к 4 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, взят под стражу в зале суда, помещен в ИВС ОВД по <адрес> (л.д.11-12).
ИВС ОВД по <адрес> как самостоятельное, обособленное и надлежащим образом оборудованное помещение не строилось. Под ИВС было определено несколько комнат в приспособленном здании ОВД, бывшей конюшни, 1967 года постройки. Проектирование объектов милиции в то время регулировалось приказами МВД СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции по проектированию объектов милиции» и МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № ЦП С «Об утверждении Наставления по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органами внутренних дел». Указанные нормативные акты особенности оборудования камер ИВС не определяли, в том числе наличие в камерах санузла, умывальника, крана с водопроводной водой. До 2009 г. вследствие недостаточного финансирования органов внутренних дел произвести реконструкцию и капитальный ремонт ИВС не представлялось возможным. В сентябре 2009 года помещение ИВС было полностью отремонтировано, проведены водо- и теплоснабжение, вытяжная вентиляция, оборудовано душем и теплым туалетом, новой системой освещения и радиовещания, построен прогулочный двор. ИВС обеспечено необходимым количеством постельных принадлежностей и белья, предметами обихода и хозяйственной утвари. Непосредственно в камерах установлены окна, оборудованы шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, санузлом с соблюдением необходимых требований приватности. Индивидуальные спальные места организованы в виде двухярусных металлических кроватей по четыре в каждой камере (л.д.83-96).
По данным книги покамерного учета ФИО2 содержался в ИВС ОВД по <адрес> с 14 декабря по ДД.ММ.ГГГГ в камерах №№1,2 размерами соответственно 2,40х3,60 м (площадью 8,64 кв.м) и 2,10х3,60 м (площадью 7,56 кв.м) в основном один. В периоды с 19 по ДД.ММ.ГГГГ с арестованным ФИО5; с 19 января по ДД.ММ.ГГГГ с арестованным ФИО6 104-123).
Несмотря на последнее обстоятельство, санитарная норма (4 кв.м на человека) в отношении ФИО2 была соблюдена.
В ходе проверки жалобы ФИО2 на неудобства двухярусных кроватей в связи с незначительными расстояниями между нижними и верхними лежачими местами, создающими опасность причинения увечья, было установлено, что при норме в 90 см, предусмотренной приложением № Методических рекомендаций по обустройству камер ИВС, оно составляло 78 см. Также было установлено, что в дверных проемах всех камер ИВС, за исключением камеры №, имелся металлический уголовок на уровне 55 см от пола, который служил упором. Данные нарушения в оборудование камер были устранены в апреле-мае 2011 года, каким-либо образом на здоровье ФИО2 они не повлияли.
На период содержания в ИВС Боровиков был обеспечен отдельным спальным местом с постельными принадлежностями, средствами личной гигиены.
Отсутствие в камере санузла в виде отдельного унитаза, умывальника и крана с водопроводной водой не свидетельствуют о том, что в период своего содержания в ИВС он данными бытовыми условиями не пользовался. Утренние и вечерние туалеты были организованы в специально отведенном месте, где установлены сантехническое и бытовое оборудование (унитазы, раковины, душевая, стиральная машина). Для отправления естественных надобностей в промежутке между утренним и вечерним туалетами неспосредственно в камере обрудован санузел с соблюдением требований приватности.
В соответствии с п.42 Правил подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питаниям по нормам, определяемым Правительством РФ.
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № услуги по горячему питанию арестованных, содержащихся в ИВС ОВД по <адрес>, осуществляет ООО «Альбатрос».
Исследованными судом доказательствами фактов приготовления поставщиком в период с декабря 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ некачественной пищи для арестованных судом не установлено.
Доводы ФИО1 ОВД о том, что поставляемая ООО «Альбатрос» пища на соответствие СаНПин проверяется медсестрой, жалоб со стороны арестованных не имелось, истцом не опровергнуты.
Из акта от 06.01. 2011 года, составленного начальником ИВС ФИО7 с участием двух понятых, усматривается, что в указанный день при осмотре пищи, поступившей в ИВС из кафе «Альбатрос» и предназначенной для арестованных, была обнаружена булка хлеба с налетом плесени. Хлеб был заменен поставщиком. Данный случай был единичным, каких-либо последствий для арестованных не имел, поскольку некачественный хлеб в пищу ими не употреблялся.
Жалоба ФИО2 на некачественное питание, заявленная ДД.ММ.ГГГГ старшему помощнику прокурора <адрес> ФИО8 при проверкеИВС, имела отношение к вышеуказанному случаю.
Согласно материалов административного производства в отношении ООО «Альбатрос» юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ст.6.6 КоАП РФ за отсутствие бракеражного журнала, журнала осмотра на гнойничковые и острые респираторные заболевания и ведение в них ежедневных записей.
Право подозреваемых и обвиняемых на медико-санитарное обепеченипе предполагает проведение в ИВС лечебно-профилактической и санитарн6о-эпидеимологическо работы в соответствии с законодателтьством об охране здоровья граждан и нормативными правовымси актами МВД РФ, обязанность администрации ИВС выпллнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Статьей 123,125 Правил установлено, что подозреваемые и обвинемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, деждурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса смодержащихся лиц, а в случае худшения состояния здоровья к любому сотруднику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.
Согласно записям в журнале медицинского осмотра ФИО2 за время своего содержания в ИВС дважды обращался за медицинской помощью: 15 и ДД.ММ.ГГГГ с жалобами на головную боль, установлен диагноз «Гипертоническая болезнь», оказана медицинская помощь.
Из материалов проверки прокуратуры по жалобе ФИО2 на отказ администрации ОВД в предоставлении права на телефонный звонок по номеру телефона доверия ГУВД, данный факт подтвердился, ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено представление.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что минимальные стандарты Правил содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по <адрес> в отношении ФИО2 были соблюдены. Некоторые недостаки и несоответствия в оборудовании камер, организации питания являются незначительными, не причиняют арестованным излишние физические страдания, не унижают их человеческое достоинство.
С учетом изложенного исковые требования ФИО2 суд считает необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Миниистерству финансов РФ, Главному управлению внутренних дел МВД РФ по <адрес>, ОВД по <адрес> о компенсации морального вреда в размере 999 999 рублей 99 копеек ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОВД по <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.Н.Джимбеева