Дело №2-1050/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Зея Амурской области 21 августа 2013 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием истицы Крюковой Т.А., представителя истицы Мартыновой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крюковой ТА к администрации города Зеи Амурской области о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с вышеназванным иском к администрации города Зеи Амурской области, в обоснование требований указав, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей. На основании решения Свободненского районного Совета народных депутатов от <Дата обезличена> <Номер обезличен> она вместе с братьями была направлена в детский дом. В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> год она находилась в интернате «<данные изъяты>» в <адрес>, с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год обучалась в школе – интернате <Номер обезличен> <адрес>, в период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год обучалась в ПУ-<данные изъяты> <адрес>. По окончании училища она обратилась в администрацию города Зеи с заявлением о предоставлении жилого помещения как сироте и представила документы, которые ей были выданы по окончании школы-интерната. В администрации ей пояснили, что свободного жилья нет, в связи с чем, в <данные изъяты> году ей предоставили комнату в общежитии по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Поскольку у неё не было места жительства, она заселилась в указанную комнату, где проживала с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год. В связи с тем, что условия для проживания в данном жилом помещении ухудшились, она вынуждена с детьми снимать другое жильё. Она неоднократно обращалась в администрацию города Зеи по вопросу предоставления жилого помещения, однако, поскольку ей исполнилось более 23 лет, ответчик отказывает в предоставлении жилья, а также ссылается на то, что она не подтвердила свой статус лица, оставшегося без попечения родителей.
Просит суд признать её лицом, оставшимся без попечения родителей, обязать ответчика включить её в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, а также выдать вне очереди жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилого помещения.
Уточнив исковые требования заявлением от <Дата обезличена>, истица просит признать её лицом, оставшимся без попечения родителей, обязать администрацию города Зеи предоставить ей жилое помещение по договору специализированного найма не ниже установленных в городе Зея Амурской области социальных норм – 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте г.Зея Амурской области.
В судебном заседании истица Крюкова Т.А. и её представитель Мартынова В.И. на удовлетворении уточнённых исковых требований настаивали. Истица суду пояснила, что в малолетнем возрасте она вместе с двумя братьями осталась без попечения родителей, в связи с чем, органами опеки была определена в детский дом. В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> она обучалась в школе-интернате <Номер обезличен> <адрес>, затем в <данные изъяты>. обучалась в <данные изъяты> <адрес>, по окончанию училища она обратилась в администрацию г. Зея с заявлением о предоставлении жилого помещения как сироте, представила документы, которые ей были выданы по окончании школы-интерната. Ей объяснили, что свободного жилья нет, поэтому в <данные изъяты> году предоставили комнату в общежитии по адресу<адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Поскольку ей вообще негде было жить, она заселилась в эту комнату, где проживала с <данные изъяты> по <данные изъяты> год. После этого в общежитии переморозили систему отопления, проживать в нём стало невозможно, она с детьми до настоящего времени скитается по съемным квартирам. Она неоднократно обращалась в администрацию г. Зея, где ей сказали, что ей уже больше 23 лет, и ничего не предоставят. Она писала заявления в администрацию г. Зея, в прокуратуру, её поставили на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Администрация г.Зеи в своем ответе указала, что она не подтвердила статус сироты, так как родители не были лишены родительских прав и нет сведений о том, закреплялось ли за ними жилое помещение, хотя в справке, выданной ей в школе-интернате, указано, что она проживала в доме своей бабушки, своего имущества не имеет.
Представитель ответчика – администрации города Зея Амурской области ФИО11 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, доводы отзыва поддержала. Из представленного отзыва на иск следует, что ответчик с заявленными требованиями не согласен, поскольку истица Крюкова Т.А. не состоит на регистрационном учете детей, оставшихся без попечения родителей, и в силу возраста не относится к данной категории.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства образования и науки Амурской области и Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлёны надлежащим образом, отзывы на иск не представили.
Заслушав истицу и её представителя, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.
Жилищное законодательство в силу п.«к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путём приобретения жилого помещения в собственность.
Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма, чётко обозначен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определённых категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
В соответствии со ст.1 Федеральным законом от 21 декабря 1996 г №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из копии свидетельства о рождении истицы серии <Номер обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (<данные изъяты>), в качестве её родителей указаны ФИО6 и ФИО2.
Судом установлено, что на основании решения исполнительного комитета Свободненского районного Совета народных депутатов от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об устройстве несовершеннолетних ФИО15., Крюковой Т.А., ФИО16. в детский дом» истица Крюкова Т.А., <Дата обезличена> года рождения, вместе с братьями была определена в детский дом в связи с тем, что они остались без попечения родителей, поскольку их мать ФИО2 скрылась в неизвестном направлении, а отец ФИО6 систематически пьёт, воспитанием детей не занимается, близких родственников, которые могли бы взять на себя содержание детей, нет.
Как следует из копии определения Свободненского районного суда Амурской области, <Дата обезличена> в Свободненский районный суд поступило исковое заявление Свободненского отдела народного образования к ФИО2 о лишении её родительских прав. В судебном заседании было установлено, что ответчица ФИО2 систематически злоупотребляет алкоголем, не занимается воспитанием детей, судом было принято решение объявить розыск ФИО2
Согласно справке, выданной директором школы-интерната <Номер обезличен> <адрес>, Крюкова Т.А. являлась воспитанником Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната <Номер обезличен> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Согласно копии свидетельства о смерти серии <Номер обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (<данные изъяты>) мать истицы ФИО2 умерла <Дата обезличена>.
Как следует из копии выписки из искового заявления (Шимановский народный суд) от <Дата обезличена>, Крюкова Т.А., <Дата обезличена> года рождения находится на воспитании и содержании в <данные изъяты> школе-интернате <Номер обезличен>. Родители лишены родительских прав. ФИО6 ФИО6 в соответствии со ст.67,68 КОБС РСФСР выплачивает алименты на Крюкову ТА, который перечисляются на её счёт, мать ФИО2 умерла.
Согласно сведениям, представленным МУ «Управление по образованию и работе с молодежью администрации Шимановского района» и справки детского дома <адрес> от <Дата обезличена>, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Крюкова Т.А. находилась в детском доме <адрес>, затем была переведена в школу – интернат <Номер обезличен> <адрес>.
Из копии архивной справки ГБУ «Областной архив системы образования Амурской области» от <Дата обезличена> следует, что в архивном фонде профессионального училища <Номер обезличен> <адрес> в документах за <данные изъяты> гг значится Крюкова ТА, <данные изъяты> г.р., обучавшаяся с <Дата обезличена> (приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>) по <Дата обезличена> (приказ <Номер обезличен> от 17<Дата обезличена>) по специальности «<данные изъяты>».
Таким образом, совокупность исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что истица Крюкова Т.А. с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> находилась на полном государственном обеспечении – воспитывалась в учреждении для детей: в детском доме <адрес>, в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната <Номер обезличен> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес>, то есть являлась лицом, оставшимся без попечения родителей HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fmenzelinsky.tat.sudrf.ru%2Fmodules.php%3Fname%3Ddocum_sud%26id%3D158&tld=ru&text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9&l10n=ru&mime=html&sign=6be3c6f46e4c161ffaede81cf2d50e22&keyno=0" \l "YANDEX_87" HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fmenzelinsky.tat.sudrf.ru%2Fmodules.php%3Fname%3Ddocum_sud%26id%3D158&tld=ru&text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9&l10n=ru&mime=html&sign=6be3c6f46e4c161ffaede81cf2d50e22&keyno=0" \l "YANDEX_86" HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fmenzelinsky.tat.sudrf.ru%2Fmodules.php%3Fname%3Ddocum_sud%26id%3D158&tld=ru&text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9&l10n=ru&mime=html&sign=6be3c6f46e4c161ffaede81cf2d50e22&keyno=0" \l "YANDEX_88" HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fmenzelinsky.tat.sudrf.ru%2Fmodules.php%3Fname%3Ddocum_sud%26id%3D158&tld=ru&text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9&l10n=ru&mime=html&sign=6be3c6f46e4c161ffaede81cf2d50e22&keyno=0" \l "YANDEX_87" HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fmenzelinsky.tat.sudrf.ru%2Fmodules.php%3Fname%3Ddocum_sud%26id%3D158&tld=ru&text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9&l10n=ru&mime=html&sign=6be3c6f46e4c161ffaede81cf2d50e22&keyno=0" \l "YANDEX_89" HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fmenzelinsky.tat.sudrf.ru%2Fmodules.php%3Fname%3Ddocum_sud%26id%3D158&tld=ru&text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9&l10n=ru&mime=html&sign=6be3c6f46e4c161ffaede81cf2d50e22&keyno=0" \l "YANDEX_88" HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fmenzelinsky.tat.sudrf.ru%2Fmodules.php%3Fname%3Ddocum_sud%26id%3D158&tld=ru&text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9&l10n=ru&mime=html&sign=6be3c6f46e4c161ffaede81cf2d50e22&keyno=0" \l "YANDEX_90" HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fmenzelinsky.tat.sudrf.ru%2Fmodules.php%3Fname%3Ddocum_sud%26id%3D158&tld=ru&text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9&l10n=ru&mime=html&sign=6be3c6f46e4c161ffaede81cf2d50e22&keyno=0" \l "YANDEX_89" HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fmenzelinsky.tat.sudrf.ru%2Fmodules.php%3Fname%3Ddocum_sud%26id%3D158&tld=ru&text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9&l10n=ru&mime=html&sign=6be3c6f46e4c1�6�1�f�f�a�e�d�e�8�1�c�f�2�d�5�0�e�2�2�&�k�e, в связи с чем, суд удовлетворяет требования о признании истицы лицом, оставшимся без попечения родителей.
Разрешая требования о возложении на ответчика обязанности предоставить истице жилое помещение по договору специализированного найма не ниже установленных в городе Зея социальных норм – 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Зея Амурской области, суд приходит к следующему:
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г №15-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
Действие положений статьи 8 настоящего Федерального закона в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г №15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч.1 ст.4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №472-ОЗ от 11.04.2005 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признаётся невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счёт средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
Частью 1 ст.109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ - проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признаётся невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишённых родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдёт в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Судом установлено, что истица является лицом, оставшимся без попечения родителей, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> находилась на полном государственном обеспечении, воспитывалась в учреждениях для детей – сирот.
Из копии корешка ордера на жилую площадь в общежитии <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что администрация города Зея предоставила Крюковой Т.А. комнату в общежитии по адресу: <адрес> <адрес>, размером <данные изъяты> кв.м.
Как следует из паспортных данных истицы, она зарегистрирована по адресу: <адрес> с <Дата обезличена>.
Из сообщения администрации Свободненского района Амурской области от <Дата обезличена> следует, что в администрации отсутствует информация о закреплении жилого помещения за несовершеннолетними Крюковыми при устройстве их в <данные изъяты> году в детский дом.
Из сообщения администрации Свободненского района Амурской области от <Дата обезличена> следует, что за несовершеннолетними Крюковой ТА, <Дата обезличена> года рождения, ФИО6, <Дата обезличена> года рождения, ФИО5, <Дата обезличена> года рождения при устройстве их в детский дом в <данные изъяты> году на основании решения исполкома Свободненского районного Совета народных депутатов от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, жилое помещение не закреплялось.
Из копии справки администрации Березовского сельсовета от <Дата обезличена> следует, что Крюкова ТА проживала в доме своей бабушки и фактически своей площади не имеет, так же, как и ценного имущества.
Как следует из сообщения Отдела образования администрации Ивановского района от <Дата обезличена>, Крюкова Т.А., <Дата обезличена> года рождения не состояла в Ивановском районе на первичном учёте как оставшаяся без попечения родителей. Отец ФИО26 проживал в <адрес> до <данные изъяты> года, в похозяйственной книге ТА не была записана как его дочь. Жилое помещение за Крюковой Т.А. на территории Ивановнского района не закреплялось и ей не предоставлялось прав на получение жилья вне очереди.
Согласно справке администрации Свободненского района от <Дата обезличена>, Крюкова Т.А. по Свободненскому району не поставлена на регистрационный учёт на внеочередное получение жилья, а также ей не предоставлялось жилое помещение по договору социального найма или найма специализированных жилых помещений. За Крюковой Т.А. не закреплялось жилое помещение.
Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от <Дата обезличена> подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права Крюковой Т.А. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Таким образом, судом установлено, что Крюкова Т.А. не имеет в собственности каких-либо жилых помещений.
<Дата обезличена> истица обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Зеи с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как сироте.
<Дата обезличена> ответчик сообщил истице об отказе во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в связи с отсутствием у неё документов, подтверждающих её право на получение жилого помещения согласно действующему законодательству.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилое помещение по договору специализированного найма Крюковой Т.А., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ, а также из ст.1, его положения распространяются на детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении до 23 лет.
Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд Российской Федерации данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-тилетнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Как следует из пояснений истицы, она по окончании училища обратилась в администрацию города Зеи с заявлением о предоставлении жилого помещения как сироте и представила документы, которые ей были выданы по окончании школы-интерната. В связи с отсутствием свободного жилого фонда истице в <данные изъяты> году ей предоставили комнату в общежитии по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что истица за реализацией своего права на получение жилого помещения обратилась в администрацию города Зеи до достижения ей 23 – летнего возраста, о чём свидетельствует предоставление ей комнаты в общежитии по ордеру <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по адресу: <адрес> <адрес>, размером <данные изъяты> кв.м. При этом, в последующем ответчик не предоставил Крюковой Т.А. как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение взамен комнаты, предоставленной по ордеру.
Указанные обстоятельства, установленные в судебном заседании, ответчиком не опровергнуты, из письменного сообщения ответчика следует, что сведениями, подтверждающими основание предоставления Крюковой Т.А. комнаты в общежитии по адресу: <адрес> ответчик не располагает.
Таким образом, суд считает, что Крюкова Т.А. вправе претендовать на внеочередное предоставление жилого помещения как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, истица с <Дата обезличена> проживает в г. Зея, зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес> однако вынуждена снимать другое жильё в связи с невозможностью проживания по месту регистрации.
В соответствии с п.31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г №713 (с последующими изменениями), снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства производится органами регистрационного учёта в случае изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учёта по месту жительства.
Сам факт регистрации либо прописки лица на жилую площадь с согласия проживающих на ней, является административным актом и не означает наличия права на жилую площадь, а является одним из доказательств, которое должно оцениваться судом. Регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Право гражданина РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со ст.55 ч.3 Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты законных интересов других лиц.
Таким образом, суд считает установленным тот факт, что местом жительства Крюковой Т.А. является г.Зея. Истица является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности каких-либо жилых помещений, жилое помещение по договору специализированного найма ей не предоставлялось, на основании изложенного, суд находит установленным факт, что Крюкова Т.А. является нуждающейся в жилом помещении.
По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
В соответствии с п.2 ст.132 Конституции Российской Федерации, ч.3 ст.49 ЖК РФ, ч.2 ст.15.1, ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, в том числе Администрация города Зея, как орган местного самоуправления муниципального района, наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счёт средств областного бюджета.
Таким образом, исходя из анализа действующего законодательства, администрация города Зея является надлежащими ответчиком по настоящему спору.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с требованиями ст.5.1. Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления при исполнении полномочий вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счёт средств местных бюджетов, с последующим возмещением расходов за счёт субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона. Органы местного самоуправления обязаны исполнять полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области.
Поскольку жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства, а местом жительства Крюковой Т.А, как установлено судом, является город Зея Амурской области, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истице по договору специализированного найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на администрации города Зея.
В соответствии со ст.7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (с изменениями и дополнениями):
1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещения.
4. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
5. Для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учётная норма в размере 15 кв метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере:
33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан;
42 кв. метра - на семью из 2 человек;
18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
Для жилого помещения в общежитии предоставляется 6 кв. метров жилой площади на одного человека, семьям предоставляется изолированное жилое помещение.
Согласно п.5.4 разд.5 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утверждённого решением Зейского городского Совета народных депутатов Амурской области от 3 апреля 2013 г N 91/30, учётная норма в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, в том числе для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливаются в размере 18 квадратных метров на одного человека для граждан следующих категорий:
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст.7 Конституции Российской Федерации социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истицы на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования.
При указанных обстоятельствах, Крюкова Т.А. имеет право на предоставление жилого помещения как лицо, из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку такое право у неё возникло, за реализацией своего права на получение жилого помещения истица обратилась до достижения 23- летнего возраста.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилого помещения по договору специализированного найма.
С учётом изложенного, суд считает требования истицы о предоставлении Крюковой Т.А. жилого помещения в городе Зея Амурской области по договору специализированного найма общей площадью не менее 18 кв.м, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Крюковой ТА удовлетворить.
Признать Крюкову ТА, <Дата обезличена> года рождения, уроженку <адрес> лицом, оставшимся без попечения родителей.
Обязать администрацию города Зея Амурской области предоставить Крюковой ТА благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Зея Амурской области, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Куприянова
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Председательствующий С.Н. Куприянова