Мотивированное решение 25.05.2020
№ 2-1-148/2020
№1-109/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2020 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный Свердловской области в составе председательствующего судьи Байдина С.М.,
при секретаре Сергеевой Л.А.
с участием
истца Сарапуловой Ю.В.
ответчика Буториной Т.Н.
представителя третьего лица – органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере управления муниципальным имуществом «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск» Коробейникова К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сарапуловой Ю. В. к Буториной Т. Н. о признании факта владения квартирой и включении недвижимого имущества в состав наследственной массы и признании права собственности на наследуемое имущество.
УСТАНОВИЛ:
Сарапулова Ю.В. обратилась в суд с иском к Буториной Т.Н. в котором просила установить юридический факт того, что ФИО2 при жизни владела на праве собственности квартирой № 3 в доме № №1-109/2014 по ул. <адрес> в городе <адрес>. Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершей <дата>, квартиру № 3 общей площадью 44,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Признать Сарапулову Ю.В. принявшей наследство в виде квартиры № 3 общей площадью 44,8 кв.м. расположенной по адресу: <адрес> признать ее собственницей вышеуказанного имущества.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ФИО2 <дата> г.р., являлась ее бабушкой по материнской линии. Она умерла <дата>. У ФИО2 в собственности (в соответствии с договором купли-продажи (передачи) квартиры в собственность граждан от <дата> была квартира № 2 в доме № №1-109/2014 по ул. <адрес>. Но это было только на бумаге. Фактически бабушка владела и пользовалась квартирой № 3 общей площадью 44,8 кв.м. по указанному адресу. После заключения договора приватизации квартиры <дата> ФИО2 составила завещание, которым завещала свою квартиру истцу. При внесении в завещание записи о наследодателе, нотариус допустил ошибку, указав вместо имени «С.» имя «Софья». <дата> Красноуфимским районным судом было вынесено решение, в соответствии с которым установлен факт принадлежности правоустанавливающего документа – завещания. После смерти ФИО2 истец совместно со своей матерью организовали похороны ФИО2, провели косметический ремонт квартиры, тем самым фактически приняв наследство.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении своих исковых требований, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик заявленные исковые требования признала.
Представитель третьего лица – ОМС «Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск» полагал, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. Суду показал, что при составлении договора передачи квартиры в собственность ФИО2 была допущена описка в номере квартиры, фактически была передана квартира № 3.
Третье лицо Волков А.Н. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. Ранее в предварительном судебном заседании 31.01.2020 полагал, что требования подлежат удовлетворению, при этом суду показал, что дом изначально состоял из двух половин. Соседи сделали к дому пристрой и разделили свою часть на две квартиры, после этого пошла путаница в нумерации. В настоящее время в доме три квартиры.
Заслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
Частью 2 ст. 218 ГК РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Статья 1153 часть 1 ГК РФ устанавливает, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельство о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, производил за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно справки СОГУП «Областной центр недвижимости» филиал «Красноуфимское БТИ» от <дата> №1-109/2014 следует, что многоквартирный дом, общей площадью 113,4 кв.м., состоящий из трех квартир № 1, 2, 3, расположен6ный по адресу: <адрес> первоначально был поставлен на технический учет <дата> и зарегистрирован за Красноуфимским леспромхозом на основании акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от <дата>, выданного по решению исполкома от <дата>. Сведения о принадлежности квартиры № 1 и № 3 не зарегистрированы, квартира № 2 зарегистрирована за ФИО2 в единоличную собственность, по договору купли-продажи (передачи) квартиры в собственность граждан от <дата>.
Из договора купли-продажи в собственность граждан от <дата> следует, что Совет народных депутатов г. Красноуфимска по договору с леспромхозом от <дата> передал в единоличную собственность ФИО2 квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от <дата>, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <дата> на праве общей долевой собственности (по 1/5) принадлежит ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13
При этом из представленного Красноуфимским БТИ инвентарного дела на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, следует, что квартира № 2 в доме № №1-109/2014 по ул. <адрес> в <адрес> на условиях социального найма была предоставлена ФИО9 ее супругу ФИО10, и их 2 детям (ордер №1-109/2014 от <дата>).
По договору передачи квартиры в собственность граждан от <дата> ОМС «Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск» передало квартиру № 2 дома № №1-109/2014 в по ул. <адрес> г. <адрес> в собственность ФИО12, ФИО13, ФИО9, ФИО11, ФИО10
Из ответа ГКУ СО «Государственный архив в г. Красноуфимске» от <дата> следует, что в документах архивного фонда ОАО «Красноуфимский леспромхоз» документов, подтверждающих предоставление жилья не имеется.
Из ответа МУП ГО Красноуфимск «Жилищно-коммунальное управление» от <дата> следует, что лицевой счет для оплаты ЖКУ по кв. № 2 дома № №1-109/2014 по ул. <адрес> в <адрес> был открыт на имя ФИО10, а по кв. № 3 данного дома на ФИО2
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при жизни ФИО2 владела квартирой № 3 дома № №1-109/2014 по ул. <адрес> в <адрес>, в связи с чем указанная квартира должна быть включена в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2
Согласно справки нотариуса, занимающегося частной практикой по нотариальному округу г. Красноуфимск и Красноуфимский район Свердловской области ФИО14 от <дата> №1-109/2014 после смерти ФИО2 умершей <дата> было заведено <дата> наследственное дело №1-109/2014. Наследником по завещанию, подавшим нотариусу заявление соответствующего содержания является внучка – ФИО15
Согласно повторного свидетельства о заключении брака от <дата> II-АИ №1-109/2014 ФИО15 вступила в брак с ФИО16 после чего ей была присвоена фамилия Сарапулова.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Сарапулова Ю.В. приняла наследство, открывшееся после смерти ФИО2
Доказательств обратного, суду не представлено, обоснованных возражений не заявлено.
При таких обстоятельствах исковые требования Сарапуловой Ю.В. обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сарапуловой Ю. В. удовлетворить.
Установить факт владения ФИО2 при жизни на праве единоличной собственности квартирой № 3 в доме № №1-109/2014 по ул. <адрес> в <адрес>.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, <дата> года рождения, умершей <дата>, квартиру общей площадью 44,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Признать Сарапулову Ю. В. принявшей наследство, после ФИО2, умершей <дата>.
Признать за Сарапуловой Ю. В. право собственности в порядке наследования после ФИО2, умершей <дата>, на квартиру общей площадью 44,8 м2, расположенную по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий С.М. Байдин