Судья Сорокина Е.Б. № 33-6346
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 августа 2019 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Садовой И.М.,
судей Песковой Ж.А., Кучминой А.А.,
при секретаре Черновой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самвеляна А.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности поставить на жилищный учет по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 13.03.2019 года, которым исковые требования Самвеляна А.А. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на жалобу, судебная коллегия
установила:
Самвелян А.А. обратился с указанным выше иском, просил признать за ним право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; возложить на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанность поставить его на учет нуждающихся в жилом помещенияи; взыскать с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что ответчиком ему незаконно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещении из специализированного государственного жилищного фонда области по тем основаниям, что он достиг возраста 23 лет. Указывает, что причины, по которым данный срок был пропущен, являются уважительными.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 13.03.2019 года исковые требования Самвеляна А.А. удовлетворены в полном объеме.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом при разрешении спора норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что причины пропуска истцом срока обращения по вопросу постановки на жилищный учет до достижения возраста 23 лет не являются уважительными. Истец не может быть принят на специализированный жилищный учет, поскольку статус обратившегося не соответствует требованиям статьи 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области».
Возражая против доводов жалобы, Самвелян А.А. просит отставить решение суда без изменения.
На заседание судебное коллегии лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени слушания дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Вступившим в действие с 01.01.2013 года Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В главе 9 Жилищного кодекса Российской Федерации «Жилые помещения специализированного жилищного фонда» часть 1 статьи 92 дополнена пунктом 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая статья 98.1 «Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
До 01.01.2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), абзаца 4 статьи 1 и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 01.01.2013 года таким гражданам в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 9 статьи 8 названного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом Законом Саратовской области от 02.12.2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, предусмотрена возможность реализовать право на жилое помещение, которое они имели, но не смогли реализовать по независящим от них причинам.
Указанное положение Закона Саратовской области направлено на защиту детей-сирот, достигших предельного возраста, установленного федеральным законодателем, которые не реализовали свое право своевременно по не зависящим от них обстоятельствам.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, а впоследствии по договору специализированного жилищного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Исходя из вышеназванных положений закона, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
При этом следует отметить, что отсутствие лиц, достигших возраста 23 лет, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых данные лица своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Из материалов дела видно и установлено судом первой инстанции, что Самвелян А.А. родился <дата> года, его мать С.А.А. решением Ржевского городского суда Тверской области от 06.04.200 года признана безвестно отсутствующей, отец С.А.Л. умер 22.08.2001 года.
Постановлением главы администрации Ржевского района Тверской области от 31.08.1999 года № 280 Самвелян А.Л. определен в детский дом, указанным постановлением за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
В период с 24.10.2000 года по 03.09.2009 года Самвелян А.А. находился на полном государственном обеспечении и являлся воспитанником детского дома № 2 города Саратов.
Постановлением главы администрации Ржевского района Тверской области от 22.04.2008 года № 152 Самвелян А.А. поставлен на учет нуждающихся в получении жилья в Ржевском районе Тверской области.
03.02.2009 года директором детского дома № 2 города Саратова в адрес органа опеки и попечительства администрации Ленинского района города Саратова направлено ходатайство о решении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении воспитанника детского дома № 2 города Саратова несовершеннолетнего Самвеляна А.А.
С 03.09.2009 года Самвелян А.А. выбыл из детского дома в связи с зачислением на учебу в Саратовский колледж радиоэлектроники им. П.Н. Яблочкова.
30.11.2010 года Самвеляном А.А. на имя директора указанного колледжа подано заявление с просьбой о рассмотрении вопроса о его жилье в городе Саратове.
На основании распоряжения главы Ржевского района Тверской области от 23.01.2013 года Самвелян А.А. снят с учета нуждающегося в жилом помещении.
Затем Самвелян А.А. обратился в администрацию Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» по вопросу постановки его на жилищный учет, в связи с чем администрацией запрашивались сведений из администрации Ржевского района Тверской области, из органа технического учета и регистрирующего органа.
К ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области истец обратился 17.09.2018 года (по достижении 25 лет).
20.09.2018 года в удовлетворении заявления ему было отказано по тем основаниям, что его статус не соответствует требованиям статьи 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области».
Других оснований для отказа истцу в постановке на жилищный учет ответчиком не приведено, судом не установлено.
Оценив представленные доказательства в совокупности, исходя из приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Самвеляна А.А., поскольку он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в предусмотренный законом срок по уважительной причине.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и его оценкой исследованных доказательств.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции Законов Саратовской области от 03.03.2014 года № 20-ЗСО, от 28.04.2015 года № 44-ЗСО) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, в случае, если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений при условии, что местом их жительства является Саратовская область.
В силу части 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 года) при рассмотрении вопроса о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью вне очереди, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, следует выяснять являются ли уважительными причины, в силу которых заявитель своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При этом причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, могут, в том числе, являться ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Как правильно указал суд первой инстанции, законным представителем несовершеннолетнего Самвеляна А.А. в период его обучения в Саратовском техникуме радиоэлектроники им. П.Н. Яблочкова являлась администрация данного учреждения.
Доказательств того, что во время прохождения обучения в Саратовском техникуме радиоэлектроники им. П.Н. Яблочкова администрацией образовательного учреждения предпринимались меры для оказания содействия в реализации права несовершеннолетнего Самвеляна А.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, причиной отсутствия Самвеляна А.А. в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, явилось не бездействие со стороны истца, а ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его прав его попечителя.
Кроме этого, отсутствуют доказательства, свидетельствующие о доведении до сведения истца информации о том, что он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей, после того, как он по достижении совершеннолетия предпринимал попытки встать на такой учет – обращался в администрацию Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов».
По существу доводы жалобы сводятся к переоценке представленных доказательств и иному толкованию закона, аналогичные обстоятельства были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований к переоценке указанных доказательств не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 13.03.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: