Дело № 2-141/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2018 года село Кочево
Кочевский районный суд Пермского края в составе судьи Петровой Л.С.,
при секретаре судебного заседания Шаньшеровой Л.В.,
с участием истца Пальшина Владимира Валерьевича,
ответчика - представителя Администрации Кочевского муниципального района Петерсон Вероники Геннадьевны,
третьего лица - Пальшина Валерия Ивановича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пальшина Владимира Валерьевича к Администрации Кочевского муниципального района о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 5 июня 2018 года незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии с даты наступления права в категорию «работающие»,
У С Т А Н О В И Л:
Пальшин В.В. обратился в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального района о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 5 июня 2018 года незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии с даты наступления права в категорию «работающие».
Свои требования мотивировал тем, что с 12 мая 2000 года его мать ФИО5 состояла в Администрации Кочевского района в очереди на получение жилищного сертификата гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В 2006 году его мать выехала за пределы Кочевского района. Решением комиссии по жилищным вопросам от 22 июня 2006 года учетное дело его матери было переоформлено на него.С этого момента он ежегодно подавал заявления в Администрацию Кочевского муниципального района о желании состоять в очереди на получение субсидии на приобретение жилья в которых указывал в качестве члена семьи отца - Пальшина В.И.
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района № 24 от 5 июня 2018 года он был снят и исключен из списка участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
С данным решением он не согласен и просит признать его незаконным, а также обязать восстановить его в очереди категории «работающие» с даты наступления права.
В судебном заседании истец Пальшин В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске, просил суд восстановить его в списке граждан участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в категории «работающие» с даты наступления права с составом семьи 2 человека.
Ответчик - представитель Администрации Кочевского муниципального района Петерсон В.Г. исковые требования не признала и суду пояснила, что поскольку первоначальным заявителем по делу являлась ФИО5 (мать истца), которая выехала в другую местность, учетное дело было неправомерно переоформлено на сына.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Третье лицо Пальшин В.И. поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить.
Суд, выслушав стороны, мнение третьего лица, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно преамбуле вышеуказанного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами учетного дела №, первоначальным участником подпрограммы по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ являлась ФИО5, которая была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с составом семьи из двух человек. (л.д. 35)
09 июня 2006 года Пальшин В.В. обратился в Администрацию Кочевского муниципального района о включении его в список граждан имеющих право на получение жилищных субсидий вместо выбывшей из <адрес> матери ФИО5 (л.д. 36)
В тот же день им подано на имя главы Администрации района заявление о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с составом семьи из четырех человек (он, супруга ФИО6, сын - ФИО7 и отец - ФИО3. (л.д. 39)
Решением комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Администрации Кочевского муниципального района Пермского края № 9 от 15 июня 2006 года учетное дело ФИО5 переоформлено на сына Пальшина В.В., категория определена «пенсионеры», поскольку в составе семьи значится отец, который является пенсионером. (л.д. 37-38) Однако, самостоятельное заявление Пальшина В.И. о переводе очереди на него или о постановке в очередь отсутствует и истцом и третьим лицом суду не представлено.
Начиная с 2010 года по 2018 год Пальшин В.В. ежегодно своими заявлениями на имя главы района подтверждал свое право и желание на участие в подпрограмме. (л.д. 51, 52)
Кроме того, по данным сводных списков граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий по Кочевскому муниципальному району начиная с 2009 года значится Пальшин В.В. в категории «пенсионеры». (л.д. 53-62)
Решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 5 июня 2018 года № 24, учетное дело № 674 снято с учета и Пальшин В.В. исключен из списка участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». (л.д. 21 оборотная сторона, л.д. 49)
Не согласившись с решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского района, Пальшин В.В. обратился с иском в суд.
С данным решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района, суд согласиться также не может по следующим основаниям.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879 (далее - Положение).
Подпунктом «б» пункта 21 Положения установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.
Буквальное толкование указанной нормы права свидетельствует о том, что снятию с учета подлежит гражданин, выехавший в другую местность на постоянное место жительства. При этом ни Федеральный закон от 25.10.2002 года N 125-ФЗ, ни упомянутое Положение не содержат прямого указания на одновременное снятие с учета членов семьи данного гражданина.
В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.
Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Исходя из приведенных норм постановке на учет подлежат только лица, у которых возникло это право.
Для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, предоставляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы: заявление по форме согласно приложению № 1; заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; справку о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; заверенную копию пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справку об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справку органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания. Заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, согласно приложению № 2, к заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения (п.п. 9, 10 Положения).
Согласно п. 14 Положения, в книге регистрации и учета производится запись о постановке гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, на учет или об отказе в постановке на учет с указанием номера и даты решения.
Согласно п. 16 Положения, на каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета.
Таким образом, с учетом характера и назначения рассматриваемых выплат, при решении вопроса о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, юридическое значение имеет установление факта прекращения (утраты) права гражданина на получение социальной поддержки.
Как установлено судом, документы необходимые для регистрации и постановки на учет Пальшиным В.В. были предоставлены. Как уже было указано 09 июня 2006 года Пальшин В.В. обратился в Администрацию Кочевского муниципального района о включении его в список граждан имеющих право на получение жилищных субсидий вместо матери ФИО5, также было подано параллельно с данным заявлением - заявление о включении его в состав участников подпрограммы. (л.д. 39)
Вместе с тем, абзац первый статьи 1 названного выше Федерального закона закрепляет право на получение жилищных субсидий граждан, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
Из содержания приведенной нормы следует, что федеральный законодатель установил право граждан на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет.
Таким образом, право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется различными условиями его возникновения, в том числе связанными с наличием у них общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет.
Действительно согласно данным трудовой книжки Пальшина В.В., справки Кочевского районного ЦЗН, справки МО МВД России «Кудымкарский» на момент постановки на регистрационный учет стаж его работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составлял менее 15 лет. (л.д. 16-17, 18, 64)
В то же время, данное обстоятельство стало возможным в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами Администрации Кочевского муниципального района, а не действиями Пальшина В.В. При постановке на учет специалист Администрации района должен был проверить наличие права у Пальшина В.В. претендовать на получение жилищной субсидии по состоянию на 09.06.2006 года и предложить заявителю представить документы, подтверждающие наличие у него 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации функциями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, одновременно возлагает на эти органы обязанность по соблюдению установленного порядка регистрации и учета указанной категории граждан.
Ежегодными заявлениями Пальшин В.В. подтверждал свое право и желание быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Данное обстоятельство подтверждается сводными списками граждан-участников подпрограммы за период с 2009 по 2017 годы, где в том числе, значится Пальшин В.В.
Учитывая, что неправомерными действиями Администрации Кочевского муниципального района Пальшин В.В. был введен в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в результате чего по вине должностных лиц органов местного самоуправления он лишился возможности при достаточности необходимого северного стажа своевременно встать на учет, то снятие гражданина с учета и исключение из списка участников подпрограммы по истечении значительного периода времени, не может быть признано законным.
Принимая во внимание, что право Пальшина В.В. на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ возникло 18 июля 2010 года, следовательно, он подлежит восстановлению в очереди на выделение субсидии с момента возникновения у него фактического права на включение в данную очередь в категории «работающие», а не «пенсионеры», поскольку пенсионером он не является, следовательно и не имеет права состоять в данной категории.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Кочевского муниципального района в пользу Пальшина В.В. подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска суммы госпошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пальшина Владимира Валерьевича удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района № 24 от 5 июня 2018 года о снятии с учета Пальшина Владимира Валерьевича и исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»,незаконным.
Обязать Администрацию Кочевского муниципального района восстановить Пальшина Владимира Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кочевскому муниципальному районув категории «работающие» с даты наступления пятнадцатилетнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то есть с 18 июля 2010 года, с составом семьи два человека по учетному делу № 674.
Взыскать с Администрации Кочевского муниципального района в пользу Пальшина Владимира Валерьевича судебные расходы в сумме 300 руб. (триста рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>